Осуществляемая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к личностно-ориентированному обучению.
Прежде всего необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В педагогической литературе чаще всего встречается следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя»[2, с. 253]. В. И. Загвязинский дает следующее определение: «Это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им»[1, с. 155]. П. И Пидкасистый [3] в своем научном исследовании рассматривает самостоятельную работу учащихся с нескольких точек зрения. Самостоятельная работа учащихся у П. И. Пидкасистого – это:
– вид познавательной деятельности;
– средство обучения;
– специфическая форма учебного и научного познания.
Л. М.Фридман определяет самостоятельную учебную работу как способ организации учебного процесса, направленный на формирование принципов самодеятельности, самоорганизации, развития [4]. В общем случае это любая деятельность студента, создающая условия для возникновения познавательных интересов, формирования умений и навыков самостоятельной работы, обучения учащихся общим принципам и приемам организации самообразования, развития творческого мышления.
Анализ учебной и методической литературы по общетехническим дисциплинам для подготовки учителя технологии позволяет выявить недостатки дидактических материалов, мешающие организации полноценной самостоятельной работе студентов: множество однообразных типовых задач, отсутствие уровневой дифференциации учебного материала, недостаточное количество специально предусмотренных для самостоятельной работы методических и научно-практических пособий и рекомендаций и т.п.
Рассмотрим особенности организации СРС на примере дисциплин общетехнической подготовки студентов педагогического вуза. За основу возьмем курс «Теплотехника».
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. В настоящее время рабочие тетради по циклу учебных дисциплин вошли в методическую систему обучения полной средней школы. Однако широкого применения в профессиональной подготовке специалистов этот вид средств обучения пока не нашел.
Энциклопедическое определение средств обучения характеризует рабочую тетрадь как материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося.
Опираясь на работы исследователей по организации СРС и дидактическим средствам, обеспечивающим самостоятельную работу, мы разработали рабочую тетрадь по курсу «Теплотехника». Курс «Теплотехника» является дисциплиной предметной подготовки, включенной в федеральный компонент ГОС ВПО второго поколения по направлению «Технологическое образование». Сокращение часов на аудиторные занятия, увеличение доли самостоятельной работы студентов в системе современного высшего профессионального образования потребовали разработки новых дидактических средств, определения соответствующих форм и методов работы со студентами. Примером современного дидактического средства для обеспечения СРС может служить Рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника», которая содержит комплекс заданий и упражнений для самостоятельной работы, а также систему заданий для самопроверки и самооценивания.
Материал рабочей тетради структурирован следующим образом: введение, список рекомендуемой литературы, задания по теоретическим разделам курса – термодинамики и теории теплообмена, – игротека, листы для индивидуальной самостоятельной работы студента.
Введение включает в себя обращение к студенту, раскрывает особенности расположения материала, дает рекомендации по работе с тетрадью, расшифровывает список основных обозначений в заданиях.
Каждая тема в тетради представлена системой заданий типа: допишите предложение, формулу, единицы измерения; ответьте кратко на вопрос; выберите правильный ответ; найдите ответ, пользуясь различными источниками, изобразите график; решите задачу. Игротека предлагает студентам работу с кроссвордом, решение головоломок по темам курса «Теплотехника». Индивидуальная самостоятельная работа предполагает выполнение студентом творческих заданий, например, составить тесты открытого и закрытого типов; пользуясь несколькими источниками, сделать краткое сообщение; придумать задачу. В рабочей тетради представлена система контроля и самооценивания студентом результатов самостоятельной работы.
Предложенная рабочей тетрадью система заданий различается по следующим параметрам:
а) уровню самостоятельной работы;
б) функциям в образовательном процессе – обучающая, развивающая, воспитывающая, формирующая, рационализирующая, контролирующая;
в) способам представления заданий (тестовые, графические, текстовые, игровые);
г) способу выполнения заданий (текстовые, графические, расчетные);
д) виду источника информации ( печатный, электронный);
е) количеству различных источников (один учебник, несколько учебников, сайты сети Интернет, периодические издания);
ж) характеру учебной деятельности (теоретический, практический, графический, проектный, с элементами исследования и творчества).
Рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника» предполагает следующие виды самостоятельной деятельности студентов: индивидуальная аудиторная самостоятельная работа в процессе проведения практических занятий и индивидуальная внеаудиторная самостоятельная работа.
Предлагаемая нами рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника» выполняет все функции рабочей тетради, соответствует смешанному виду рабочей тетради и включает в себя разнообразные задания – задания-упражнения, задания графического типа, задания-тесты, игровые задания и т.п.
Рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника» может рассматриваться как особое дидактическое средство, обеспечивающее самостоятельную работу студентов, контроль и самоконтроль в процессе овладения учебным материалом.
Литература
1. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
3. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
4. Фридман, Л. М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст]: кн. для учителя / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=568&Itemid=28 |