Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Осуществляемая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к личностно-ориентированному обучению. 

Прежде всего необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В педагогической литературе чаще всего встречается следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя»[2, с. 253]. В. И. Загвязинский дает следующее определение: «Это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им»[1, с. 155]. П. И Пидкасистый [3] в своем научном исследовании рассматривает самостоятельную работу учащихся с нескольких точек зрения. Самостоятельная работа учащихся у П. И. Пидкасистого – это:

– вид познавательной деятельности;

– средство обучения;

– специфическая форма учебного и научного познания.

Л. М.Фридман определяет самостоятельную учебную работу как способ организации учебного процесса, направленный на формирование принципов самодеятельности, самоорганизации, развития [4]. В общем случае это любая деятельность студента, создающая условия для возникновения познавательных интересов, формирования умений и навыков самостоятельной работы, обучения учащихся общим принципам и приемам организации самообразования, развития творческого мышления.

Анализ учебной и методической литературы по общетехническим дисциплинам для подготовки учителя технологии позволяет выявить недостатки дидактических материалов, мешающие организации полноценной самостоятельной работе студентов: множество однообразных типовых задач, отсутствие уровневой дифференциации учебного материала, недостаточное количество специально предусмотренных для самостоятельной работы методических и научно-практических пособий и рекомендаций и т.п.

Рассмотрим особенности организации СРС на примере дисциплин общетехнической подготовки студентов педагогического вуза. За основу возьмем курс «Теплотехника».

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. В настоящее время рабочие тетради по циклу учебных дисциплин вошли в методическую систему обучения полной средней школы. Однако широкого применения в профессиональной подготовке специалистов этот вид средств обучения пока не нашел.

Энциклопедическое определение средств обучения характеризует рабочую тетрадь как материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося.

Опираясь на работы исследователей по организации СРС и дидактическим средствам, обеспечивающим самостоятельную работу, мы разработали рабочую тетрадь по курсу «Теплотехника». Курс «Теплотехника» является дисциплиной предметной подготовки, включенной в федеральный компонент ГОС ВПО второго поколения по направлению «Технологическое образование». Сокращение часов на аудиторные занятия, увеличение доли самостоятельной работы студентов в системе современного высшего профессионального образования потребовали разработки новых дидактических средств, определения соответствующих форм и методов работы со студентами. Примером современного дидактического средства для обеспечения СРС может служить Рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника», которая содержит комплекс заданий и упражнений для самостоятельной работы, а также систему заданий для самопроверки и самооценивания.

Материал рабочей тетради структурирован следующим образом: введение, список рекомендуемой литературы, задания по теоретическим разделам курса – термодинамики и теории теплообмена, – игротека, листы для индивидуальной самостоятельной работы студента.

Введение включает в себя обращение к студенту, раскрывает особенности расположения материала, дает рекомендации по работе с тетрадью, расшифровывает список основных обозначений в заданиях.

Каждая тема в тетради представлена системой заданий типа: допишите предложение, формулу, единицы измерения; ответьте кратко на вопрос; выберите правильный ответ; найдите ответ, пользуясь различными источниками, изобразите график; решите задачу. Игротека предлагает студентам работу с кроссвордом, решение головоломок по темам курса «Теплотехника». Индивидуальная самостоятельная работа предполагает выполнение студентом творческих заданий, например, составить тесты открытого и закрытого типов; пользуясь несколькими источниками, сделать краткое сообщение; придумать задачу. В рабочей тетради представлена система контроля и самооценивания студентом результатов самостоятельной работы.

Предложенная рабочей тетрадью система заданий различается по следующим параметрам:

а) уровню самостоятельной работы;

б) функциям в образовательном процессе – обучающая, развивающая, воспитывающая, формирующая, рационализирующая, контролирующая;

в) способам представления заданий (тестовые, графические, текстовые, игровые);

г) способу выполнения заданий (текстовые, графические, расчетные);

д) виду источника информации ( печатный, электронный);

е) количеству различных источников (один учебник, несколько учебников, сайты сети Интернет, периодические издания);

ж) характеру учебной деятельности (теоретический, практический, графический, проектный, с элементами исследования и творчества).

Рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника» предполагает следующие виды самостоятельной деятельности студентов: индивидуальная аудиторная самостоятельная работа в процессе проведения практических занятий и индивидуальная внеаудиторная самостоятельная работа.

Предлагаемая нами рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника» выполняет все функции рабочей тетради, соответствует смешанному виду рабочей тетради и включает в себя разнообразные задания – задания-упражнения, задания графического типа, задания-тесты, игровые задания и т.п.

Рабочая тетрадь по курсу «Теплотехника» может рассматриваться как особое дидактическое средство, обеспечивающее самостоятельную работу студентов, контроль и самоконтроль в процессе овладения учебным материалом.


Литература 

1. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

3. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

4. Фридман, Л. М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст]: кн. для учителя / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.


Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=568&Itemid=28
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (12.09.2009)
Просмотров: 1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru