В настоящее время в США ищут новые подходы к обучению учителей. Это связано с тем, что при традиционной переподготовке учителей они не в состоянии применять на практике все те знания, умения и навыки, которые они получили на курсах, Американские педагоги объясняют это: во-первых, чрезмерным вниманием к регулированию поведенческого репертуара, педагогической техники в ущерб заботе о ценностно-эмоциональной и когнитивно-познавательной сферах личности. Во-вторых, они считают, что авторы программ игнорируют то огромное влияние, которое оказывает на учителя сложная социальная система, каковой является школа. Одним из новых подходов стал активно разрабатываемый сегодня со- циально-психологический подход, при котором предлагается направить усилия на реформирование школьной среды, которая сама обеспечивает стимулирование или подавления поведения определенного типа. Таким об- разом, повышение профессионального мастерства рассматривается не как цель, а как результат. Носители этих идей не противопоставляют себя сторонникам конвергентного подхода, предполагающего обучение всех учи- телей одинаковому набору профессиональных навыков и поведенческих об- разцов. Но они справедливо ставят проблему послекурсовой адаптации учителей к реальным условиям школьной жизни. Адаптационные трудности носят как морально-психологический, так и структурно-организационный характер. В основе этих трудностей лежат, с одной стороны, консерва- тизм, традиционализм "педагогического менталитета" практиков, с другой - закостенелость, неповоротливость школьной системы. Основная цель повышения квалификации - в изменении школьной сре- ды, обеспечивающей эффективность работы педагогического коллектива. Добиться результата можно двумя путями: - во-первых, внедряя определенные схемы ролевого поведения и вза- имодействия, используя нормативы - стандарты организационного поведе- ния, одни его типы рассматривая в качестве предпочитаемых, одобряемых, а другие - в качестве нежелательных и порицаемых; - во-вторых, создавая благоприятный микроклимат, такую внутреннюю психологическую атмосферу, которая характеризуется теплотой, уважением мнений и взглядов. Главным источником появления специальным программ ПК, ориентиро- ванных на потребности школьных систем, стали идеи психологии организа- ции и управления, известные под разными названиями: промышленная соци- альная психология, организационная психология, организационное поведе- ние, психология менеджмента. Наибольший интерес для специалистов в области ПК (повышения ква- лификации) представляет один из важнейших разделов организационной психологии, получивший название ОД (перевод: развитие организации - "organizalios eleselofment"). теоретиками этого направления стали аме- риканские педагоги и психологи Р.Шмак, М.Майлз и Ф.Рункел. "Развитие организации" (ОД) - это спланированное, длительное при- менение социально-психологических знаний с целью улучшения функциони- рования системы на основе использования членами организации рефлексив- ных аналитических методов. Под рефлексивными методами при этом понима- ются приемы, которые включают непосредственно самих членов педагоги- ческого персонала в процесс оценивания, диагностирования и формирова- ния новых школьных структур"(Р.Шмак). В рамках одной ориентации выделяются два существенных положения: во-первых, целью необходимых изменений является система, а во-вторых, проводниками этих изменений становятся члены организации. Авторы прог- рамм ОД видят свою основную задачу в обучении учителей, администрато- ров, представителей вспомогательного персонала школ, стратегиям, поз- воляющим менять школьную систему. Рассмотрим одну из программ Майлза, Шмака и Рункела.
Программа повышения квалификации в рамках "организационного развития".
Анализируя условия эффективного использования социально-психоло- гического тренинга в школах, авторы программы выделили целый ряд фак- торов и обстоятельств: социально-психологические воздействия более эффективны, если их целью является система или подсистема, а не отдельно взятые индивиды, непосредственно не связанные функциональной взаимосвязанностью; непосредственным объектом работы должны стать деловые и нефор- мальные связи внутри - и межгрупповом уровнях; усилия должны быть направлены на осознание членами педагогическо- го персонала противоречия между намечаемыми организационными целями и задачами и реально достигаемыми результатами; необходимо помочь школе выявить неиспользованные пока ресурсы, стимулировать создание новых подсистем, которые способны мобилизовать и актуализировать потенциальные возможности. Другими словами авторы программы рассматривают новые подсистемы в структуре школьной организации в качестве основной цели и средства ре- формирования образовательной системы. Подсистемы - это активно дейс- твующие группы по совершенствованию деятельности, которые состоят из учителей, администраторов, вспомогательного персонала. Их задача зак- лючается в определении направления и выработке средств, с помощью ко- торых все члены пед.коллектива могут способствовать повышению качест- венного уровня и эффективности работы школы. Цель программы - создание групп по совершенствованию деятельности школы. Прежде всего авторы попытались определить, какими основными чертами обладают члены эффективно работающих групп, то есть найти от- вет на вопрос, что надо развивать и поощрять в рамках тренировочных программ. Выводы: члены эффективно работающих групп хотят понимать смысл своей работы, все, что происходит вокруг них, чтобы быть в состоянии помочь другим, они хотят принимать участие в постановке целей и выра- ботке плана их реализации; они готовы нести свою долю ответственности за неудачу, равно как разделить успех. Следующим шагом стала разработка конкретных задач тренинга: 1) расширить понимание каждым членом коллектива взаимозависимости и взаимной ответственности, а также специфики делового и межличностно- го взаимодействия; 2) создать четкую сеть коммуникаций как по вертикали, так и по горизонтали; 3)усилить понимание каждым членом коллектива всего комплекса раз- нообразных целей школы; 4) вскрыть потенциальные организационные конфликты, перенести их в плоскость конструктивного решения; 5) найти альтернативные способы решения проблем посредством про- игрывания ролей, предполагающих большую ответственность; 6) изыскать нетрадиционные способы оценки текущих требований и достигнутых результатов; 7) вовлечь как можно больше людей на всех уровнях в процесс сов- местного принятия решений; 8) продумать процедуры поиска инноваций как внутри школы, так и вне ее. Условия реализации программы. Соблюдение последовательности этапов внедрения специалистов ОД в школьную систему: - первоначальный контакт с администрацией школы, отделом образо- вания с целью получения согласия на проведение социально-психологичес- кой коррекции в школе; - встреча организаторов ОД со всем персоналом школы (определение задач, необходимых технических и организационных условий; акцент на работу со всем коллективом школы); - сбор информации о состоянии организационных процессов в школе; - обратная связь: собранная информация доводится до сведения все- го персонала школы; определяются цели организационно-психологического вмешательства в структуру школы; - реализация тренировочной программы; - текущий сбор данных в ходе процесса обучения с целью оценки его эффективности; принятие решения о завершении программы обучения на ос- нове этой информации. ┴Библиография┬ Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социально-психоло- гический подход // Педагогика, 1992, 7-8.- с.102-109
Источник: http://edu.redline.ru/data/579.txt |