Личностно-ориентированный характер обучения техническому труду открывает новые резервы для развития творческой личности. Культурологическая концепция технологического образования должна являться основой для новой образовательной парадигмы, которая направлена на процесс обогащения рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного мира обучающегося и предполагает достижение единонаправленности его разума, воли и чувств.
Данные преобразования возможны только в случае существенных изменений в технологии педагогического взаимодействия и качественного обновления всех сторон учебно-воспитательного процесса трудового обучения – его содержания, методов и форм. Основными задачами становятся обновление структуры и содержания учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» и изменение отношений учителя и учащихся.
Учитель технического труда должен перевести обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью. Ему необходимо расширить профессионально-педагогическую деятельность носителя и передатчика научно-технической информации функцией управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и организации их самостоятельной работы. Это будет способствовать формированию личностно-ориентированной самостоятельности учащихся в процессе их технологического образования.
В настоящее время в современной общеобразовательной школе происходят глобальные системные изменения в технологическом образовании учащихся. Учёным-педагогам, педагогам-исследователям и учителям-предметникам необходимо понять характер появившихся проблем и ответить на ряд актуальных вопросов: «Как соединить заказ общества и потребности личности на технологическое образование?», «Каковы должны быть современные образовательные стандарты?», «С помощью чего и как можно обеспечить разгрузку ученика и сохранить его здоровье?», «Как соединить традиционно фундаментальный характер школьного технологического образования с потребностью детей в практической подготовке к реальной повседневной жизни?» и т. д.
Одной из определившихся тенденций развития обучения учащихся техническому труду является личностная ориентация технологического образования. Главная цель личностно-ориентированного технологического образования должна быть направлена на формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Цель личностно-ориентированного технологического образования в процессе обучения учащихся техническому труду будет достигнута, если:
– структура и содержание технологического образования будут приведены в соответствие со спецификой личностного развития учащегося;
– технологическое образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию процесса обучения техническому труду;
– процесс обучения техническому труду будет основан на таких образовательных технологиях и видах деятельности учащихся, которые научат их реализовывать свой творческий потенциал по отношению к каждому из изучаемых учебных предметов;
– будет осуществлен переход к понятию открытого содержания технологического образования как непрерывно изменяющейся системы, включающей информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения;
– обучение техническому труду строиться так, чтобы одновременно создавались условия для индивидуальной образовательной программы ученика, в содержание которой входят культурно-исторические достижения и традиции, современное технологическое развитие общества, т. е. общекультурный и общенациональный компонент технологического образования должен сочетаться с личностным компонентом.
Для достижения цели личностно-ориентированного технологического образования в процессе обучения учащихся техническому труду необходимо решить следующие задачи:
1. Выделение общекультурного компонента технологического образования.
2. Сочетание самореализации и социализации учащихся.
3. Продуктивная ориентация технологического образования.
4. Определение технологического образования как образовательной среды для личностного развития учащихся.
5. Деятельностное содержание технологического образования.
Вместе с тем проектирование личностно-ориентированного технологического образования обеспечивает: реализацию ученического компонента в технологическом образовании; индивидуальную образовательную программу учащихся; продуктивную образовательную деятельность ученика.
В свою очередь, характеристика проблем, относящихся к развитию личностно-ориентированного подхода к проектированию технологического образования, обусловлена содержанием следующих основных направлений:
1. Разработка методологических основ личностно-ориентированного технологического образования и их реализация на всех уровнях и этапах школьного образования, включая систему подготовки кадров и научно-методического сопровождения образования.
2. Исследование роли и влияния личностной ориентации обучения техническому труду на модернизацию системы школьного образования.
3. Проблема соотношения субъектного и объектного в технологическом образовании. Данная проблема нуждается не столько в общем решении, сколько в определении приоритетов личностно-индивидуального и социально-общественного характера обучения учащихся техническому труду в зависимости от этапа и уровня развития личности. Решение данной проблемы связано с выявлением методологических закономерностей, присущих процессу личностно ориентированного обучения техническому труду на разных возрастных периодах и ступенях технологического образования; с исследованием взаимодействия между собой принципов природосообразности и культуросообразности при разработке требований к подготовке учеников.
4. Личностное содержание технологического образования. Проектирование личностного содержания технологического образования требует разработки и задания для учащихся образовательной среды и механизмов деятельности в ней, которые позволят ему выращивать собственное содержание образования, двигаясь по индивидуальной программе изучения фундаментальных образовательных объектов, обязательных для учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Отдельной и наименее разработанной проблемой является создание электронных учебников личностно ориентированного содержания обучения техническому труду, планируемых для использования в мультимедийной среде.
5. Природосообразные, здоровьесберегающие, продуктивные образовательные технологии. Такие технологии позволяют детям обучаться соответственно своей природе. Продуктивный и деятельностный характер технологического образования ориентирует учебный процесс на овладение специальными умениями и навыками, формирование базовых технико-технологических понятий, способов решения графических, технологических и конструкторских задач. Методологической проблемой является отбор оптимальных для каждого этапа обучения учащихся техническому труду личностно ориентированных технологий, а также поиск форм интеграции деятельностного компонента содержания технологического образования с тематическим.
6. Личностно-ориентированная система диагностики и контроля. Контролю и оценке должны подлежать все заявляемые цели технологического образования учащихся. Условием фиксации личностных результатов технологического образования является применение современных технологий обучения, разработка которых составляет отдельную научно-педагогическую проблему конструирования личностно-ориентированного содержания, методов и форм организации обучения учащихся техническому труду.
Выявление проблем, связанных с проектированием личностно-ориентированного обучения техническому труду – первый шаг на пути их решения. Научные исследования в данном направлении жизненно необходимы, поскольку усиление роли личности ученика в его технологическом образовании – это главное условие перехода к новому качеству общего среднего образования.
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=508&Itemid=28 |