2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ... 3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к организации технологического образования в условиях модернизации российского образования... 12 1.1.Теоретические подходы к формированию технологической культуры учащихся в условиях модернизации образования... 12 1.2. Теоретические основы технологической подготовки учащихся... 33 1.3. Технологическое образование как фактор формирования и развития личности школьника... 48 ГЛАВА 2. Концептуальные подходы к организации технологического образования в Карачаево-Черкесской республике в условиях модернизации образования... 67 2.1 Основные принципы реализации концепции профильного обучения на территории Карачаево-Черкесской республики... 67 2.2.Педагогические подходы к реализации основных положений образовательной области «Технология»... 104 2.3. Творческая познавательная деятельность школьников в процессе технологической подготовки... 138 2.3.1 .Результаты социологического опроса учителей, учащихся, родителей по их отношению к профильному обучению... 148 Библиографический список источников... 135 ПРИЛОЖЕНИЕ (в электронной форме)... 192 Введение: ВВЕДЕНИЕ Общая характеристика работы Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации ч данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы [71] предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной :' подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» Актуальность исследования подтверждается тем обстоятельством, что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, .выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся школы. Школьники должны усвоить основы знаний и ( умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности. Важность и значимость трудовой подготовки и подходы к ее '! преподаванию рассматривались такими классиками педагогической науки, 1 как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. | Позднее собственно разработкой вариантов осуществления трудовой .,';' подготовки школьников занимались: за рубежом - Дж. Дьюи , 4 Г.Кершенштейнер, Р. Штейнер и др., в нашей стране ученые и педагоги ГГ.П. Блонский, СТ. Шацкий, А.Н. Волковский , СМ. Ривес , М.Н. Шульман, В.А. Сухомлинский и другие. Особый вклад в решение вышеуказанной проблемы внесли П.И. Христианович, разработавший школьную программу трудовых занятий начиная с девятилетнего возраста, а также К.Ю. Цируль, методически обосновавший введение в общеобразовательной школе нового для своего времени предмета «Ручной • труд». Вместе со своими единомышленниками Н.П. Столпянским, Н.В. Касаткиным, Д.И. Загребиным и другими при отборе ремесел для построения курса обучения в качестве критериев он рассматривал в частности: соответствие возрасту и силам детей и возможность методически обоснованного построения курса. В советское и постсоветское время общие вопросы трудового обучения рассматривали П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.М. Казакевич, В.А. Кальней, А.С. Лында, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.С. Столяров, Д.А. Тхоржевский, Ю.Л. Хотунцев и другие ученые. Разработкой методики трудового обучения в общеобразовательной школе в последние десятилетия занимались: Р.А. Гаустов, В.И. Горовая, Л.М. Гукасова, В.Н. Даванов, Н.М. Конышева, В.П. Кузнецов, И.Г. Майорова, В.Г. Машинистов, В.И. Романина, Я.А. Рожнев , А.Е. Стахурский , Б.В. Тарасов, Н.Е. Цейтлин и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и средства трудового обучения в школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью «Технология» к технологической подготовке учащихся ОУ в условиях реализации концепции профильного обучения. На сегодняшний день недостаточно разработанными являются методологические подходы к организации профильного обучения на старшей ступени общего образования, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предложенная Министерством образования РФ Концепция профильного обучения, формулирует их в самом общем виде. Очевидно, что 5 отработка модели профильной школы требует проведения специальных педагогических исследований и экспериментальной проверки. Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью и важностью осуществления технологической подготовки школьников и отсутствием разработанных подходов к преподаванию образовательной области «Технология» в условиях профильного обучения, что и определило содержание и тему настоящего исследования: «Технологическое образование в условиях реализации концепции профильного обучения» Под технологическим образованием мы понимаем - организованный процесс обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готовности школьника к преобразовательной деятельности. Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации преподавания образовательной области «Технология» в профильной школе. Объект исследования — процесс преподавания технологии в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования - технологическое образование в условиях реализации концепции профильного обучения. Цель исследования - разработка научно-обоснованных основ организации технологического образования школьников в условиях профильного обучения. . Гипотеза исследования: возникновение профильных общеобразовательных учреждений в России в начале XXI века исторически обусловлено и они будут педагогически и социально целесообразны в том случае, если: • будет продуктивно использован исторический опыт и традиции инновационных образовательных учреждений недавнего прошлого; 6 • парадигма их образовательного процесса будет отвечать потребностям общества и ребенка, то есть характеризоваться вариативностью, интерактивностью и альтернативностью; • образовательная среда профильной школы будет носить развивающий характер, благодаря использованию передовых педагогических технологий. Поскольку исследуемая проблема организации технологического образования в профильной школе недостаточно разработана на теоретико-методологическом уровне, это естественным образом выводит на необходимость четко сформулировать задачи изучения образовательного процесса в профильном ОУ как объекта самостоятельного педагогического изыскания. Эти задачи представляются следующим образом: Задачи исследования: I.Определить характерные особенности преподавания образовательной области «Технология» в профильной школе. 2.Разработка и исследование механизмов взаимодействия профессионального образования и профильной школы. 3.Провести анализ теоретико-методологических подходов к организации профильного обучения на старшей ступени общего образования, 4.Обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы профильной технологической подготовки в образовательном учреждении на основе личностно-ориентированной модели обучения. 5.Провести социологическое исследование отношения родителей, учителей и детей к профильному обучению Методологической и теоретической базой исследования являются философские положения об определяющей роли труда и трудовой подготовки для развития творческой личности, согласно которым человек рассматривается как активный субъект деятельности; положения о единстве теории и практики, о ведущей роли практики в процессе познания; учение о диалектическом единстве и закономерности связи процессов обучения и 7 воспитания с основными элементами социальной жизни; философская (Л.П. Буева, М.С. Каган) и психологическая (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев) теории деятельности; положения о ведущих типах деятельности (Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и видах деятельности (А.М. Новиков); теория личности (B.C. Леднев, В.А. Сластенин), основополагающие принципы педагогики о разносторонней и гармонично развитой личности, политехническом образовании и соединении обучения с производительным трудом ( П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, К.Н. Катханов, В.А. Поляков, С.Г. Шаповаленко ), о личностно-деятельностном подходе в обучении и воспитании. Концепция метода проектов (Дж. Дьюи., У.Кильпатрик.); концепция формирования технологической культуры школьников (Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко), концептуальные основы образовательной области «Технология» (П.Р. Атутов, В.А. Кальней, В.Д. Симоненко, ЮЛ. Хотунцев); Методы исследования Анализ проблемы организации профильного технологического образования, разумеется сопряжен не только с теоретико-методологическим осмыслением, но и с работой по отслеживанию реалий практической инновационной деятельности. Успешной эта работа может быть только в случае использования широкого спектра методов исследования. В их числе: • анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы; • анализ документации: исследовательских, образовательных и развивающих программ, учебных и воспитательных планов, программ и планов дополнительного образования; • анкеты, опрос-выявление ценностных ориентацией, приоритетов, определение уровня комфортности обучающихся; • тестирование, наблюдение с целью изучения продуктов образовательной деятельности учащихся, 8 • опытно-экспериментальная работа, включающая анализ деятельности педагогов и учащихся Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе ( 1996-1999 т.т.) производился теоретический анализ психолого-педагогической, методической и технической литературы, касающейся проблемы исследования. Рассматривался опыт работы учителей трудового обучения в образовательных учреждениях республики Разрабатывались общие подходы к преподаванию образовательной области «Технология» в ОУ, лицеях и гимназиях. Определялись цели и задачи исследования, а также методы их реализации. Был начат педагогический эксперимент. На втором этапе (1999-2002г.г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, определялись требования к построению методики обучения, разрабатывалась концепция, рассматривались педагогические возможности реализации метода проектов. На третьем этапе (2002-2003 г.г.) была разработана и апробирована концепция реализации профильного обучения в ОУ республик, с учётом промежуточных результатов педагогического эксперимента, производилась статистическая обработка результатов эксперимента, формулировка выводов и оформление диссертации. Научная новизна исследования состоит в: • обосновании представления о вариативности образования, правомерности учреждения и развития новой организационно -учебной структуры - профильная школа как образовательная модель формирования интеллектуального потенциала страны; • определении психолого-педагогических условий интеллектуального и технологического развития личности ученика (конкурсный отбор, развивающая образовательная среда, личностно-ориентированный подход, метод проектов, современные передовые педагогические технологии, сочетание коллективной и индивидуальной познавательной 9 деятельности учащихся). Теоретическая значимость исследования состоит в: • теоретическом обосновании и демонстрации преемственности используемых в ОУ традиционных и инновационных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Теоретически обоснована характеристика профильной школы как инновационного учебного заведения, занимающего важного места в цепи непрерывного образования. В работе определены психолого-педагогические условия интеллектуального и технологического развития личности ученика (конкурсный отбор, развивающая образовательная среда, личностно-ориентированный подход, метод проектов, современные передовые педагогические технологии, сочетание коллективной и индивидуальной познавательной деятельности учащихся). Практическая значимость исследования заключается в следующем: • содержащиеся в работе теоретические положения и выводы возможно использовать при реализации педагогами личностно-ориентированных программ; • выявленные качественные характеристики современного профильного образования позволят совершенствовать учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях; • разработанные теоретические подходы к проблеме сочетаются с обоснованием практико-ориентированных аспектов ее содержания; • теоретически обоснованные и внедренные в практику психолого-педагогические условия интеллектуального и технологического развития обучающихся могут быть использованы в организации педагогического процесса не только профильных школ, но и общеобразовательных учреждений с профильными технологическими классами; • результаты, материалы и анализ социологического исследования успешно используются в практике работы профильных школ и классов, а так же в работе с учителями и классными руководителями и родителями. 10 Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии, философии образования, адекватностью методов целям и задачам исследования, реализацией системного и комплексного подхода в исследовании, опорой на повседневную педагогическую работу диссертанта, а так же количественными и качественными данными проведенных исследований данной проблемы и репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом. На защиту выносятся следующие положения: • особенности организации педагогического процесса в профильных классах (конкурсный набор, обеспечение высококвалифицированными кадрами, связь с ВУЗами, современные технологии обучения) наилучшим образом обеспечивают условия для реализации личностно-ориентированного образования - главного стержня современной парадигмы образования; • создание многофункциональной образовательной школы с профильными классами, которая обеспечит своим учащимся хорошую базовую общеобразовательную, технологическую, политехническую подготовку • совершенствование социально-педагогического мастерства учителя как важнейшего фактора реализации профильного технологического образования. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Структура работы определяется задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью. Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; представлены методологические основы и методы изучения проблемы, охарактеризованы 11 этапы работы, показана ее теоретическая новизна и теоретическая значимость, указывается сфера апробации В первой главе раскрываются теоретико-методологические подходы к организации технологического образования в условиях модернизации российского образования. Говорится о том, что технологическая подготовка в условиях профильного обучения должна стать такой, чтобы учащиеся не только обладали универсальными знаниями и умениями, но и также был бы мобильны умели пополнять свои знания, умели самостоятельно добывать нужную информацию и умели бы ей воспользоваться. Определены основные задачи и основные направления их реализации. Во второй главе отражены концептуальные подход к организации технологического образования в республике в условиях реализации концепции профильного обучения, Представлены итоги социологических подходов, работы круглого стола. Рассматриваются возможности системы повышения квалификации учителей, которая объединяет учителей-практиков и позволяет им не только усваивать профессионально-творческие знания, но и овладевать собственным опытом творческой деятельности. Говорится о том, что профессионально-творческое развитие учителя в процессе повышения квалификации ориентировано на его дальнейшее саморазвитие и самореализацию. А так же рассматриваются возможности участия в экспериментальной работе по предпрофильной подготовке, которая позволит более качественно создать модель профильного образования. Это даст возможность каждому учащемуся реализовать индивидуальные образовательные потребности и выстроить успешную деятельность в жизни. Заключение отражает выполнение поставленных исследованием задач. Завершает диссертационное исследование перечень использованной литературы. 12 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к организации технологического образования в условиях модернизации российского образования. 1.1. Теоретические подходы к формированию технологической культуры учащихся в условиях модернизации образования. «Есть перспективное эффективное образование - будет и эффективное государство». В этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре прошлого года выражена вся суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики, в ней - ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века, в ней признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России. Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования. Реализация плана действий Минобразования России на 2002-2004 годы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [71] направлена на решение следующих основных задач модернизации образования: 1. Восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и 13 профессионального образования. 2. Завершение работ по обновлению содержания общего образования, совершенствованию его структуры, разгрузки образовательных программ от избыточной информации, оформлению содержания профильно-ориентированных программ обучения, созданию условий для обеспечения здоровья обучающихся. Завершение разработки и законодательного утверждения государственного стандарта общего образования. Восстановление функций воспитания как важнейшего компонента педагогического процесса, деятельности системы образования. 3. Разработка нового поколения государственных стандартов среднего профессионального и высшего образования с учетом преемственности программ разного уровня образования, современных и перспективных потребностей в профессиональном образовании личности, общества, государства. 4. Углубление эксперимента по переходу к единому государственному экзамену на основе последовательного совершенствования механизма процедур проведения, их правового обеспечения, расширения числа участников эксперимента, систематического анализа его результатов. 5. Формирование независимой от государственных органов управления образованием системы аттестации и оценки качества деятельности образовательных учреждений, качества получаемого обучающимися образования. 6. Развитие российской высшей школы в качестве ведущего звена развития интеллектуального, культурно-образовательного, профессионально-трудового потенциала общества, центра фундаментальной и прикладной науки; дальнейшее формирование в этих целях университетских комплексов, последовательная интеграция вузовской академической и отраслевой науки. 7. Продолжение формирования системы определения текущего и прогнозирования перспективного спроса на работников различных Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: О обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создани собственной образовательной траекто освоения учебных дисциплин обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной ятельности учащихся 13 15 11. Принятие неотложных мер по укреплению и развитию материально-технической базы общеобразовательной и профессиональной школы, создание необходимых предпосылок для повсеместного внедрения в учебный процесс современных, в том числе информационных, образовательных технологий. 12. Продолжение работы по всестороннему правовому обеспечению деятельности системы образования как приоритетной сферы жизни общества. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года Минобразованием России осуществляется деятельность, направленная на: • продолжение эксперимента по введению единого государственного экзамена; • совершенствование структуры и содержания общего образования; • реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; • разработку федерального компонента государственного стандарта общего образования; • разработку нового содержания исторического образования; • развитие профильного обучения в старшей школе; • совершенствование нормативно-правовой базы системы общего образования; • развитие новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников; • разработку и реализацию федеральных, целевых, научных программ и проектов, направленных на поддержку и развитие общего образования, развитие системы поддержки одаренных детей, создание условий для организации и проведения всероссийских и международных олимпиад школьников; • разработку и реализацию Программы модернизации педагогического 16 образования. Подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию ориентирует коллективы образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001). В Концепции модернизации сформулирована целостная образовательная политика, определены четыре важных направления развития и обновления российского образования: доступность, качество, эффективность, мобильность. В ней говорится об усилении роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, нашла отражение проблема достижения должного качества образования. Качество подготовки учащихся - это не только знания, но и, прежде всего, качество личности, ее целеустремленность, нравственные позиции. Перед системой образования, общеобразовательными учреждениями ставится задача - сформировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение. На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». 17 Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа». Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием....
Источник: http://www.mirrabot.com/work/work_50245.html |