В 1989 г. на индустриально-педагогическом факультете (ныне технолого-экономический) НГПИ в рамках подготовки учителей трудового обучения был введен новый учебный курс "Основы проектирования и конструирования оборудования" (ОПиКО).
Введение данного курса было вызвано необходимостью повышения общетехнического кругозора выпускников, обобщения знаний, демонстрации практической направленности цикла общетехнических дисциплин, обучения проектированию различных технических объектов (приспособления, оборудование, действующие модели и др.), необходимых для работы в школьных мастерских.
С введением базисного учебного плана в школах появилась новая образовательная область "Технология" (ООТ) - интегративная дисциплина, вобравшая в себя, в том числе, и трудовое обучение. Естественно, это вызвало и изменение подходов к подготовке учителя, учебных планов и программ. В 1994 г. на технолого-экономическом факультете НГПИ были разработаны новый учебный план и концепция подготовки учителя технологии и предпринимательства. Концепция и учебный план были разработаны с опережением, с предвидением развития ситуации, и в 1997 г. они были доработаны с учетом
государственного образовательного стандарта. В них были учтены выявленные при работе по старым государственным программам недостатки и построена логически достоверная модель конструкторско-технологической (творческо-конструкторской) подготовки (КТП) студентов факультета. В ее основу положены принципы целостности, непрерывности, системности и преемственности учебно-воспитательного процесса.
Целостность учебно-воспитательного процесса заключается в организуемой по единой, скоординированной программе подготовки гармонически развитой личности, направленной на формирование интегративных стержневых качеств специалистов высокого уровня, глубоко овладевших современной педагогической наукой, ясно представляющим себе цели и задачи, выдвинутые перед ней обществом, обладающих высоким творческим потенциалом, чувством нового, деловой инициативой и самостоятельностью (1).
Обеспечение целостности процесса и результатов подготовки специалиста - многоуровневая многоаспектная проблема. Можно рассматривать целостность на уровне всего процесса обучения и становления специалиста в единой системе непрерывного образования, а возможно исследовать определенный цикл дисциплин, отдельно взятый курс, совокупность используемых методов и средств обучения и т.п.
Процесс обучения успешно может протекать лишь при соблюдении преемственности между его отдельными этапами, составными частями и звеньями. Для реализации принципа преемственности в процессе КТП необходимо:
выделить основные этапы формирования КТ знаний умений и навыков;
выявить противоречия между предстоящими перспективами КТП и ее настоящим состоянием;
в процессе изучения конкретной дисциплины выделить основные структурные элементы курса, раздела, темы, предстоящие усвоению (факты, понятия, закономерности и т.д.);
актуализировать в сознании студентов ранее сложившиеся базисные понятия и способы действий;
выбрать оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения;
установить связь между изучаемыми понятиями и предшествующими знаниями и умениями;
вновь сформированные понятия включить в действие, шире использовать в процессе формирования новых понятий и решения задач (2).
Рассматривая КТП как единую педагогическую систему, необходимо определить принципиальные основы взаимодействия входящих в нее подсистем. Несомненно, что технические, технологические и специальные дисциплины имеют отличия по целям и содержанию образования. Кроме того, имеются отличия и в их функциональных компонентах. Однако, между интегрируемыми подсистемами много общего. Прежде всего, они решают задачу подготовки специалиста для ООТ. Идентичны для них и актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки: межпредметные связи; установление взаимосвязей между общим, политехническим, трудовым и профессиональным образованием; организация взаимосвязей с предшествующей подготовкой и последующей деятельностью специалиста.
Таким образом, при организации КТП возникает противоречие между необходимостью интегрировать функционирование этих подсистем и спецификой их основных компонентов. При разрешении этого противоречия необходимо руководствоваться правилом, согласно которому система учебного процесса характеризуется единством централизации и автономии составляющих ее подсистем. Система в целом выражает единство главных задач и действий всех ее подсистем. С другой стороны, каждая подсистема должна обладать относительной самостоятельностью в решении своих внутренних задач, иметь собственную структуру содержания, свои цели и задачи. Для такого единства централизации и автономии выполняется следующая закономерность: функция единой интегративной системы значительнее, чем сумма функций, ее составляющих. Поэтому необходимость обеспечения системности и целостности в процессе КТП требует централизации и координирования всех входящих в нее подсистем при сохранении за ними определенной автономии.
Система КТП включает в себя следующие дисциплины:
теория решения изобретательских задач;
материалы и технологии в техническом творчестве;
декоративно-прикладное творчество;
дизайн;
техническое моделирование и конструирование;
основы творчества и творческое мастерство;
история развития техники;
основы проектирования и конструирования.
Необходимо помнить, что на КТП направлены также многие дисциплины из машиноведческого, общетехнического, технологического и других блоков (например, начертательная геометрия и черчение, материаловедение и основы производства, основы взаимозаменяемости, резание материалов, станки, инструменты, основы рыночной экономики, цикл предпринимательских дисциплин, теория механизмов и машин, детали машин, сопротивление материалов, практикум в учебных мастерских и др.).
При преподавании этих дисциплин учитывается их направленность на КТП.
Учитывая, что будущие учителя технологии и предпринимательства должны руководить работой школьников 2-11 классов по выполнению творческих проектов, нами предусмотрено в учебном плане и программах основных курсов (где это целесообразно) выполнение моно-, поли- или надпредметных проектов студентами 1-5 курсов ТЭФ.
Следует отметить, что на КТП выполняются курсовые работы и проекты по машиноведению и материаловедению, по технологии машиностроения, методике преподавания технологии и предпринимательства.
Кроме того, видоизменился подход к завершающему КТП курсу "Основы проектирования и конструирования" (ОПиК). Теперь он состоит из двух частей:
- лекционно-лабораторной, обеспечивающей теоретическую подготовку и интеграцию знаний по дисциплинам, формирующим КТП;
- практической, на которой студенты реализуют разработанный на теоретической части проект в изделие.
Одной из основных целей курса ОПиК является завершение формирования у студентов ТЭФ понимания взаимосвязи технико-теоретических и технических дисциплин, а также подготовка их к руководству проектами в рамках образовательной области "Технология".
Курс ОПиК состоит из лекционного курса (26 часов), лабораторных занятий (30 часов), практикума по проектированию (36 часов) и курсового проекта. На лекциях студенты узнают о разнообразных методах, применяемых на различных этапах проектирования, о возможных стратегиях проектирования и необходимых расчетах. На лабораторно-практических работах студенты отрабатывают вопросы курса по наиболее актуальным темам, которые доступны к усвоению только за счет лабораторной проработки (например, "Разработка эскизно-технического проекта станочного приспособления, содержащего зажимный механизм"), на практикуме - выполняют работы по воплощению в жизнь материальных объектов, спроектированных на лабораторных занятиях, а также разработанных в ходе выполнения курсовых и дипломных работ.
По содержанию курсовые проекты подразделяются на материальные и интеллектуальные. Под материальными мы подразумеваем проекты по разработке и изготовлению различных приспособлений, инструментов, действующих моделей станков и их агрегатов, учебно-наглядных пособий и т.п. В разряд интеллектуальных входят дизайнерские работы, направленные на проектирование интерьеров различных помещений (учебные мастерские, лаборатории и др.), методов и форм обучения, новых технологий, программ для ЭВТ. И в том, и в другом случае, как показывает практика, темы, выбираемые студентами, имеют самое близкое отношение к нуждам образования и, в частности, к обеспечению учебного процесса в ООТ.
Основной задачей проектирования и конструирования в курсовом проекте является разработка документации (расчетно-пояснительных записок, чертежей, схем, инструкций и др.), необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции, и по - возможности, изготовление проектируемого объекта.
Так, студентами нашего факультета были спроектированы и изготовлены "Лабораторная модель многошпиндельного токарного автомата", "Приспособление для обработки валов малого диаметра на токарно-револьверных станках", "Станок для изготовления сетки "Рабица" с электроприводом", большое количество приспособлений, облегчающих выполнение различных видов работ на токарно-винторезных станках и др. Всё вышеперечисленное успешно используется в учебном процессе при проведении занятий в учебных мастерских и лабораториях факультета и в качестве учебно-наглядных пособий при проведении лабораторных работ по ОПиК, резанию материалов, технологии конструкционных материалов и др., а также в ряде школ.
Основное направление интеллектуальных проектов - разработка новых интегрированных курсов для школьников и студентов, составление методических указаний и рекомендаций по обучению различным школьным и вузовским курсам, разработка технологических процессов обработки различных материалов, производственных процессов, изделий. Подобные работы вызывают большой интерес, например, такие темы, как "Эстетическая характеристика объектов", "Занятия по конструированию в дошкольном возрасте" (эта работа нашла свое продолжение в Новокузнецком Дворце творчества детей и юношества), "Технология переработки кедрового ореха", "Использование графических средств и компьютера в дизайне" и др.
При выполнении курсового проекта перед студентами технолого-экономического факультета ставятся следующие цели:
1. Создание материальной базы для обучения учащихся основам технологий и предпринимательства (с получением практических навыков по данным предметам).
2. Использование данной базы для открытия школьного предприятия.
3. Выпуск товаров народного потребления, соответствующих потенциалу предприятия и потребностям покупателей.
4. Создание источника дохода для учащихся и в целом для школы.
5. Создание имиджа предприятия и школы.
Задачи, решение которых позволит достичь поставленные цели:
1. Провести маркетинговое исследование рынка потребительских товаров и выявить те группы товаров, которые недостаточно широко представлены в розничной торговле.
2. Оценить ассортимент товаров среди выявленных групп и остановиться на той продукции, изготовление которой отвечает материально-техническим возможностям школьной мастерской и возрастным особенностям учеников.
3. Разработать бизнес-план создания школьного предприятия по выпуску товаров народного потребления.
4. Разработать конструкцию изделия, отвечающую требованиям технической эстетики и изучаемым в процессе обучения технологическим операциям.
5. Произвести выбор материала деталей конструкции, исходя из их функционального назначения.
6. Произвести необходимые расчеты имеющихся механических передач и всех основных деталей.
7. Разработать комплект рабочих чертежей деталей конструкции и технологическую последовательность их изготовления.
8. Изготовить опытный образец и провести испытание. При необходимости внести коррективы.
9. Приступить к серийному производству и реализации продукции.
Как показывают результаты анализа знаний, умений и навыков студентов 5 курса по КТП и контрольных срезов по ранее изучавшимся техническим и естественно-научным дисциплинам, заметно повысилась общая успеваемость и качество усвоения знаний, возросла мотивация обучения.
Таким образом, система КТП направлена на формирование творческих способностей будущих учителей технологии и предпринимательства, на подготовку учителя-исследователя, владеющего современными педагогическими технологиями, обладающего технологическим и экономическим мышлением, понимающего и осуществляющего идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Такая системная подготовка позволяет значительно повысить уровень знаний, умений и навыков студентов по технологическим и экономическим дисциплинам, способствует их социализации, ориентирует на новые производственные технологии, что особенно важно в условиях промышленно развитого региона.
Библиографический список:
1. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов, 1990. 160 с.
2. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск-Ишим, 1998. 296 с.
Источник: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_6/a14.html |