Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 0
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Россия

К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль человеческого фактора. Преобразования, происходящие в России, в т.ч. в системе профессионального образования, с особой остротой поставили вопрос о необходимости повышения квалификации преподавателей вузов, чтобы они могли формировать из студентов людей творческих, активных, неординарного мышления, глубоко образованных, профессионально компетентностных. В полной мере это относится к педагогическому корпусу технологических факультетов педагогических вузов. 

Однако вопросы повышения квалификации данной категории работников образования остаются малоизученными, а системность в эту работу начинает вводиться лишь в последние несколько лет. 

Сказанное потребовало провести историко-педагогическое исследование подходов к решению проблемы повышения квалификации педагогических кадров. Исследование показало, что исследования проблем образования взрослых проводятся по самым разным аспектам: 

– философско-концептуальным и аксиологическим (Т. Г. Браже, А. В. Даринский, Л. Н. Лесохина); 

– социокультурным (С. Г. Вершловский, Б. И. Любимов, Е. П. Тонконогая, В. Г. Онушкин и др.); 

– психолого-педагогическим (Ю. Н. Кулюткин, В. Ю. Кричевский, Л. М. Перминова, Г. С. Сухобская и др.); 

– историко-педагогическим (Н. Н. Лобанова, Е. И. Огарев, Е. А. Соколовская и др.) (все аспекты рассматриваются не только на концептуальном, но и методическом уровне, включая специальные исследования по формам и методам обучения взрослых (Ж. И. Витлин, А. Е. Марон, Т. В. Шадрина и др.)). 

В разработке проблем повышения квалифицированности преподавателя в сфере профессиональной деятельности большое значение имеют труды отечественных психологов общетеоретического плана (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев), исследования психологии труда и инженерной психологии (К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко, В. Ф. Рубахин, А. А. Крылов, В. Д. Шадриков), работы, содержащие психофизиологические характеристики трудовой деятельности (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Н. А. Берштейн, П. К. Анохин). Социально-философское понимание сущности деятельности человека содержат работы Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, Э. В. Ильенкова, В. П. Кузьмина, В. В. Давыдова и др. 

Рассматриваются социокультурные и психологические проблемы повышения творческой активности и самостоятельности педагогов в процессе курсовой переподготовки и методической работы; изучаются и анализируются возможности приобщения работников образования к научно-исследовательской, экспериментальной работе, обсуждаются вопросы эффективности внедрения достижений педагогической науки и реального продуктивного опыта в практику обучения и т.д. 

При разных подходах к проектированию профессиональной деятельности – структурно-функциональном, культурологическом, аксиологическом – основанием является или целеориентированное или ценностно-смысловое взаимодействие в процессе познавательной деятельности, что и определяет содержание и формы организации повышения квалификации. 

Мы полагаем, что основным в процессе повышения квалификации в области высшего технологического образования должен стать компетентностный подход, означающий, в данном педагогическом процессе не столько формирование, сколько развитие профессиональной компетентности педагога высшей школы. 

Анализ профессиональной компетентности педагога как психолого-педагогического феномена показал, что в различных исследованиях: научных публикациях, диссертационных работах, методических пособиях, – данное понятие не имеет единого определения и не получило своего исчерпывающего анализа. Это обусловлено разнообразием методологических подходов (личностно-деятельностный, системно-структурный, знаниевый, культурологический, компетентностный и др.) в контексте решаемых исследователями научных задач. 

Содержательное наполнение понятия «профессиональная компетентность педагога» также варьируется. Его значение трансформируется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, образовании и рассматривается под разными углами зрения. Например, В. Ю. Кричевский, отмечая тот фактор, что общепризнанного определения термина «компетентность» в отечественной литературе еще не сложилось, приводит признаки этого понятия: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики, набор операционных умений, владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности. 

Авторы «Энциклопедии профессионального образования» компетентность педагога оценивают по таким основным показателям, как уровень знания и понимания того, чему он намерен обучить других; мера владения технологией преподавания; умение добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием учащихся. Однако в этом определении представлена только технологическая составляющая педагогической компетентности, что значительно сужает данное понятие. 

Согласно подходам Е. Н. Соловой, В. В. Сафоновой, К. С. Махмурян, профессиональная компетентность педагога представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят: социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач; коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции; общепедагогическая профессиональная компетенция. 

Понятие «профессиональная компетентность» в рамках компетентностного подхода к повышению квалификации преподавателей технологического вуза, по нашему мнению, включает в себя: 

• потребности личности, готовность и умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы; 

• составляющие подготовленности к выполнению трудовых функций в области профессии на высоком качественном уровне, к принятию управленческих решений; обеспечению культуры труда и межличностных коммуникаций, изменению деятельности при совершенствовании производства и введение новых технологий; 

• систему знаний социальных, психологических, морально-нравственных, экономических, юридических, экологических, коммуникативных и других аспектов деятельности и умений их применять и т.д. 

Профессиональная компетентность отражает: 

• владение системой знаний, умений и навыков, необходимых не только для инновационной организации учебного труда, но и для всестороннего подхода к процессу и результатам учебно-воспитательного процесса; 

• развитие как профессионального, интеллектуального, так и инновационного потенциала личности. 

Развитие профессиональной компетенции обучаемых и является главной целью системы повышения квалификации преподавателей технологических специальностей, разрабатываемой в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. 


[1]Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка инновационной системы повышения квалификации руководителей и специалистов в области высшего технологического образования на базе дистанционно-очного центра» проект № 08-0600264а 





Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=513&Itemid=28
Категория: Россия | Добавил: AOV (11.08.2009)
Просмотров: 1769 | Теги: система повышения квалификации педа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru