Многоуровневость выступает основным атрибутом реформирования высшего образования в современной отечественной и общеевропейской системах профессиональной подготовки. Следует согласиться со словами ректора РУДН В. Филиппова, что принцип многоуровневости – это принцип соответствия запросам многоукладной экономики.
Основными задачами, решение которых связывается с введением многоуровневой структуры высшего профессионального образования в нашей стране, являются [1]:
– реализация новой парадигмы образования с акцентом на ее фундаментальность, целостность, открытость, нелинейность, практикоориентированность и направленность на интересы личности;
– возможность интеграции в европейское и мировое образовательное пространство и, соответственно, решение вопроса о признании российских дипломов о высшем образовании;
– гибкое реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;
– возможность эффективной интеграции со средними образовательными, начальными и средними профессиональными учебными заведениями;
– свобода выбора индивидуальной образовательной траектории и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;
– широкие возможности для послевузовского образования в контексте идеи «образование через всю жизнь»;
– повышение уровня и значимости научной деятельности как условия инновационного развития общества.
Переход на многоуровневую систему «бакалавриат – магистратура» возможен лишь при изменении всего образовательного процесса в вузе. Как показывает практика, в основе этих изменений – высокий уровень квалификации управленческих кадров, а также психологическая готовность всех субъектов обучения.
Немало работ посвящено проблеме обеспечения качества многоуровневого и, в частности, магистерского образования. Так, в работе [2] выделены следующие основные критерии системы обеспечения качества многоуровневого образования:
– содержание образования;
– уровень подготовки специалистов;
– трудоустройство выпускников;
– профессорско-преподавательский состав;
– информационно-методическое обеспечение;
– материально-техническое оснащение образовательного процесса;
– используемые образовательные технологии;
– научная деятельность. К перечисленным необходимо, на наш взгляд, добавить еще один критерий, а именно: преемственность в обеспечении непрерывного образования в системе «бакалавриат – магистратура».
Что касается технологического образования, то ее модернизация требует существенного повышения качества подготовки будущих учителей технологии в многоуровневой системе образования. В связи с этим, актуальной становится проблема преемственности в обеспечении непрерывного технологического образования.
Основным звеном преемственности в обеспечении непрерывного технологического образования в системе «бакалавриат – магистратура», на наш взгляд, является формирование готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности. Это объясняется следующим.
Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра должна обеспечить овладение студентами следующими умениями:
– ставить задачи и формировать план исследования в области технологического образования;
– выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий;
– выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретного исследования;
– обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе;
– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов. статей, докладов и т.д.
Таким образом, для продолжения обучения в магистратуре, бакалавр технологического образования, должен быть подготовлен к решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании. Для этого подготовка бакалавра предполагает формирование следующих умений: использование современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владение современными методами исследований, которые применяются в области технологического образования и т.д.
Поставленные задачи могут быть решены, с одной стороны, использованием всех форм реализации научно-исследовательской деятельности студентов: учебно-исследовательской, внеучебной научно-исследовательской и научно-организационной работы [3]. С другой, стороны, включением в учебный план подготовки бакалавров специальных курсов, направленных на формирование указанных умений. Литература
1. Гладченкова, Н. Н. Многоуровневость как условие интернационализации высшего образования / Н. Н. Гладченкова. – [Электронное издание] http://pi.sfedu.ru/rspu/science/conferenes/ 2. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Качество образования в стратегии управления классическим университетом / Г. Ф. Шафранов–Куцев, А. Ю. Деревина // Университетское управление. – 2002. – №2
3. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов: методическое пособие / под ред. В. И. Богословского. – СПб., Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1990. – 87 с
Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=507&Itemid=28 |