Проект
Общая пояснительная записка примерных программ основного общего образования по предмету "Технология" (опубликована: - в журнале "Школа и производство" № 1, 2010 г.;
- в издательстве «Просвещение» («Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.– (Стандарты второго поколения).
Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемой Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: вице-президент РАО А.А.Кузнецов, академик М.В.Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М.Кондаков.)
Общая характеристика программы
Примерная учебная
программа по предмету «Технология» составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования. Нормативной базой для
примерной программы по предмету «Технология» является закон Российской
Федерации «Об образовании» в редакции от 25 октября 2008 года.
Примерная учебная
программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и
сюжетные линии образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных
часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
Примерная учебная
программа является основой и ориентиром для составления авторских учебных
программ и учебников (может
непосредственно использоваться при тематическом планировании авторского курса
учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут применить
собственный подход в части структурирования учебного материала, дополнения его
желательными для них сюжетными линиями, определения последовательности изучения
этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей
дополнения содержания системы знаний, умений и способов деятельности, развития
и социализации учащихся по представленному содержанию.
Примерная программа по
«Технологии» содействует сохранению единого образовательного пространства
России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского
учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога,
индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной
базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных
традиций, характера рынка труда.
Функции примерной
программы по «Технологии»
Примерная
программа по «Технологии» выполняет следующие функции.
1.
Обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию
содержания обучения и распределение
времени по разделам содержания.
2.
Определяет примерную последовательность изучения содержания технологии в
основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся.
3.
Общее методическое руководство: требования к материально-техническому
обеспечению учебного процесса, общие рекомендации
по проведению различных видов занятий.
Структура программы
Примерная учебная
программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание,
состоящее из разделов и тем с примерным распределением учебных часов (в
модальности «не менее»); требования к результатам освоения содержания примерной
программы; рекомендуемое примерное тематическое планирование
(последовательность изучения разделов и тем); рекомендации по оснащению
учебного процесса.
Вклад
учебного предмета «Технология» в достижение целей основного общего образования
Под технологией понимается алгоритм выполнения общепринятой
последовательности операций преобразования материалов, энергии, информации,
объектов природной и социальной среды, построенный на основе обоснованной совокупности средств и методов
для получения искомого продукта или запланированного результата в определенной
области деятельности. Содержательно технология представляет собой сочетание
соответствующих конкретной области деятельности научно-технических знаний, квалификационных
умений исполнителей, машин, приборов, инструментов и оборудования,
инфраструктуры, которые необходимы для желаемых преобразований предмета труда.
Технология с
сущностных и структурных позиций может рассматриваться как методология
любой деятельности, которая гарантирует
достижение запланированного результата.
Технологический подход к освоению действительности так
же универсален, как и системный подход, и в этом проявляется его
фундаментальность.
Универсальность технологии как методологического
базиса общего образования состоит в том,
любая деятельность (профессиональная,
учебная, созидательная, преобразующая)
должна осуществляться технологически,
то есть таким способом, который гарантирует достижение запланированного
результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем
Изучение технологии призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о созданном
(рукотворном) мире и роли техники и технологии в современном мире; умения
объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной,
социальной, культурной, технической среды),
используя для этого технико-технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у молодых людей понимания ценности технологического
образования, значимости прикладных преобразующих знаний и умений для каждого
человека, потребности в развитии науки,
техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей
практической деятельности;
- приобретение школьниками опыта созидательной деятельности,
опыта познания и самообразования;
навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности. Сюда относятся: навыки выявления противоречий и решения
проблем; поиска, анализа и обработки информации; коммуникативные навыки;
базовые трудовые навыки ручного и умственного труда; навыки сотрудничества, навыки
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность
бесконфликтно войти в мир искусственно
созданной людьми среды, техники и технологий, которая называется техносферой и
является главной составляющей окружающей человека действительности.
Искусственная среда или техносфера опосредует взаимодействие людей друг с
другом, со сферой природы и социумом.
Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе
общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном
производстве и распространенных в нем технологиях; освоение технологического
подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре
производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление
системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет
способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка
труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного
мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе ученик должен овладеть необходимыми в повседневной
жизни основными приемами ручного и механизированного труда с использованием
распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления
отдельными видами техники, необходимых в быту и будущей профессиональной деятельности;
научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении
основ наук.
Примерная учебная программа предмета «Технология» составлена с учетом
полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и
опыта трудовой деятельности.
Результаты изучения учебного предмета «Технология»
Общие
результаты изучения учебного предмета
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического
технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно
формулировать личностно и социально значимые цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной
жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
- в сформированности целостного представления о техносфере,
которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях
и способах деятельности;
- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности,
опыта познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой
деятельности;
- формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального
производства;
- в готовности к осознанному выбору индивидуального маршрута последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о созданном
(рукотворном) мире и роли техники и технологии в современном мире; умения
объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной,
социальной, культурной, технической среды),
используя для этого технико-технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимания ценности
технологического образования, значимости прикладного знания для каждого
человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий; отношения
к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
- приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и
самообразования; навыков, составляющих
основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности. Сюда относятся:
навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, коммуникативные навыки, базовые навыки ручного и
умственного труда, навыки сотрудничества, навыки безопасного функционирования в
предметной среде повседневной жизни.
Изучение «Технологии» в
основной школе по направлению обеспечивает достижение следующих
результатов:
Личностные результаты
Личностными результатами
освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
1. Проявление познавательных интересов и активности в предметной
технологической деятельности.
2. Сформированное желание учиться и трудиться в различных сферах.
3. Развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение основами научной организации умственного и физического
труда.
5. Способность к самооценке своих интеллектуальных и физических способностей для труда в
различных сферах.
6.
Готовность к
профессиональному самоопределению,
7.
планированию
образовательной и профессиональной карьеры.
8.
Осознание
необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации.
9. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
10. Готовность к
рациональному ведению домашнего хозяйства.
11. Проявление
технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности.
12. Самооценка
готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
«Технология» являются:
1. Алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности.
2. Определение адекватных
имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения
учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
3. Комбинирование известных
алгоритмов технологической деятельности в ситуациях, не допускающих стандартное
применение одного из них.
4. Проявление
инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса.
5. Мотивированный
отказ от образца объекта труда при отсутствии необходимых условий, поиск новых
решений возникшей технологической или
организационной проблемы.
6. Самостоятельная
организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий.
7. Виртуальное и
натурное моделирование объектов и технологических
процессов;
8. Приведение примеров,
подбор аргументов, формулирование
выводов по обоснованию технико-технологического и организационного
решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности.
9. Выявление
потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость.
10. Выбор для
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
11. Согласование и координация совместной
познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективное
оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих
задач коллектива.
13. Оценивание
своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам.
14. Диагностика
результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям.
15. Обоснование
путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах.
16. Соблюдение норм
и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства.
17. Соблюдение норм
и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного
труда.
Особенности содержания обучения «Технологии»
Обучение школьников
технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и
использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной
среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных
учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум
содержания основных образовательных программ по «Технологии» изучается в рамках
одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения
дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии
животноводства).
Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а
исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
При разработке
авторских программ по технологии возможно построение комбинированного
содержания при различных сочетаниях разделов и тем трех названных направлений.
Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной авторской
программой, должны соответствовать данной примерной программе.
Инвариантными
содержательными линиями технологической подготовки в учреждениях общего
образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся
технико-технологической грамотности, понятия о
технологической культуре производства, культуры труда, этики деловых
межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности,
подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой
адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий,
содержанием примерной учебной программы предусматривается изучение материала по
следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура
производства;
• распространенные
технологии современного производства
• культура, эргономика и
эстетика труда;
• получение, обработка,
хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики,
дизайна;
• элементы домашней и
прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий,
конструирование жизненных и профессиональных
планов учащимися;
• влияние технологических
процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и
социальные последствия развития технологии и техники.
Учащиеся овладевают
следующими общетрудовыми понятиями и видами деятельности.
|