Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7233
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6479
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5124

Новости образования

Главная » 2010 » Май » 24 » Разработка занятия "Куклы из бабушкиного сундука"
18:27
Разработка занятия "Куклы из бабушкиного сундука"
Тема: «КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА.
Практическая работа
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ – ЗАКРУТОК»

Занятие объединения «Хозяюшка»
(5-6 классы)
Руководитель объединения Косякова С.А.

Цель занятия:

Раскрыть игровое и культовое значение куклы в истории человечества и на современном уровне развития.

Задачи занятия:
1. Создать условия для развития сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).
2. Дать возможность изготовить куклу своими руками: научить передавать точность формы.
3. Способствовать поло-ролевому воспитанию.

Оснащение занятия:
- Образцы кукол, купленных в магазине, кукол-закруток, сшитых кукол, фабричных кукол в одежде, куклы, сшитой своими руками. Фотографии кукол.
- Материалы для изготовления кукол: 2 носовых платка (лучше большие мужские) или 2 лоскута ткани размером 30 х 30 см, вата; куски ткани, бывшие в употреблении (от старого изделия), шерстяная пряжа.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа, инструктаж; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, проблемно- поисковый, игровой.

Тип занятия: комбинированный.

Оформление доски:
Число, раздел, тема, цели занятия, рисунок квадрата-платка с указанием начальной схемы складывания.

МПС (межпредметные связи)

История – история куклы, обряды и традиции
Математика – определение размеров лоскутов, понятия «квадрат, прямоугольник, треугольник, схема складывания платка, количество узлов.
ИЗО – цветовая гармония
Психология – отношение детей к жизни через кукольный мир
Технология – материаловедение – свойства тканей, направление нити основы.

Ход занятия
I Организационный момент (3 мин.)
1. Приветствие: «Здравствуйте, уважаемые рукодельницы! Присаживайтесь, пожалуйста. Как вы себя чувствуете? Все ли присутствуют?

II Проверка готовности к занятию (15 мин.)
1. Все ли готовы к уроку? (Девочки получили задание: принести 2 носовых платка или 2 кусочка ткани примерно такого же размера, лоскуты ткани, бывшей в употреблении, шерстяную пряжу, вату или синтепон).
2. Проверка подготовленных материалов:
А) квадратная форма платков или лоскутов, заменяющих платки;
Б) прямоугольная форма лоскута, бывшего в употреблении;
В) качество выполнения утюжки платков и лоскутов.

III Актуализация знаний учащихся ( 2 мин.)
1. Сегодня нас ждет удивительно увлекательная работа. Мне эта работа очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам было интересно.
2. Тема занятия «Куклы из бабушкиного сундука». Мы будем играть в куклы.
Подача материала осуществляется в исследовательской и игровой форме: я умышленно не объясняю, чем конкретно мы будем заниматься, дети сами проявят желание сделать куклу своими руками и поиграть в нее)

IV Изложение нового материала (15 мин.)
1. Какими игрушками вы играете?
2. Какими игрушками больше всего играют девочки? Почему?
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Рассказ учителя: «Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На не не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста и, наверное, в этой простоте таится великая загадка».
4. Как кукла приходит в наш дом? (Девочки вспоминают, что одних кукол им дарили, покупая в магазине; других – они рисовали и вырезали из бумаги, третьих им сворачивали или шили бабушки).
5. Как выглядели эти куклы: какая на них была одежда, какие были волосы, что выражали их лица? (Помнят ли это девочки?)
6. Вывод: кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом и есть главная ценность традиционной народной куклы.
(Рассматриваем куклу ханты, находим особенности культуры народов севера. На фото кукол разных народов отмечаем особенности национальной одежды, головных уборов ).
7. Значение куклы в истории человечества.
(Рассказ учителя) Сегодня, к сожалению, утеряны корни возникновения куклы. Изначально она служила тотемом (в давние времена люди как бы одушевляли куклу и верили, что они произошли от куклы) и обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях, превратившись позднее в детскую игрушку.
8. Какая кукла из тех, что у вас были и есть сейчас, вам больше всего запомнилась, больше всего понравилась? (Из множества ответов обязательно будет и такой, в котором звучит, что самой любимой куклой является та, что сделана своими руками)
9. Презентация «Тайны куклы-домоделки»

Физультминутка 2 мин.

V Практическая работа изготовление кукол-закруток.
«Изготовление куклы Пеленашки» (20 мин.)

1. Инструктаж. В основе правил изготовления куклы лежит традиционное понимание мироздания (устройства мира) крестьянами. В кукле воспроизводились основные признаки человека: туловище, голова. Изготавливали куклу из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Ткань при изготовлении нельзя было резать ножницами, а только отрывать.
2. Последовательность изготовления.
Демонстрация приемов работы. Работа выполняется в соответствии с инструкционной картой. Приложение 1.
3. История появления куклы-Пеленашки (+ 5 мин.) (Если учащиеся не затрудняются в изготовлении кукол, то рассказ – беседа ведется во время работы, между инструктажами. Заканчивается беседа по окончании выполнения практической работы.
В этой кукле воспроизводились особен¬ности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых ду¬хов, поэтому почти весь первый год жиз¬ни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.
Сегодня такой способ пеленания мла¬денцев считается диким и варварским: ограничиваются жизненно важные функ¬ции ребенка. Но в традиционном русском быту это был единственно признаваемый способ.
Спеленутая кукла сопровождала и дет¬ские игры. Ведь детские игры — это не только способ познания, но и отображе¬ние мира взрослых. Через игру крестьянские дети традиции и жизненно важные умения. С девяти лет их начинали привлекать к домашним работам. К 12 годам они приобретали все навыки крестьянской жизни.

Физультминутка 2 мин.

«Изготовление куклы Бессонницы (30 мин.)
1. Инструктаж. Правила изготовления кукол Бессонницы и Пеленашки схожи. Но детям предложено для изготовления использовать два носовых платка (возможность изготовить куклу, не затрачивая времени для поиска лоскутов). Во время работы необходимо внимательно следить за тем, в какую сторону перекручивается платок или его уголок.
2. Последовательность изготовления.
Демонстрация приемов работы. Работа выполняется в соответствии с инструкционной картой. Приложение 2.
3. История появления куклы Бессонницы (+ 3 мин.)
А) Уважаемые рукодельницы, имя куклы – Бессонница. Оно вам
говорит что-нибудь о ее назначении? (Ожидаемый ответ: успокоить,
защитить от бессонницы).
Б) История появления и назначение старинной магической колыбельной куклы Бессонницы: « Когда без видимой причины начинал пла¬кать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сво¬рачивала из двух лоскутов ткани куклу-обе¬рег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой...
Такая кукла оставалась в доме навсегда. При изучении жизни крестьян в конце XVIII – начале XIX веков в некоторых семьях находили до сотки таких куколок.

VI Игра «в куклы» (30 мин.)
1. Выставка кукол.
2. Каким значением вы хотели бы наделить своих кукол?
3. Какую роль вы хотели бы дать своей кукле?
4. Ролевая игра «Укачивание Пеленашки»: девочки подбирают слова (придумывают словосочетания, а, возможно, и рифмы) для Бессонницы, чтобы успокоить Пеленашку.
5. Ролевая игра «Колыбельная для Пеленашки»: девочки вспоминают колыбельные песни, поют их для своих кукол.
Если кто-то из учениц не знает колыбельных песен, можно выучить здесь же.

VII Заключение – вывод о назначение кукол, о значении кукол в нашей жизни (5 мин.) (Беседа)
1. Уважаемые рукодельницы, чем мы сегодня занимались?
2. Нужно ли это нам в жизни? Зачем?
3. Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
4. Куклам приписывались различные вол¬шебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы береж¬но хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традици¬онными приемами их изготовления. И ког¬да наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и на¬чинала обучать внучку старинному искус¬ству кукольного рукоделия.
Сегодня интерес к народному творче¬ству необычайно велик: создаются фольк¬лорные ансамбли, возрождаются празд¬ничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элемен¬ты русского народного костюма и т. д.
Знакомство с традиционными русски¬ми куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторо¬нами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подар¬ком для ваших друзей.

VIII Домашнее задание. Уборка рабочих мест (3 мин.) спросите у родителей, бабушки или дедушки о том, каких кукол (тряпичных, соломенных, деревянных и т.д.) умели или умеют делать ваши родные. Спросите, почему обрядовые куклы безликие.

Литература

1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2008.-119 с.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб.: «Паритет», 2003.-240 с.

Категория: Косякова Светлана Антоновна (план-конспекты, презентации, дид. материалы) | Просмотров: 3860 | Добавил: СсветланА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru