Информационная культура личности педагога
(Зайчиков В.М. Межрегиональный центр дополнительного образования , Рязань)
Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом, объективно характеризующей уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Проблемы информатизации и формирования информационной культуры являются и техническими и гуманитарными.
Получившее широкое распространение понятие "информационная культура" связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура. В рамках информологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" большинство принадлежащих исследователям определений включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. При использовании культурологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" его содержание расширяется и рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека (способы и результаты информационной деятельности).
В современном понимании информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
В истории отечественных исследований феномена информационной культуры личности выделяют три периода: 1970-1980-е годы, 1980-1990-е годы, с 1990-х годов - до настоящего времени. Первый период отмечен активными творческими попытками теоретического и экспериментального изучения проблемы формирования информационной культуры личности. Термин "информационная культура", появившийся в первой половине 1970-х годов, стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В начале 1980-х годов была предпринята попытка описать область применения информационной культуры с педагогической точки зрения.
Для второго периода характерно расширение проблематики формирования информационной культуры. Следствием этого явилась активизация деятельности не только и не столько ученых педагогической науки, сколько представителей смежных наук: философии, обществоведения, информатики. Понятие "информационная культура" приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте. В этот период были сделаны попытки привлечь внимание научной общественности к феномену информационной культуры как к рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности личности, а также использование диагностики уровня сформированности информационной культуры личности.
Третий период характеризуется необходимостью осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии. В 1990-е годы в ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов вошли представители таких наук, как культурология, педагогика, социология, психология и др.
Средством трансляции культуры, позволяющей человеку не только адаптироваться к условиям постоянно меняющегося социума, но и становиться способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации, выступает образование. Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Гуманистическая цель образования требует соответствующего содержания, которое должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания.
Система повышения квалификации работников образования выполняет важную миссию адаптации педагогов к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Однако анализ научно-педагогической литературы по вопросам развития и формирования информационной культуры личности показывает, что имеющиеся возможности используются в образовательном процессе недостаточно. Одной из причин этого является непонимание педагогическими работниками возможностей широкого применения информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов и школьников. Данное обстоятельство обусловливает необходимость более глубокого исследования указанной проблемы с учетом существующего противоречия между растущей потребностью педагогов в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания организационных форм непрерывного и своевременного повышения их квалификации по данной проблеме в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Исследования по формированию информационной культуры проводятся представителями различных наук, следствием чего является наличие диаметрально противоположных (технократического и гуманитарного) подходов к обоснованию понятия "информационная культура". Такая ситуация будет сохраняться, однако для организации повышения квалификации педагогических работников требуется внесение терминологической ясности в определение информационной культуры педагога. Отсутствие единства в понимании и трактовке понятия "информационная культура" препятствует созданию целенаправленной системы формирования информационной культуры личности в условиях взаимодействия образовательных учреждений, не позволяет осуществлять диагностику уровня информационной культуры личности. Все это обусловливает необходимость разработки педагогической модели формирования информационной культуры в системе повышения квалификации педагога.
Под информационной культурой педагога надо понимать одну из составляющих общей культуры личности, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей. Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры учащегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности.
Формирование информационной культуры педагога как социально значимого способа его педагогической деятельности в информационной среде связано с такими проявлениями личности, как поиск индивидуального смысла информационной деятельности и гуманистическая ценностная ориентация; свободный и ответственный выбор поведения и позиция по отношению к процессам и явлениям информационной действительности, осознанный и творческий характер целей и способов информационной деятельности; максимально полная реализации в такой деятельности потребностей, способностей и стремлений личности в интересах как собственного развития, так и развития учащихся.
Важно формировать у каждого педагога потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.
Ссылки:
1. http://rcdo.blogspot.com/ Контактная информация zaychikov.vgmail.com, rumcdogmail.com