Зарегистрированных Всего: 7235 За месяц: 1 За неделю: 0 Вчера: 0 Сегодня: 0 Из них Администраторов: 7 Модераторов: 7 Проверенных: 739 Пользователей: 6481 Из них Мужчин: 2110 Женщин: 5125
Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ)
В статье представлена модель подготовки учителя-предметника к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Особенностью является то, что в качестве тьюторов готовятся студенты старших курсов, имеющие диплом бакалавра. Тьюторы направляются в сельские школы для обучения учителей-предметников. Практика показала, что такой вариант является наиболее оптимальным с точки зрения эффективности, качества и стоимости обучения.
Информатизация сельской школы началась с реализации президентской программы. В школы поставлены современные компьютеры, создано стандартное программное обеспечение, позволяющее делать первые шаги в этом направлении. Школьный курс информатики является основой формирования информационной культуры учащихся, но не решает проблемы подготовки выпускника школы в соответствии с запросами общества к системе образования –
сегодня каждый выпускник средней школы должен уметь использовать информационные и компьютерные технологии (ИКТ) при решении различных задач независимо от избранного жизненного пути, подобно тому, как он использует навыки письма, чтения, математического счета.
Следовательно, информатизация, являясь закономерным процессом развития системы образования, не должна ограничиваться только совершенствованием преподавания дисциплины «информатика». Необходима модель, которая позволяла бы ученику использовать компьютерные технологии как интеллектуальный усилитель при изучении дисциплин, предметная область которых не связана с информатикой, только в этом случае, может быть решена сформулированная задача. Для использования навыков письма, чтения и математического счета на продуктивном уровне в школе создан механизм, который с самых первых шагов обучения заставляет ребенка использовать эти навыки при освоении других дисциплин, где они являются не объектом изучения, а средством в достижении цели. Сегодня, проблема информатизации это не столько проблема становления дисциплины «информатика», а проблема создания механизма, при котором навыки, полученные на уроке информатики, реализовывались в практически значимых действиях ребенка.
То количество компьютеров, которое есть сегодня в школах и имеющееся программное обеспечение позволяют шаг за шагом создавать в школе компьютерную информационную среду обучения и приобщать учащихся к новой информационной культуре. Существует множество вариантов, когда в рамках традиционных технологий обучения учитель-предметник может совместно с учащимися использовать компьютерную информационную среду, тем самым, создавая механизм реализации полученных на уроках информатики знаний в практически значимых действиях. Это может быть самостоятельная работа, когда указывается источник информации в компьютерной информационной среде, написание рефератов и тому подобное. Это те шаги, которые реализуемы уже сегодня, при том количестве компьютеров, которые есть в школе.
Именно такие действия явятся начальным импульсом естественного процесса информатизации системы образования, когда явные преимущества использования компьютерной информационной среды будут гармонично включены в традиционный учебный процесс, тем самым, преобразовывая его.
Уже сегодня, при наличии одного компьютера, в малокомплектной сельской школе можно организовать учебный процесс с максимальным использованием в обучении компьютерной составляющей.
Характерной особенностью таких школ является то, что в классе порой бывает 1-2 человека, а учитель ведет одновременно несколько предметов, не являясь специалистом с высшим образованием. Использование стандартного программного обеспечения по школьным предметам (например, «1С», «Кирилл и Мефодий») позволяют минимизировать недостаточный уровень, как в предметной, так и в методической составляющей подготовки учителя.
Центральным звеном в реализации процесса информатизации системы образования является подготовка учителя-предметника к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
В системе высшего педагогического образования, к сожалению, подобный механизм до сих пор не создан. Введенный на всех факультетах курс информатики, даже при наличии компьютерной техники ожидаемых результатов не дает. В вузах не создан механизм реализации полученных навыков студентами на занятиях по информатики в практически значимых для учащихся действиях. Преподаватели кафедр, предметная область которых не связана с информатикой, до сих пор, обычно, не включают использование компьютерных технологий в учебный процесс, в частности, потому, что сами не являются опытными пользователями.
Каковы же сегодня пути приобщения педагогов к ИКТ? Обычно это три варианта: Традиционный — через систему ИПК; Появившийся достаточно недавно — в рамках проекта «Поколение.ru» Программа «Обучение для будущего»
Не останавливаясь подробно на их достоинствах и недостатков, предложим еще один вариант реализованный в Алтайском крае, в рамках которого с ноября 2002 года по август 2003 года по 72-часовой учебной программе было обучено более 1600 учителей-предметников (для сравнения, типовой Центр ФИО рассчитан на обучение 1000 человек, при несопоставимых финансовых затратах).
Неоднократно отмечалось, что эффективной подготовка учителя – предметника может быть только тогда, когда учебный процесс организован в рамках модели обучения взрослых, т.е. тогда, когда учебный процесс максимально приближен к практически значимым задачам для обучаемого, когда он может решать их непосредственно в процессе обучения. Массовый процесс обучения учителя – предметника, использованию компьютерных технологий в производственной деятельности, на наш взгляд, можно организовать силами студентов старших курсов педагогического вуза, обучающихся по специальности «учитель информатики».
Основанием данного утверждения является опыт проведения обучения учителей – предметников Алтайского края. В роли обучающих выступали студенты четвертого и пятого курсов Барнаульского педагогического университета математического и физического факультетов (факультеты готовит студентов по сдвоенной специальности).
Подготовка студентов к подобной работе включает в себя: детально изучение программное обеспечение учебного назначения (обучающие программы по операционной системе Windows, офисным приложениям, и предметным областям школьного курса обучения фирм производителей «Кирилл и Мефодий» и «1С»), изучение основных принципов модели обучения взрослых.
Опыт работы показал, что особенность компьютерной информационной среды обучения позволяет в одном компьютерном классе вполне успешно работать с учителями – предметниками по освоению стандартного программного обеспечения разных предметных областей одновременно (при условии, что на каждом компьютере установлен CD-ROM). Под «стандартным программным обеспечением» понимается то, что одновременно используются CD – ROM диски с обучающими программами по разным предметным областям, но одной фирмы – производителя, например «Кирилл и Мефодий». В данной ситуации независимо от предметной области интерфейс одинаков и одинаково знаком для студента, а для учителя нет ничего нового в предметной области. Что позволяет чувствовать учителю себя уверенно при обучении, находя какие – то аналогии в своем прошлом опыте, а студенту оказывать ненавязчивую, действенную помощь при продвижении по программе, акцентируя внимание обучаемых на общих моментах, относящихся к интерфейсу.
Необходимо отметить, что данный проект осуществлялся без какого – либо существенного финансирования. По оценкам специалистов краевого Комитета по образованию выезд студента и обучение учителей – предметников по месту их работы и проживания обходится для районного бюджета дешевле, чем командировка одного учителя, если даже обучение бесплатно.
Необходимо отметить особенности программы обучения. Первый опыт подготовки учителей – предметников как пользователей компьютерными технологиями показал, что программа обучения, с одной стороны, должна являться неким стандартом, но с другой стороны должна быть вариативной, ориентированной в первую очередь на решение практически значимых задач для учителя.
По нашим оценкам при финансировании 100 рублей на одного обученного учителя в рамках такой модели мы в состоянии обучать 4000-5000 человек в год.
Подготовка современного учителя "Технологии" предусматривает владение студентами умением осуществлять проектную деятельность, начиная от осознания проблемы и кончая получением реального результата, а также анализировать собственную деятельность, с целью её совершенствования и повышения своей квалификации (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600. Технология и предпринимательство. - М., 2000).
Мы полагаем, что учебные мастерские являются наиболее благоприятной учебно-образовательной средой для этого и считаем, что формировать умения проектирования и начинать выполнение проектов студентами по изготовлению швейных изделий возможно с первого курса. Ведь большинство студентов, поступивших в ВУЗ на первый курс, как правило, уже владеют элементарными техническими и технологическими навыками обработки ткани.
Для качественного выполнения проекта студентам необходимы сведения по конструированию и моделированию швейных изделий (выбор конструкции проектируемого изделия и нанесение модельных особенностей), материаловедению (подбор ткани в соответствии с выбранной моделью, указание рекомендуемых материалов), оборудованию швейного производства (выбор оборудования в соответствии с технологией обработки и рекомендуемыми материалами), дизайн-анализ проектируемого изделия. Но эти дисциплины ведутся на старших курсах.
Следовательно, выполнение проекта студентами первого, второго и третьего курсов на достаточно высоком уровне либо невозможно, либо студентам необходим самостоятельный набор сведений по литературе, предложенной преподавателем. Эта дополнительная нагрузка нецелесообразна, так как дисциплины все равно будут преподаваться. В данном случае прослеживается отсутствие междисциплинарных связей, преподавание предметов ведется обособлено друг от друга.
Выход из создавшейся ситуации мы видим во введении пропедевтических курсов, кратких лекций по сопутствующим дисциплинам.
Реализацию метода проектов при подготовке учителя "Технологии" мы рассматриваем как средство формирования профессиональных способностей будущего учителя для современной школы: умение проектировать процесс обучения учащихся, умение организовывать и руководить их (учащихся) проектировочной деятельностью.
По окончании первого семестра, когда была изучена технология обработки основных узлов швейного изделия, мы считаем целесообразным в качестве закрепления пройденного материала, расширения и углубления полученных знаний, приобретения определенных технических и технологических навыков, индивидуализации дальнейшего процесса обучения, установления междисциплинарных зависимостей и т.п., а также формирования проектировочных умений изготовить изделие на основе метода проектов. Студенту предоставляется возможность побывать в роли школьника. Задача: получить представления о методе проектов, о проектировании своей учебной деятельности, о возможностях и преимуществах данного метода.
На данном этапе выполнение проекта считаем возможным следующим образом. Так как основной задачей на практических занятиях в учебных мастерских является отработка умений и навыков по технологии изготовления швейных изделий, то лекала студентами не изготавливаются, а берутся готовыми из журналов мод (умение работать по журналам). Поэтому для работы на занятиях по выполнению проекта студентам необходимо иметь журналы с моделями одежды. Некоторые студенты могут включить в свою разработку и конструирование и моделирование, если у них был опыт такой работы (в домах творчества, швейном училище и т.п.) и, если это не нарушит деятельности всей группы.
При рекомендации тканей и оборудования преподаватель консультирует студентов в выборе литературы, максимально приближенной к выполняемому проекту.
Выполнение проекта студентами состоит из трёх этапов: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. За основу взята модель совместной деятельности учителя и учащихся, предложенная В.Д.Симоненко [1].
Проект - прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, продукта деятельности. Под проектированием мы понимаем особого рода деятельность, инвариантную относительно предметных областей её развертывания, а потому неизбежно требующую диалогического сопоставления и синтеза знаний разных наук и предметных деятельностей. Проектирование воплощает целостную связь выражаемого замысла, выражающего проекта и выраженного облика [2].
Для преподавателя процесс проектирования представляет собой организацию учебной деятельности студентов таким образом, чтобы по её завершению "получился" учитель с набором профессиональных качеств, которые требует от него современная школа. В данном случае мы рассматриваем проектировочные умения, умение рефлексировать собственную деятельность и деятельность обучаемых.
Второй семестр - выполнение проекта студентами на изготовление швейного изделия, включающего обработку горловины, застежки, кармана, проймы или рукава и др. Предлагаться для проектирования может любое плечевое изделие: блузка, рубашка, платье и т.п. Мы рекомендуем изготовление детского платья, так как расход ткани на него невелик, можно выбрать менее дорогие материалы; детское изделие может нести в себе много конструктивных линий, что позволит отработать технические приёмы их выполнения; в случае каких-либо значительных дефектов ущерб будет не таким большим и возможна переработка и т.д.
Предварительное занятие содержит введение студентов в область предстоящей деятельности: что такое проект, в чём заключается метод проектов, о структуре выполнения проекта, содержании этапов, о примерной последовательности выполнения проектирования изделия, что требуется для реализации проекта (материалы, литература, оборудование и др.). также необходимо указать требования, предъявляемые к качеству выполнения проекта, его оформлению.
Чтобы процесс проектирования протекал согласно плана, не было упущений со стороны студентов, необходимо установить режим проверки выполняемого задания. Целесообразным считаем устраивать проверку после окончательного выбора модели для проектирования, разработки технологического проекта (схемы, рациональная технология обработки, последовательность изготовления, критерии контроля качества изделия и др.) и после оценки самим студентом качества выполняемой проектной документации в ходе организационно-подготовительного этапа.
Технологический этап - это непосредственное выполнение технологических операций по изготовлению изделия, корректировка собственной деятельности, её рефлексирование. Этот этап предполагает возможность внесения изменений в организационно-подготовительный этап (например, замена одного материала другим, одной технологии обработки другой и т.п.). Закрепление внесённых изменений отразится в заключительном этапе.
Заключительный этап включает сравнение выполненного проекта с задуманным, устранение недочетов, фиксирование изменений, внесенных в ходе технологического этапа, оформление проекта, самооценка проекта студентом, защита перед другими студентами и преподавателем, демонстрация изделий, конкурс и пр.
Важнейшим этапом по завершению проектирования швейного изделия и его защиты является совместное анализирование собственной проектной деятельности студентами и деятельности преподавателя по её организации (что делали студенты, что делал преподаватель) в ходе реализации проекта. Необходимо указать достоинства и недостатки совместной деятельности студента и преподавателя, пути её улучшения, целесообразность применения в собственной подготовке и обучении школьников. Процесс рефлексии считаем необходимым условием формирования умений проектировочной деятельности, которому необходимо специально обучать.
Таким образом, педагогическими условиями формирования умений педагогического проектирования будущих учителей "Технологии" являются: реализация метода проектов при организации занятий в учебных мастерских, начиная с первого курса; введение пропедевтических курсов, кратких лекций по сопутствующим дисциплинам; установление режима проверки выполняемого задания; рефлексия собственной проектной деятельности студентами и деятельности преподавателя по её организации.
2. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. 1998.
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)