М.Н. Приезжая, специалист компании "Инфологика”
Процесс информатизации образования немыслим без современных технических средств обучения, но бюджет школ ограничен, и, естественно, у руководителей возникает желание найти более дешевое решение, которое обеспечит тот же результат, что и интерактивная доска. При этом важно понимать, за счет чего достигается экономия, чтобы приобретение более привлекательного по цене оборудования не стало напрасной тратой денег на то, что не будет использоваться и не повысит эффективность учебного процесса.
Существуют устройства, позволяющие превратить в интерактивную доску любое приспособление с ровной поверхностью, – казалось бы, это экономичное решение. Но какая поверхность может заменить интерактивную доску? Чтобы замена была удачной, она должна выполнять те же функции, что и интерактивная доска: позволять выводить изображение через проектор и работать с ним – делать записи, рисовать, перемещать объекты.
Обычно в школах используют для этого экран либо маркерную доску. Экран позволяет получить хорошую картинку с проектора, но он нежесткий и писать на нем невозможно. Значит, нужно использовать маркерные доски? Но их поверхность делается глянцевой, чтобы с нее легко стирались надписи, и при работе с проектором на ней появляется яркое световое пятно. Это утомляет глаза, создавая повышенную нагрузку на зрение, и не способствует эффективной работе на уроке. Впрочем, некоторые не слишком добросовестные производители интерактивных досок делают и их поверхность глянцевой, как у маркерных.
Сравните такое решение с качественной интерактивной доской, например Panaboard, – преимущество ее рабочей поверхности – матовой, как экран, и прочной, как маркерная доска, – очевидно.
Эффективность работы интерактивной доски существенно зависит и от программного обеспечения. Естественно, оно должно быть разработано специально для сферы образования – позволять создавать интерактивные уроки и предоставлять учителю нужные ему инструменты. Разработка и постоянное совершенствование таких программ требует от производителя серьезных затрат и делает доску немного дороже. Зато, приобретая доску известного производителя, вы можете быть уверены в том, что программное обеспечение вашей интерактивной доски не устареет – обновления можно бесплатно скачать с сайта, а, например, у досок Panasonic это можно сделать прямо из программного обеспечения. Выбрав более дешевую доску, вы рискуете столкнуться с тем, что производитель не тратит силы и средства на поддержку пользователя и на совершенствование и обновление программного обеспечения.
Многие альтернативные интерактивным доскам приспособления, такие как интерактивные проекторы и насадки, создавались, в первую очередь, как инструмент коммивояжеров для проведения мобильных презентаций и не комплектуются программами для создания уроков. С ними вы сможете делать пометки поверх готовых цифровых образовательных ресурсов, но разве вы не ожидаете от интерактивной доски большего?
Экономия бюджетных средств зачастую бывает необходима, но подходить к решению этой проблемы надо разумно, понимая, в каком случае можно экономить, а в каком не стоит идти на компромисс. Только тогда интерактивные доски будут надежным и удобным инструментом учителя, облегчающим его работу и позволяющим повысить эффективность обучения.
Источник: http://edu.resobr.ru/archive/year/articles/6098/ |