Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: samylenokoa

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Информационная культура педагога » Информационная культура личности пе

Уроки творчества при обучении «технологии» в 12 –летней школе
Увеличение продолжительности обучения в общеобразовательной школе не делает менее важными вопросы интенсивного обучения. Интенсивность учебного процесса обеспечивается, в частности, участием учащихся в активной творческой деятельности при изучении учебных предметов базисного учебного плана и особенно на специализированных уроках творчества, которые необходимо ввести в учебный план. В процессе творчества учащиеся на теоретическом и практическом уровнях используют полученные в школе знания и тем самым неформально усваивают их.

Конкурентоспособность выпускников школ на рынке труда и их потенциальные возможности получения современного профессионального образования во многом определяются уровнем творческого развития, проявляющемся в умениях создавать инновации в различных сферах человеческой деятельности.

В школе имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль творчества и творческой личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать школьников к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим школьникам, школе и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в новых экономических условиях.

При проведении уроков творчества в предмете «Технология» важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю «Технологии» важно знать творческое содержание конкретных профессий и он должен хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения. Творческое содержание профессии – это те области трудовой деятельности, внутри которых можно вносить новизну в технологический процесс и технологическую оснастку, собственно в саму технологию. В этом смысле допустимо рассматривать технологическое творчество как профессиональное творчество или как творчество в структуре конкретной профессиональной деятельности[1].

Творческое начало профессионального самоопределения включает в себя различные виды творческой деятельности – техническое и технологическое творчество, художественное творчество в процессе художественно-технологической обработки материалов, социальное изобретательство. Поскольку психологические закономерности реализации каждого из этих видов творчества являются едиными, все они равноценны при формировании профессионально значимых качеств личности труженика-профессионала.

В настоящее время актуально проведение комплексных педагогических исследований, позволяющих определить базовый компонент творческого начала профессионального самоопределения молодежи с позиций системно-структурного подхода и педагогики сотрудничества как основополагающего механизма формирования личности в учебном процессе.

Исходя из предположения, что профессионалом является субъект, освоивший в совершенстве творческое содержание конкретной профессии, освоение творческого содержания профессии можно считать целью, а творчество - одним из средств профессионального самоопределения молодежи. Таким образом можно говорить о профессиональном творчестве, то есть о творчестве в структуре конкретной профессиональной деятельности, реализуемом тружеником-профессионалом. В этом смысле профессиональное самоопределение - это самостоятельное определение, самотестирование своих способностей к какому-то конкретному виду трудовой деятельности и к освоению ее творческого содержания. Правомерность употребления понятия творческое самоопределение молодежи применительно к целевым установкам уроков творчества в 12-летней школе становится очевидной.

На уроках творчества при изучении «Технологии» есть возможность привлечь внимание учащихся к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества. Это важно, поскольку эстетически развитый человек «видит целое раньше частей и видит правильно», что является одним из основополагающих политехнических умений и условием эффективной творческой деятельности (по Э.В.Ильенкову и Дж.К.Джонсу).

Результативность уроков творчества можно оценить положительно, если учащиеся смогут определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющей эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих задач, сотрудничать с коллективом сверстников и учителем при развертывании творческой деятельности по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат творческой деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные школьники должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у учащихся навыки работы в новых экономических условиях, навыки социального творчества, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок.

Качественная подготовка школьников к творческой трудовой деятельности в новых экономических условиях осуществима при условии освоения учащимися современных информационных технологий, реализация которых становится возможной при овладении навыками воспринимать, перерабатывать, продуцировать и использовать знаковую информацию в своей учебной трудовой деятельности[2].

На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений для усовершенствования техники, технологий и социальной деятельности. Наиболее эффективными для использования в общеобразовательной школе являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд ассоциаций, функционально-стоимостной анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение школьников применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у школьников формируются политехнические умения и навыки.

На уроках творчества развитие творческой деятельности школьников осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям умственной деятельности учащихся.

Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны педагога. Например, учащийся не знает, как разрешить возникшее противоречие. Преподаватель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему?», «Чего он добился?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?» (по Т.Эйлоарт) - помогает найти правильное, а иногда и единственно возможное решение.

Использование современных поисковых методик предполагает сотрудничество между отдельными школьниками и учителями, а также использование (присвоение) общественного опыта, научных и технологических закономерностей.

Важнейшей является проблема целеполагания. Процесс творчества определяется конечной целью, которую школьник ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества учащийся корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.

Выбор педагогом для конкретного ученика метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьника. Эффективность метода во многом зависит от субъективных возможностей мыслительной деятельности субъекта творчества. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении школьников анализу техники и технологий с целью их усовершенствования. Доступными по возрасту способами следует обучать школьников видению противоречий в различных технических системах и технологиях и закономерностей их развития.

Учащиеся могут самостоятельно выявлять границы поисковой деятельности при решении творческих задач, иначе поиск будет бесконечным. Учитывая индивидуальные различия школьников, педагог должен иметь в виду, что каждому из них необходимо предоставить обширные информационные сведения о различных методах создания новых решений и о способах предварительного анализа технических систем и технологических процессов. Окончательный выбор метода творческого поиска осуществляется самим школьником.

В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у учащихся предприимчивости, в том числе и на уроках творчества. Школьникам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и об его потребностях, о направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях.

В этой связи особое внимание следует обратить на технологическое творчество учащихся. Исходя из понимания того, что технология – это совокупность методов преобразовательной деятельности и что методы преобразовательной деятельности должны являться эффективными и экономичными для того, чтобы быть прогрессивными, можно считать, что главным в технологическом развитии на современном этапе должны быть экономические основания. Поэтому, все новации, предлагаемые учащимися, должны быть экономически целесообразными. Технологическое творчество – это внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную.

Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать учащимся вносить изменения в технологическую дисциплину снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством учащихся будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления. При этом заметим, что участие учащихся в технологическом творчестве должно сопровождаться формированием у них понимания целесообразности неукоснительного соблюдения технологической дисциплины, что позволит обеспечить необходимое качество будущей трудовой деятельности[3].

Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего технологического решения с позиций его эффективности и экономичности.

В качестве опорных можно порекомендовать учителю базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся:

1. сущность технологических возможностей трудовой деятельности;

2. понятие о производстве и его структуре;

3. содержание понятия «Технология»;

4. состав технологического процесса;

5. смена технологий как основа прогрессивного развития;

6. сущность технологической политики;

7. сущность технологического процесса;

8. стратегии обновления технологий;

9. понятие о целостных технолого-экономических системах;

10. содержание экономических основ технологического творчества;

11. признаки прогрессивных технологий;

12. навыки анализа технологий;

13. понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;

14. представление о способах оценки качественного состояния технологий;

15. сущность экономических решений при усовершенствовании технологий;

16. сущность и содержание современных методов поиска новых технических и технологических решений, практические навыки их использования.

Можно утверждать, что технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность в этом виде творчества и мотивацию к технологической творческой деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для ученика данного вида творчества, связав это с современным состоянием рынка труда и необходимостью неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.

Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков творчества. При профессиональном педагогическом подходе освоение современных поисковых методик оказывает развивающее влияние на школьников, поскольку способствует изменению субъективного восприятия технических объектов и технологий, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности как решимость и воля при постановке и достижении целей и внедрении собственных инноваций в практику.

Систему уроков творчества в общеобразовательной школе целесообразно сделать непрерывной с 1 по 12 класс, предусматривающей классные занятия, а также самообразование, в том числе и в виде дистанционного обучения.


Литература:
1. Бычков А..В. Развитие технологического творчества учащихся. – М.: Изд-во АИП, 1996. 
2. Бычков А..В. Информатика во внеклассной и внешкольной работе // Физика в школе. 1984. № 6. 
3. Бычков А..В. Технология игры в трудовом обучении и профессиональной подготовке. – М.: Изд-во АИП, 1994. 






Источник: http://www.eidos.ru/journal/2000/0922-01.htm
Категория: Информационная культура личности пе | Добавил: AOV (18.11.2009)
Просмотров: 1140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru