Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

РОЛЬ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы обучающиеся не только усвоили определенные знания, но и стали настоящими специалистами в своей области, научились самостоятельно получать знания и мыслить. Эти вопросы волнуют любого современного педагога. Но готовых рецептов, по которым он смог бы быстро обучить молодого человека и обеспечить достаточно высокий уровень подготовки, не существует. Обучение – творческий акт, это тандем двух личностей – преподавателя и обучающегося, где ведущая роль принадлежит педагогу, который имеет соответствующие знания по определенной дисциплине и владеет умением создавать предпосылки для развития и формирования личности будущего выпускника вуза. Процесс достижения целей реализуется через грамотную организацию непрерывного учебного процесса.

Отношения между педагогом и обучающимся базируется на следующих условиях.

1. Доброжелательность преподавателя по отношению к обучающимся. Словом, каково отношение педагога к студентам или школьникам, таково и их отношение к нему: если он доброжелателен, то и обучающиеся отвечают тем же. При партнерских отношениях не будет в группах или классах, так называемых, «вредных» молодых людей, так сильно нервирующих некоторых преподавателей. Иначе говоря, как аукнется, так и откликнется.

В то же время стоить заметить, что доброжелательность не должна быть нарочитой, специально организуемой только «в педагогических целях». Она или есть, или ее нет. Это зависит от уровня нравственной воспитанности наставника, его профессиональных качеств и, конечно, от индивидуального характера личности. Однако еще А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что учитель не должен бояться выразить свое негодование любым возмутительным поступком ученика, ибо в этом его искренность, честность, отсутствие фальши в его педагогической позиции, принципиальность. А. С. Макаренко также считал, что беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, подыгрывает и сюсюкает, вместо того, чтобы воспитывать, переделывать его характер [1]. Это и на данный момент остается актуальным.

2. Второе важное условие установления благоприятных взаимоотношений между педагогом и коллективом обучающихся – это справедливое оценивание знаний и умений будущих специалистов или их поведения. Справедливость – это этическая категория.

Студенты и школьники обычно считают педагога справедливым, если он хорошо знает свою дисциплину, требователен к обучающимся и в полном соответствии с этим оценивает их труд, т.е. объективно, а не по своему произволу. Чем требовательнее и справедливее преподаватель, тем весомее получаемые знания и тем интереснее учиться у него, тем выше его авторитет.

3. Третье условие развития правильных взаимоотношений между педагогом и обучающимися состоит в эрудированности, широте кругозора преподавателя, когда его познания не ограничиваются формальными границами дисциплины. Образованный, эрудированный педагог помогает будущим выпускникам осознать полезность глубоких профессиональных знаний. Но и они, в свою очередь, оказывают влияние на преподавателя: если его глубокие знания оказываются востребованными, слушатели – благодарными, то и обстановка в аудитории царит деловая и благоприятная. Если занятия скучны и сопровождаются взаимными претензиями, то они, как правило, неинтересны и не оказывают никакого влияния на развитие и воспитание личности молодого человека.

Итак, что же стоит за определением – авторитетный, лучший преподаватель?

С начала 90-х гг. российское общество находится в условиях преобразований от одной социально-экономической системы к другой. Этот переход существенно меняет привычный уклад жизни людей в духовной сфере, связанной, прежде всего, с переоценкой ценностей. В непрерывно изменяющихся условиях жизни важное значение приобретают высокий профессионализм человека, компетентность специалистов в разных сферах производственной и общественной жизни, поскольку сегодня в условиях рыночной экономики актуальным является вопрос конкурентоспособности выпускников. Это, в первую очередь, касается работников образования, так как преподаватель должен быть профессионально компетентен в своей области деятельности.

Раньше понятие компетентности обычно применяли только по отношению к профессиональной деятельности человека, а в педагогике оно появилось вместе с современной концепцией модернизации образования, но содержание этого понятия не является принципиально новым. В него входят не только знания, умения, навыки, опыт деятельности, но и эмоционально-ценностные отношения.

Отличные или хорошие знания по предметам, полученные в школе или вузе, не всегда позволяют современным выпускникам образовательного заведения успешно решать проблемы, встречающиеся в реальной жизни (например, касающиеся трудоустройства или освоения профессии, создания семьи или отношений в ней, защиты гражданских прав или досуга и многое другое).

Понятие компетентности включает различные составляющие: когнитивную, операционально-технологическую, этическую, социальную, мотивационную и поведенческую. Сюда же можно отнести полученные знания и умения, систему ценностных ориентаций и т.д. В стратегии модернизации выделяют основные компетентности в разных сферах:
самостоятельная познавательная деятельность на основе приобретения знаний из различных источников информации;
социально-трудовая деятельность (в том числе ориентация в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации и т.д.);
гражданско-общественная деятельность;
бытовая деятельность;
культурно-досуговая деятельность.

Кроме того, профессиональное образование в вузе направлено на всестороннее развитие личности молодого специалиста с целью его подготовки к активному участию в производстве с наибольшей пользой не только для себя, но и общества в целом. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя и преподавателя, их образовательные функции, соответственно меняются требования к профессионально-педагогической компетентности, уровню профессионализма.

Здесь хочется привести высказывания Фреда Стокинга о том, какой учитель лучше.

- хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший – может немного «играть», чтобы учащиеся сами нашли ответ;

- хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший – знает, как надо быть тихим и внимательным, когда его учащиеся стараются высказать свои мысли;

- хороший учитель скромен, знание предмета важнее его самого, но лучший учитель еще более скромен: уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем «старый глупый предмет»;

- хороший учитель знает, что его учащиеся должны быть ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший – понимает, что честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, так как они формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций и нравоучений;

- хороший учитель стремится контролировать аудиторию, лучший – контролирует самого себя в первую очередь [2].

Эти слова в полной мере можно отнести и к высшей школе.

Каковы же психологические условия формирования подлинного преподавательского авторитета?

Опрос студентов выявил общие характеристики, определяющие авторитет педагога:

- глубокое знание предмета,

- владение материалом,

- интеллект,

- любовь и стремление понять людей,

- умение излагать свои мысли,

- хорошее здоровье (умственное и физическое),

- любовь к учащимся,

- любознательность, социальная и эмоциональная зрелость,

- вера в ценность и значимость обучения, воспитания и развития человека,

- любовь к общению с людьми,

- обладание личностными свойствами,

- умение ориентироваться в обстановке, то есть проявлять «педагогическую находчивость»,

- организаторские способности – деловитость, требовательность, распорядительность,

- ответственность, инициативность, умение сплотить коллектив,

- чувство юмора, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость,

- выдержанность, умение убеждать,

- творческое отношение к делу.

Прочитав мнение обучающихся, иной преподаватель, может быть, засомневается: правомерно ли здесь обобщение, не односторонне ли мы подходим к оценке данного явления? Ведь некоторые недооценивают мнение студентов и пренебрегают им.

В СГУПСе регулярно, два раза в год, на пятой неделе каждого семестра, проводится опрос среди обучающихся с использованием анкеты «Преподаватель глазами студентов». Цель этого опроса:

– изучение мнения студентов о качестве учебной работы преподавателей;

– оказание помощи преподавателям в самоанализе своей учебной деятельности.

Студенты в баллах оценивают профессиональные качества преподавателя по следующим критериям:

1. Излагает материал ясно и доступно, четко формулирует цели и задачи, умеет вызвать и поддержать интерес к предмету.

2. Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, приемлемый для восприятия темп изложения.

3. Следит за реакцией студентов, обеспечивает рабочую обстановку на занятиях.

4. Ориентирует на использование изучаемого материала в других дисциплинах, а также в профессиональной деятельности после окончания университета.

5. Организует ритмичную самостоятельную работу студентов, выдает четкие домашние задания, регулярно и эффективно консультирует.

6. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к студентам.

В результате, такая оценка преподавателей глазами студентов – это выражение общественного мнения, а с ним стоит считаться. Другого способа определить наличие или отсутствие авторитета у педагога просто не существует.

Однако можно утверждать с уверенностью: нет у авторитетных преподавателей никакого «психологического секрета», любой педагог в состоянии стать таковым для своих подопечных, если он знает, что именно нужно для этого знать, уметь и хотеть.

Если авторитет преподавателя зависит от названных выше психологических условий, то от него, в свою очередь, зависит очень многое: эффективность обучения, социальная зрелость обучающихся, сплочение студенческого коллектива, конечные итоги воспитательной работы, когда будущие специалисты развиваются как личность.

Педагог в аудитории должен выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.

Обучение – как наука и как искусство. Наука обеспечивает знание, искусство – возможность их применения.

Таким образом, обращаясь к проблеме развития профессиональных качеств молодого человека, мы приходим к проблеме определения места и значения способностей в деятельности, при которых она является средством развития научного, творческого и пространственного мышления, а также развития личности в целом. Организация деятельности предполагает наличие или формирование определенной мотивации и цели, связанной с ее удовлетворением.

Развитие творческого потенциала будущего специалиста зависит от системности обучения и качественного педагогического управления, то есть от личностных качеств руководителя образовательной системы и преподавателей, стиля их общения с обучающимися. В научном и техническом творчестве предъявляются определенные требования к структуре мыслительных процессов, способности личности выбирать индивидуальные пути решения творческих задач. Интересно построенное учебное занятие приносит положительные результаты в развитии пространственного мышления и творческого потенциала личности, поэтому в учебном процессе следует увеличить количество оригинальных (нестандартных) учебных ситуаций.


Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=561&Itemid=28
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (06.09.2009)
Просмотров: 2418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru