Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7235
За месяц: 0
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6481
Из них
Мужчин: 2110
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Современный урок: какой он? » Статьи педагога-практика

Как организовать диагностику на уроках технологии?
Одна из важнейших задач современного образования – организация педагогической диагностики в трудовом обучении учащихся начальных классов. Педагогическая диагностика всегда объективна и дает точную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе. Основными и необходимыми компонентами диагностирования являются контроль и оценка. Если контроль и оценка проводятся систематически и целенаправленно, они превращается в средство руководства организованным самопознанием.

Задача учителя состоит в том, чтобы объективно оценить степень соответствия фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным результатам, направление и причины отклонений от поставленных целей обучения. Как показывает практика, на уроках технологии осуществляется контроль и оценка в основном трудовых умений. В то же время разработчики технологического подхода к образованию указывают, что в современном способе производства проблема «с помощью чего делать?» переместилась на проблему «каким образом, как делать?», то есть способы действия становятся центром всех технологий.
Каковы проблемы в организации урока технологии?

В технологическом образовании педагогический процесс рассматривается как целостная динамическая система. По сути, процесс изготовления изделия на уроке технологии, является моделью простейшего технологического процесса. Наблюдения показывают, что в начальных классах дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к получению низких результатов труда. В существующей ныне системе трудового обучения (1 час в неделю) не представляется возможным реализовать целостный процесс изготовления изделия. Чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я». Контроль и оценка деятельности детей осуществляется, чаще всего, по совокупности выполненных практических действий – за готовое изделие, а действия по организации труда, освоению способов деятельности и самоконтролю не подвергаются зачастую ни анализу, ни оценке. При такой организации урока технологический и контрольно-оценочный компоненты процесса изготовления изделия остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.
Как правильно организовать педагогическую диагностику?

Чтобы организовать педагогическую диагностику в трудовом обучении при технологическом подходе к образованию, необходимо иметь ясное представление о некоторых компонентах технологического процесса. В простейшем технологическом процессе, осуществляемом учащимися на уроках технологии, можно выделить организационный или ориентировочный, трудовой или исполнительский и контрольно-оценочный компоненты.

Организационная часть технологического процесса осуществляется на основе знаний о технологиях и сформированных технологических умений. Этот этап труда позволяет создать точное представление о способах выполнения предстоящей деятельности. Для выполнения исполнительской части технологического процесса необходимы технические (практические) знания, исполнительские умения или как их называют – трудовые или технические умения. Контрольно-оценочная часть направлена на осуществление контроля выполнения осуществляемых действий, коррекцию движений и действий, оценку результатов труда. Основой ее организации составляют знания и умения по анализу, оценке деятельности и ее коррекции.

Следующим шагом в реализации педагогической диагностики в трудовом обучении является выбор базового содержания учебного материала. В соответствии с общими требованиями к содержанию трудового обучения в начальных классах учащиеся должны освоить следующее содержание:
материалы и область их применения
инструменты
приспособления и их использование
названия ручных технологических операций и правила их выполнения
элементы техники
элементы графической грамоты
трудовая деятельность человека
организация и планирование труда.

Как отмечено ранее, главным звеном в освоении технологий является обучение способу деятельности. Разные технологии требуют разных способов деятельности, однако, как показывает практика, дети младшего школьного возраста могут освоить лишь некоторые из них:
орудийные способы
вербальные способы
невербальные способы
мыслительные и проектные способы
механические способы
информационные способы.

Не менее важное место в педагогической диагностике занимает четкая постановка целей и задач урока. Построение четкой системы целей и педагогических задач, определение показателей и уровней достижения определенных результатов позволяют ученику свободно ориентироваться в учебном материале и достигать желаемых результатов. В то же время это позволит педагогу объективно оценить достигнутые результаты и указать ученику оптимальные пути достижения целей.

Таким образом, на наш взгляд, организация целостного процесса изготовления изделия, ориентация на содержание трудового обучения, четкая постановка целей и задач обучения являются необходимыми условиями организации педагогической диагностики при технологическом подходе к образованию.


Источник: http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/handworkclass/425.html
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: AOV (21.09.2009)
Просмотров: 1892 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru