Переход современного общества от индустриального к информационному этапу развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования и совершенствования знаний основ информационной культуры. Знания современных информационных технологий становятся неотъемлемой частью любой предметной области. Одно из современных требований к учебному процессу в Вузе является использование компьютера при изучении различных дисциплин. Работа преподавателя и студента, организованная с использованием ПК становится более наглядной, интересной, а также значительно экономит учебное время.
В настоящее время существует большое разнообразие обучающих программ, электронных энциклопедий, которые с успехом можно применять в учебном процессе. В то же время существуют сложности по их использованию на занятиях, обусловленные необходимостью адаптации компьютерных средств обучения к нуждам конкретных дисциплин. В связи с этим актуальна задача разработки методических рекомендаций по их применению в учебном процессе.
Целью дисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности» является формирование у студентов установки на творческий подход к решению проблем из любой сферы человеческой деятельности, на развитие своих творческих способностей и творческих способностей своих учеников. Студенты должны познакомиться с общими методами достижения поставленных целей, этапами проектирования. Обучение студентов осуществляется путём сообщения теоретических основ дисциплины на лекционных занятиях, путём закрепления теоретических знаний на лабораторно-практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов. При освоении теоретического материала по дисциплине особое внимание следует обратить на формирование устойчивых знаний и понимания основных понятий по психологии творчества и проектной деятельности, без которых невозможно успешное изучение последующих тем дисциплины и выполнение лабораторно-практических работ. В ходе изучения теоретического материала студенты должны усвоить методы поиска и оценки информации, этапы проектной деятельности, основные методы поиска решений творческих задач, способы защиты интеллектуальной собственности, а также сведения по основам дизайна: роль дизайна в профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства, особенности воздействия цвета на человека, средства композиции и композиционные приемы.
Одной из главных задач курса является знакомство студентов с творческими методами поиска решении различных проблем, в том числе педагогических, управленческих, технических и выполнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей. Для решения данной задачи мы рекомендуем использовать активные методы обучения (дискуссия, проектирование, интерпретация, тренинги общения, психотехнические упражнения, элементы психогигиены и пр.). Кроме того, лабораторно-практические работы предусматривают выполнение студентами заданий на развитие творческих способностей и несложных проектов по выполнению изделий из различных материалов.
Особое место в дисциплине «Основы творческо-конструкторской деятельности», на наш взгляд, занимает тема «Интуитивные и рациональные методы поиска решений», в которой студенты изучают такие методы, как мозговой штурм (А. Осборн), функционально-стоимостный анализ, методы гирлянд случайностей и ассоциаций (Г. Я. Буш), метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг), синектика, морфологический анализ, методы контрольных вопросов (Т. Эйлоарт, А. Осборн, Квинтилиан) и т.д. При выполнении лабораторно-практических работ студенты приобретают практические навыки применения выше названных рациональных и иррациональных методов для решения разнообразных творческих задач; учатся адаптировать изученные методы и упражнения к возможностям и уровню знаний школьников различных классов.
Источник: http://tp-ulgpu.narod.ru/comp_sredstva.htm |