Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Республика Беларусь

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  Личностно-ориентированный характер обучения техническому труду открывает новые резервы для развития творческой личности. Культурологическая концепция технологического образования должна являться основой для новой образовательной парадигмы, которая направлена на процесс обогащения рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного мира обучающегося и предполагает достижение единонаправленности его разума, воли и чувств. 

Данные преобразования возможны только в случае существенных изменений в технологии педагогического взаимодействия и качественного обновления всех сторон учебно-воспитательного процесса трудового обучения – его содержания, методов и форм. Основными задачами становятся обновление структуры и содержания учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» и изменение отношений учителя и учащихся. 

Учитель технического труда должен перевести обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью. Ему необходимо расширить профессионально-педагогическую деятельность носителя и передатчика научно-технической информации функцией управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и организации их самостоятельной работы. Это будет способствовать формированию личностно-ориентированной самостоятельности учащихся в процессе их технологического образования. 

В настоящее время в современной общеобразовательной школе происходят глобальные системные изменения в технологическом образовании учащихся. Учёным-педагогам, педагогам-исследователям и учителям-предметникам необходимо понять характер появившихся проблем и ответить на ряд актуальных вопросов: «Как соединить заказ общества и потребности личности на технологическое образование?», «Каковы должны быть современные образовательные стандарты?», «С помощью чего и как можно обеспечить разгрузку ученика и сохранить его здоровье?», «Как соединить традиционно фундаментальный характер школьного технологического образования с потребностью детей в практической подготовке к реальной повседневной жизни?» и т. д. 

Одной из определившихся тенденций развития обучения учащихся техническому труду является личностная ориентация технологического образования. Главная цель личностно-ориентированного технологического образования должна быть направлена на формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. 

Цель личностно-ориентированного технологического образования в процессе обучения учащихся техническому труду будет достигнута, если: 

– структура и содержание технологического образования будут приведены в соответствие со спецификой личностного развития учащегося; 

– технологическое образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию процесса обучения техническому труду; 

– процесс обучения техническому труду будет основан на таких образовательных технологиях и видах деятельности учащихся, которые научат их реализовывать свой творческий потенциал по отношению к каждому из изучаемых учебных предметов; 

– будет осуществлен переход к понятию открытого содержания технологического образования как непрерывно изменяющейся системы, включающей информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения; 

– обучение техническому труду строиться так, чтобы одновременно создавались условия для индивидуальной образовательной программы ученика, в содержание которой входят культурно-исторические достижения и традиции, современное технологическое развитие общества, т. е. общекультурный и общенациональный компонент технологического образования должен сочетаться с личностным компонентом. 

Для достижения цели личностно-ориентированного технологического образования в процессе обучения учащихся техническому труду необходимо решить следующие задачи: 

1. Выделение общекультурного компонента технологического образования. 

2. Сочетание самореализации и социализации учащихся. 

3. Продуктивная ориентация технологического образования. 

4. Определение технологического образования как образовательной среды для личностного развития учащихся. 

5. Деятельностное содержание технологического образования. 

Вместе с тем проектирование личностно-ориентированного технологического образования обеспечивает: реализацию ученического компонента в технологическом образовании; индивидуальную образовательную программу учащихся; продуктивную образовательную деятельность ученика. 

В свою очередь, характеристика проблем, относящихся к развитию личностно-ориентированного подхода к проектированию технологического образования, обусловлена содержанием следующих основных направлений: 

1. Разработка методологических основ личностно-ориентированного технологического образования и их реализация на всех уровнях и этапах школьного образования, включая систему подготовки кадров и научно-методического сопровождения образования. 

2. Исследование роли и влияния личностной ориентации обучения техническому труду на модернизацию системы школьного образования. 

3. Проблема соотношения субъектного и объектного в технологическом образовании. Данная проблема нуждается не столько в общем решении, сколько в определении приоритетов личностно-индивидуального и социально-общественного характера обучения учащихся техническому труду в зависимости от этапа и уровня развития личности. Решение данной проблемы связано с выявлением методологических закономерностей, присущих процессу личностно ориентированного обучения техническому труду на разных возрастных периодах и ступенях технологического образования; с исследованием взаимодействия между собой принципов природосообразности и культуросообразности при разработке требований к подготовке учеников. 

4. Личностное содержание технологического образования. Проектирование личностного содержания технологического образования требует разработки и задания для учащихся образовательной среды и механизмов деятельности в ней, которые позволят ему выращивать собственное содержание образования, двигаясь по индивидуальной программе изучения фундаментальных образовательных объектов, обязательных для учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Отдельной и наименее разработанной проблемой является создание электронных учебников личностно ориентированного содержания обучения техническому труду, планируемых для использования в мультимедийной среде. 

5. Природосообразные, здоровьесберегающие, продуктивные образовательные технологии. Такие технологии позволяют детям обучаться соответственно своей природе. Продуктивный и деятельностный характер технологического образования ориентирует учебный процесс на овладение специальными умениями и навыками, формирование базовых технико-техноло­гических понятий, способов решения графических, технологических и конструкторских задач. Методологической проблемой является отбор оптимальных для каждого этапа обучения учащихся техническому труду личностно ориентированных технологий, а также поиск форм интеграции деятельностного компонента содержания технологического образования с тематическим. 

6. Личностно-ориентированная система диагностики и контроля. Контролю и оценке должны подлежать все заявляемые цели технологического образования учащихся. Условием фиксации личностных результатов технологического образования является применение современных технологий обучения, разработка которых составляет отдельную научно-педагогическую проблему конструирования личностно-ориентированного содержания, методов и форм организации обучения учащихся техническому труду. 

Выявление проблем, связанных с проектированием личностно-ориентированного обучения техническому труду – первый шаг на пути их решения. Научные исследования в данном направлении жизненно необходимы, поскольку усиление роли личности ученика в его технологическом образовании – это главное условие перехода к новому качеству общего среднего образования. 

 



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=508&Itemid=28
Категория: Республика Беларусь | Добавил: AOV (06.08.2009)
Просмотров: 2755 | Теги: технологическое образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru