Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 2
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Россия

Организация самостоятельности как фактор саморазвития личности будущего учителя технологии в системе непрерывного образования
26.06.2006   Д.Л. Опрощенко    г. Липецк

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования, особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования современного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, предметными знаниями по избранной специальности, развитыми способностями к самостоятельности и творчеству в ходе самоопределения стратегии своего личностного и профессионального бытия, что выступает в качестве базиса эффективности процесса непрерывного образования в целом, и технологического образования, - в частности.

Современному высококвалифицированному учителю технологии для успешного осуществления профессиональной деятельности в условиях многогранного учебно-воспитательного процесса в среднем образовательном учреждении недостаточно иметь лишь некоторый объём знаний, умений и навыков как по преподаваемому предмету, так и по психолого-педагогическим дисциплинам, полученный в ходе профессиональной подготовки в стенах высшего педагогического учебного заведения. В качестве определяющего фактора эффективности самоорганизации выпускником педагогического вуза самостоятельности в период профессиональной деятельности выступает наличие у него внутреннего стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, расширению научного и общекультурного кругозора, поскольку «учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием» (Дистервег А. Избр.пед.соч.-М.,1956.-С.74).

 В настоящее время как в средней, так и в высшей школе наблюдается дефицит самостоятельности как интегративного качества личности обучающегося, способствующего эффективному процессу саморазвития человека, которое характеризуется не только умением познающей личности овладевать знаниями и способами деятельности без посторонней помощи, но и наличием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразовательной деятельности, заинтересованностью и эмоционально выраженным личностным вкладом в процесс преобразования окружающей действительности с целью её дальнейшего совершенствования, где в единстве и взаимосвязи выступают социальная активность, умственная активность и творчество субъекта обучения. В данной связи совершенствование процесса развития самостоятельности, трактуемой как внутренняя свобода личности, - и, в особенности, «как свобода мысли и духа» (Сластёнин В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования.// Качество жизни: проблемы системного научного обоснования: Материалы международной научно-практической конференции.-Липецк: ЛГПИ, 2000.-С.17) современного специалиста, выступающая в состоянии диалектического единства с осознанием выпускником вуза личной ответственности за качественное осуществление своей особой миссии в деле воспитания свободного гражданина-патриота нашего Отечества, что является основой построения учителем своей профессиональной деятельности с позиций признания «самоценности личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности» (Там же.-С.17) в качестве главной в системе гуманистических ценностей социума, может быть рассмотрено как важный вектор оптимизации процесса профессиональной подготовки современного учителя.

Основываясь на результатах научного анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвящённой проблеме развития самостоятельности субъекта обучения (Ю.К.Бабанский, Д.Б.Богоявленская, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, И.Л.Наумченко, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, Л.А.Ростовецкая, Т.И.Шамова и др.), осмысления педагогического наследия прошлого и обобщения передового педагогического опыта, в том числе работы профессорско-преподавательского состава Липецкого государственного педагогического университета, а также на полученных в ходе нашего опытно-экспериментального исследования данных, и всемерно учитывая, что «лейтмотивом системы непрерывного образования является осознание в рамках индивидуального сознания категорического императива о том, что обучение - это не потребительская ценность определённого этапа и функциональной направленности, а способ существования полноценного индивида» (Вейт М.А., Оганянц Б.Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе.-Липецк: ЛГПИ, 1990), можно выделить следующие основные направления деятельности преподавателей педагогического вуза в целях наиболее оптимальной организации самостоятельности субъекта обучения в процессе технологического образования:

-содействие осознанию и внутреннему принятию студентами системы профессиональных ценностей современного учителя, осуществляющего собственную педагогическую деятельность, основываясь на признании уникальности личности каждого из обучающихся (М.А.Вейт, С.М.Вейт,1996), способного к педагогической самоорганизации как важной способности «учителя к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности» (Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие.-Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,1999.-С.264), всемерно учитывая специфические особенности перехода студентов с позиции учащегося к пониманию диалектического единства основных социальных ролей будущего специалиста в период профессиональной подготовки в стенах педагогического вуза: 1) обучающегося - привычной со школьной скамьи роли с достаточно известным комплексом функций, - характеризующейся, тем не менее, переходом к позиции субъекта обучения, самоактуализирующейся в процессе профессиональной подготовки личности, стремящейся максимально самореализовать имеющийся творческий потенциал., что, безусловно, способствует непрерывному профессиональному и общекультурному росту будущего учителя технологии, - в целом, и эффективному развитию его самостоятельности, - в частности; и 2) обучающего - принципиально новой для будущего специалиста социальной роли, характеризующейся наличием высокой педагогической и методологической культуры личности современного педагога, в полной мере осознающей свою особую миссию в формировании человека культуры, гражданина своей Родины, обладающего личной свободой, как главной ценности и цели воспитания гуманистической педагогики, - специалиста, включенного в систему непрерывного профессионального образования и самосовершенствования;

-создание в педагогическом вузе особой социокультурной среды, «в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации» (Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание.-Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета,1997.-С.29), как педагогического пространства, детерминирующего эффективность процесса саморазвития личности будущего учителя в культуре - гармонии знания, творчества, этики, чувств и общения, - выступающей одновременно в качестве цели, условия и средства процесса развития самостоятельности современного учителя. Личность имеет тем большие основания называться таковой, чем более она аккумулирует социокультурный опыт человечества и вносит собственный вклад в его развитие. Посредством приобщения к культуре у будущего учителя технологии наиболее эффективно вырабатывается система этических ценностей, которые дают мощный стимул к совершенствованию его личности в любой сфере деятельности, в процессе которой должны находить воплощение все три стороны культуры, существующие в состоянии диалектического единства и взаимообусловленности: Истинность, призванная служить Добру, принимает при этом Эстетические формы (Волков Г.Н. Три лика культуры.-М.,1986);

-педагогическое обеспечение творческого саморазвития личности будущего специалиста с позиций трактовки творчества педагога и субъекта обучения в качестве сущностной характеристики, ядра системы непрерывного образования, детерминирующего «продуктивно деятельность субъект-субъектных отношений - студента и преподавателя, ученика и учителя» (Вейт М.А., Оганянц Б.Г.Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе.-Липецк: ЛГПИ, 1990.-С.25), а также важного средства как выявления эстетического идеала личности, оценивания уровня сформированности мировоззрения, так и её общекультурного развития, нравственного самосовершенствования и эффективного определения будущим учителем технологии стратегии своего профессионального бытия, основанной на глубоком уважении человеческого достоинства школьников и общечеловеческих гуманистических ценностях;

-наличие у будущего учителя технологии культуры восприятия новой информации, умения будущего специалиста осуществлять поиск источников требующихся знаний, самостоятельно добывать и анализировать научно-педагогические знания, обобщать передовой опыт по разрабатываемой проблеме, а также осуществлять перенос в собственную практическую деятельность полученной информации. Существенным условием эффективности данного процесса выступает его эмоционально-оценочный характер, поскольку «знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в его убеждения, когда они проходят через сферу его чувств и переживаний. Пронизывая взгляды и убеждения, чувства становятся одним из структурных компонентов мировоззрения» (Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвщение,1976.-С.40). Именно в этом случае процесс самоорганизации студентом педагогического вуза в самостоятельности своего профессионального и личностного бытия протекает наиболее эффективно, что способствует осуществлению полноценного включения будущих специалистов в процесс непрерывного профессионального образования и самосовершенствования;

-следующим важным моментом оптимизации рассматриваемого процесса выступает объективная необходимость создания в ходе организации самостоятельности будущих учителей технологии благоприятной психологической атмосферы, ситуаций успеха, которые стимулируют «успешную самообразовательную деятельность, активность студента, умение работать самостоятельно, индивидуально» (Вейт С.М., Вейт М.А., Бугаков П.Г. Самообразовательная деятельность студентов - важнейшее условие профессионального самосовершенствования.// Теория и практика образования: история и современность. Вып.3.-Липецк: ЛГПИ, 1999.-С.30), а также способствуют снятию психоэмоционального напряжения будущего специалиста в ходе самоорганизации самостоятельности как в процессе учебно-познавательной деятельности, так и в условиях непрерывной педагогической практики;

-и, наконец, что не менее значимо, совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии детерминировано наличием диалектического единства руководящей, направляющей роли преподавателей педагогического вуза в ходе управления научно-исследовательской деятельностью студентов на базе научно обоснованной концепции развития самостоятельности субъекта обучения в системе непрерывного образования, - с одной стороны, и проявления будущим учителем технологии, включённым в процесс непрерывного педагогического образования, творческой познавательной самостоятельности в процессе научного исследования, - с другой (более подробно данный аспект рассмотрен нами в работе: Опрощенко Д.Л. Научно-исследовательская работа как средство развития познавательной самостоятельности студентов// Педагогические и медико-биологические проблемы развития, воспитания и обучения учащихся. Вып.3.-Липецк: ЛГПИ,1999.-С.94-108), поскольку только если личность внутренне стремится к участию в творческой деятельности, выявлению и всемерному развитию своих качеств и способностей, проявлению индивидуальности и самостоятельности, а не лишь под воздействием какой-либо внешней причины, возникает возможность говорить о наличии творчества как особого феномена, рассматриваемого как «социальная задача формирования гармонически развитой личности» современного учителя-исследователя (Вейт М.А., Оганянц Б.Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. -Липецк,1990.-С.32). Наличие атмосферы взаимопомощи, общий творческий поиск, увлечённости научной деятельностью, взаимное обогащение опытом научно-творческой деятельности предоставляют уникальную возможность осуществлять стимулирование, организацию и координацию отношений творческого сотрудничества между студентами, участвующими в научном исследовании. В условиях консолидации творческой деятельности будущих специалистов научный руководитель получает также возможность наиболее оптимального формирования творческих способностей студентов, формирования научного коллектива, работающего над общей проблемой, причём с позиций диалектического единства и взаимосвязи индивидуального и коллективного творчества, поскольку «знания, присущие индивидуальному и коллективному субъекту, не совпадают полностью и не растворяются друг в друге, а взаимно предполагают друг друга» (Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. -М.,1980.-С.282).

В основе реализации данных базовых направлений совершенствования процесса организации самостоятельности как важного фактора саморазвития личности будущего педагога в системе профессиональной подготовки нами рассматривается положение о субъективации знаний профессорско-преподавательского состава педагогического вуза 1)об особенностях структуры самообразовательной деятельности студентов как формы активного отношения человека к изучаемому предмету, способствующей некоторым изменениям в самом субъекте обучения, приводящим к осознанию будущим специалистом личностной и профессиональной значимости наиболее полного овладения умениями самостоятельной работы в процессе познания окружающей действительности. При этом следует учитывать тот факт, что общая теория деятельности детерминирует включение в содержание необходимых для успешного осуществления самообразовательной и профессиональной деятельности знаний в качестве обязательных компонентов знание цели деятельности, способов действия, средств взаимодействия и представления конечного результата (предмета) действия, - что предполагает знание преподавателями вуза в ходе эффективной организации процесса развития самостоятельности студентов цели руководства определённым видом самостоятельных работ будущих специалистов в ходе аудиторных занятий и внеаудиторной работы, целей этапов, рассматриваемых в качестве средства осуществления требований образовательной программы в развитии данного вида самостоятельных работ и достижения предусмотренного программой уровня сформированности личности субъекта профессионального обучения; 2) об основных психологических моментах процесса развития самостоятельности обучающегося, и 3)об особенностях психолого-педагогической коррекции в ходе самоорганизации студентом самостоятельности процесса саморазвития личности как важного средства наиболее эффективного включения будущего специалиста в систему непрерывного профессионального образования и самосовершенствования современного учителя, а также - наличие у преподавателей педагогического вуза комплекса соответствующих умений успешной организации самообразовательной деятельности будущих специалистов, выступающего базисом создания необходимых для их продуктивной познавательной работы условий, способствуя тем самым максимальной степени активизации мыслительной деятельности субъектов обучения в ходе учебного процесса в стенах педагогического вуза, всемерно содействуя запоминанию ими программного и дополнительного материала и формированию умений и навыков самостоятельной работы как способа самореализации студентов в самостоятельности с опорой на эмоциональную сферу личности будущих учителей при организации их мыслительной деятельности, - встреча «аффекта и интеллекта» (Л.И.Божович); умений в ходе изучения закономерностей управления процессом самореализации субъекта обучения в самостоятельности выявлять причины, затрудняющие эффективное протекание данного процесса, и применять адекватные конкретной ситуации педагогические средства, направленные на устранение возникших затруднений, с учётом своих субъективных особенностей и особенностей каждого студента. При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что управление процессом самореализации студентом в самостоятельности своего личностного и профессионального бытия носит в целом опосредованный характер и должно осуществляться в ходе всего процесса профессиональной подготовки будущего учителя в высшем учебном заведении, в связи с чем следует учитывать внутренние закономерности педагогической системы, на которую оказывается данное воздействие.

Таким образом, активное владение преподавателями вуза теорией педагогики и психологии, наличие у них глубоких психолого-педагогических знаний о процессе учения, в том числе - сущности, целях, задачах, методах и приёмах, принципах и способах эффективного развития самостоятельности субъекта обучения, всемерный учёт в ходе профессиональной подготовки специалиста вышеназванных направлений оптимизации данного процесса выступают в качестве базиса и необходимого условия полноценного саморазвития личности будущего учителя технологии как осознанной потребности и результата «стремления поднять личный профессиональный потенциал и требования, предъявляемые... к специалистам» (Вейт М.А., Оганянц Б.Г. Указ. работа. -С.200) в области образования со стороны социума, в частности, и адекватного самоопределения выпускником педагогического вуза вектора своего последующего самосовершенствования в профессиональном и общекультурном плане в системе непрерывного образования современного специалиста нового тысячелетия, - в целом.

 



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=295
Категория: Россия | Добавил: AOV (17.07.2009)
Просмотров: 4232 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru