Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 2
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Россия

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Потребность в непрерывном педагогическом образовании была присуща человечеству всегда, но длительное время не осознавалась. Древние люди, передавая свой опыт, осуществляли этот процесс всю сознательную жизнь. С возникновением языка, особенно письменности, когда появилась реальная возможность фиксировать и накапливать знания, когда отношения в обществе достаточно усложнились, возникла элита, способная создавать, накапливать и транслировать знания. Образование носило в значительной мере характер самообразования, и в этом смысле процессом непрерывного образования была охвачена лишь небольшая прослойка общества, оно было уделом немногих. По-видимому, истоки современных воззрений на непрерывное образование можно найти уже у Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки, Конфуция и других [1, 2]. Следующий важный шаг в развитии идеи непрерывного образования связывают с развитием книгопечатания, промышленной революцией, ростом требований общества к уровню квалификации его членов. Великий педагог Я.А. Каменский утверждал, что в жизни нет другой цели кроме учебы.

В настоящее время возникает естественная необходимость дополнительного образования, которая и трансформируется в потребность в непрерывном образовании. Непрерывное образование объективно носит уже массовый характер. В некотором смысле произошло возвращение к начальному этапу развития человечества (непрерывное образование снова становится уделом всех), но уже на качественно ином уровне. В педагогическом образовании в связи с повышенной динамичностью образовательной среды феномен непрерывного образования приобретает еще более актуальное звучание: каждый учитель обязан работать над своим образованием всю жизнь. Есть и еще одна особенность педагогической профессии - она не очень обласкана нашим обществом сегодня, и поэтому ее представителям на вызовы образовательной среды отвечать труднее, необходимо более высокое личностное и профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие учителя естественным образом разбивается на три периода - довузовский, вузовский и послевузовский, а образование, несомненно, связано с развитием. Поэтому, на наш взгляд, непрерывное педагогическое образование также необходимо разбить на три периода [3, 4]: довузовский (играет роль соответствующей закладки фундамента), вузовский (играет роль выращивания профессионала) и послевузовский (своеобразное формирование кроны). И в этом процессе педагогическому вузу уделена роль своеобразного садовника, для которого одинаково важны все три этапа профессионального и личностного развития педагога, и если нарушен хотя бы один из них, <растение> получается <ущербным>.


Нами установлено, что успешность личностного и профессионального развития педагога определяют: уровень его актуального развития, особенности образовательной среды, уровень педагогической направленности и мотивированности. В многочисленных педагогических исследованиях показано, что корни педагогической мотивированности и направленности лежат в школе, и уровень их выраженности слабо меняется в период обучения в вузе [5]. Поэтому в Новокузнецком государственном педагогическом институте уделяется особое внимание поиску педагогически одаренных школьников, <выращиванию> у них педагогической мотивированности и направленности.

Решению этой задачи способствовала система педагогических классов и гимназий города Новокузнецка, целенаправленная работа лабораторий и кафедр вуза, сотрудничество с образовательными учреждениями города и области. Это и школа будущего учителя, работающая в вузе на факультете педагогики и методики начального обучения уже многие годы. В результате проводимой работы удалось повысить уровень педагогической мотивированности и направленности студентов НГПИ на 25 %.

Вузовская часть системы непрерывного педагогического образования представлена в первую очередь стандартными учебными планами и программами, кроме этого разрабатываются программы регионального характера, связанные с освоением культурных, этнических традиций, с воспитанием чувства <малой родины>. Это такие программы, как: краеведение, педагогическая риторика, культура коренных народов, фольклор и другие. Кроме этого, отвечая на образовательные запросы студентов, вводятся дополнительные специальности и специализации, расширяющие профессиональную мобильность и, как следствие, социальную защищенность будущих учителей (иностранный язык в начальной школе, основы речеведения, практическая психология, элементы журналистики, коррекционное и развивающее обучение, реклама). Стало уже азбучной истиной понимание того, что багажа, полученного в вузе, хватает на 3-5 лет работы. <Учитель живет до тех пор, пока учится, а как только он перестает учиться, в нем умирает учитель> [6]. Поэтому необходимо сформировать культуру самостоятельной деятельности и потребность в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является мотором, который позволяет достичь тех высот, которые определены нам природой. В значительной мере эта задача решается через систему выполнения различных творческих проектов, курсовых и дипломных работ. Следующая важная веточка непрерывного образования связана с согласованием образовательных программ педвуза и педучилища, дающая возможность специалистам со средним профессиональным образованием получить со значительно меньшими издержками для себя и государства высшее педагогическое образование. Так, эксперимент, проводимый НГПИ и педучилищами области, позволил получить высшее педагогическое образование более чем 700 специалистам, сэкономив при этом каждому более 8,4 млн. руб. Необходимо отметить заметный рост уровня кадрового потенциала в педучилищах. Например, только в городе Ленинск-Кузнецком преподавателями педучилищ защищено пять кандидатских диссертаций, девять человек учится в настоящее время в аспирантуре.

Послевузовская часть системы непрерывного образования сводится в основном к подготовке специалистов через аспирантуру и докторантуру. За последние пять лет преподавателями защищено около 50 кандидатских и 11 докторских диссертаций.

К сожалению, следующий этап непрерывного образования - образование и переподготовка учителей технологически выведен из компетентности вуза, что отражает особенности ведомственной разобщенности и противоречий между ИУУ, ИПК и вузами. Поэтому мы ставим вопрос перед департаментом образования Кемеровской области о разумной коррекции технологии и этого этапа, о более широком участии в нем педагогических вузов.

Библиографический список

1. Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Alma mater. 1991. © 6. С. 52-62.

2. Кутырев В.А. Образование как образ жизни // Alma mater. 1997. © 10. С. 14-19.

3. 3. Авдеев Ф.С., Авдева Т.К. Один из вариантов осуществления непрерывного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. © 6. С. 8-10.

4. Редлих С.М. Структура социально-профессиональной адаптации учителя // Подготовка учителей в условиях непрерывного образования / Под ред. С.М. Редлиха. М.: ИОСО РАО, 1999. С. 60-64.

5. Гендин А.М. и др. Региональные проблемы подготовки и функционирования педагогических кадров в новых условиях (социологический анализ). Красноярск, 1999.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 8 томах. М.: АПН СССР, 1949. Т. 6. 231 с.



Источник: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_9/stat11.html
Категория: Россия | Добавил: AOV (22.08.2009)
Просмотров: 6064 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru