Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Lubоv

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 2
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Россия

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
образования)


Одним из направлений деятельности учителя технологии по реализации специальной или профессиональной техноло­гической подготовки школьников является разработка элективных курсов, что способствует жизненному и профессиональному самоопределению выпускника, позволяет существенно расширить его возможности в построении индивидуальной образовательной траектории. 

Специфика технологической подготовки школьников на старшей ступени общего образования при разработке элективных курсов предъявляет к учителю технологии особые требования. Так, помимо общей подготовленности к работе в профильной школе учителю технологии необходимо хорошее знание нормативной базы начального профессионального образования, осведомленность о требованиях регионального рынка труда, владение одной из профессий рабочих или служащих. В данной ситуации возможно и необходимо активное привлечение аттестованных специалистов, имеющих соответствующие квалификации. Но им в свою очередь так же необходимо пройти подготовку к работе в профильной школе, изучить нормативную базу общего образования, овладеть методикой проектирования и преподавания элективных курсов для работы со школьниками на старшей ступени общего образования. 

В решении обозначенных проблем представляется весьма важным аспект подготовки учителя технологии для работы в профильных классах и в образовательных учреждениях разных типов, к реализации содержания технологического образования на профильном уровне. При этом учебный процесс в рамках повышения квалификации предполагает развитие у учителей общей педагогической культуры, совершенствование навыков работы с нормативно-правовой и учебно-методической базой при проектировании и реализации элективных курсов по технологическим профилям в разных типах образовательных учреждений. 

Организация обучения учителей технологии в данном направлении может проходить в различных формах, с использованием активизирующей проективной методики работы. Основные из них – базовые курсы, в содержание которых включаются вопросы проектирования курсов по выбору по технологическим профилям. Спецкурсы, проблемные курсы, методические практикумы, семинары, творческие группы, стажировки – все эти формы обучения позволяют совершенствовать навыки проектирования учебного процесса в рамках элективных курсов, а также профессиональной деятельности учителя технологии в профильной школе. 
Одной из продуктивных форм обучения является работа творческой группы учителей, особенно, если в составе группы - педагогический коллектив отдельного образовательного учреждения. Это подтвердила практика работы творческой группы учителей Межшкольного учебного комбината г. Карасука Новосибирской области (директор МОУ МУК В.А. Цыганков, научный куратор творческой группы О. В. Петровская, доцент кафедры ОО «Искусство» и «Технология» ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО). 

Содержание деятельности Межшкольного учебного комбината г. Карасука включает в себя несколько направлений: информационная работа, профориентационная работа, организация учебного процесса в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. (рис. 1. Модель организации образовательного процесса профильной подготовки в Карасукском межшкольном учебном комбинате.) 

Творческая группа учителей технологии данного образовательного учреждения работала на протяжении двух лет по проблеме проектирования рабочих программ элективных курсов для предпрофильной подготовки школьников в условиях межшкольного учебного комбината. Результатом работы группы явился программно-методический комплекс для предпрофильной подготовки школьников в условиях межшкольного учебного комбината. В состав программно-методического комплекса вошли рабочие программы элективных курсов, раскрывающие содержание специальной технологической подготовки школьников по направлениям трудовой деятельности, востребованным на рынке труда Карасукского района: 

  Основы делопроизводства – разработчик В. Я. Билль, учитель технологии первой категории 

  Основы предпринимательства – разработчик М. В. Малькович, учитель технологии первой категории 

  Основы потребительских знаний – разработчик М. В. Малькович, учитель технологии первой категории 

  Основы кулинарии – разработчик В. В. Черкасова, учитель технологии первой категории 

  Швейное дело. Основы швейного производства – разработчик Л. Ф. Литау, учитель технологии первой категории 

  Основы столярного дела – разработчик А. В. Бородихин, учитель технологии первой категории 

  Основы токарного дела. Металлообработка – разработчик А.С. Шелковников, учитель технологии первой категории 

  Автодело. Основы профессии «Водитель» – разработчик С. А. Скляр, учитель технологии первой категории 
Специальная технологическая подготовка проводится на базе учебно-производственных мастерских комбината аттестованными специалистами по реализации технологической подготовки школьников. Основными параметрами, опреде­ляющими качество предпрофильной подготовки школьников, являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии (специальности). 

Представленные элективные курсы являются пропедевтическими, имеют общекультурную направленность и носят как предметный, так и межпредметный характер. Содержание образования знакомит учащихся с современными технологиями, тенденциями и направлениями их развития в различных сферах деятельности человека, позволяют формировать представление о характере разных профессий на основе личного опыта, начальные профессиональные навыки в рамках прохождения профессиональных проб. Оформление учебных программ элективных курсов соответствует требованиям к отбору, структурированию и предъявлению содержания образования в рамках рабочей программы учителя как нормативного документа. С целью формирования профильных групп по выделенным направлениям каждый курс обеспечен мультимедийной презентацией, позволяющей осуществить рекламу профиля обучения, а также эффективно организовать информационно-просветительскую работу с родителями и учащимися. 

Важнейшей составляющей данного программно-методического комплекса является элективный ориентационный курс «Профессиональное самоопределение», призванный оказать психолого-педагогическую помощь учащимся межшкольного учебного комбината в выборе профиля обучения. 

Опыт работы педагогического коллектива Межшкольного учебного комбината г. Карасука Новосибирской области был представлен на международных и областных научно-практических конференциях, на районных семинарах, педчтениях. 

В качестве одного из вариантов предъявления опыта работы учителя, проработавшего в составе творческой группы, мы предлагаем фрагмент рабочей программы элективного ориентационного курса для предпрофильной подготовки «Автодело. Основы профессии водитель автомобиля». (разработчик: Сергей Анатольевич Скляр, учитель технологии первой квалификационной категории межшкольного учебного комбината г. Карасука Новосибирской области). 

Элективный ориентационный курс «Автодело. Основы профессии водитель автомобиля» предназначен для предпро­фильной подготовки учащихся в рамках технологического профиля в сфере сервиса (ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля) и относится к вариативной компоненте образования. 

Программа курса знакомит школьников с современными транспортными средствами, как важнейшим инфраструктурным компонентом народнохозяйственного комплекса, с современными направлениями развития транспорта и его роли и месте в сфере сервиса, способствует формированию осознанного выбора профиля обучения на старшей ступени образования и путей получения дальнейшего профессионального образования. 

Освоение содержания учебного курса способствует изучению устройства и правил эксплуатации современных автотранспортных средств (автомобилей), формированию представления о характере профессионального труда специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих автотранспорт (автомобили), на основе личного опыта, формированию начальных профессиональных навыков вождения и обслуживания автомобиля, расширению их кругозора. 

Особое внимание в процессе обучения уделяется вопросам техники безопасности и профессиональной этики; культуры обслуживания и коммуникативной культуры, технической и технологической культуры. 

Программа составлена с учетом требований стандарта полного (общего) образования по технологии (профильный уровень), в согласовании с требованиями «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлениями Минтруда России до 2004 г.), и «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (Минтруд России, 2002 г.), (специальность – водитель автомобиля), а также с учетом психолого-педагогических характеристик, возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся 9 классов. 

Цели курса: ознакомить учащихся с современными направлениями развития автотранспорта, со спецификой профессиональной деятельности специалистов, работающих на автотранспортных предприятиях, сформировать начальные профессиональные умения и навыки вождения и обслуживания автомобиля, а также способствовать выбору профиля обучения и профессионального образования. 

Курс обучения рассчитан на 24 часа, в течение одной четверти. Практическим занятиям отводится 60% общего времени, в рамках которых предусматривается самостоятельная работа учащихся: отработка действий и техники движений, связанных с вождением автомобиля, и развивающие процедуры, позволяющие решать учащимся нестандартные задачи и моделировать варианты поведения водителя автомобиля на дороге в зависимости от ситуации. 

По окончании изучения курса учащиеся выполняют итоговую работу в ролевой игре-конкурсе «Лучший виртуальный водитель автотранспорта», которая позволяет отследить уровень освоения содержания учебного курса, владение начальными практическими навыками вождения автомобилем. 
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся должны иметь представление: 

– о современных транспортных средствах, о современных тенденциях и направлениях развития автотранспорта и его роли и месте в сфере сервиса; 

– о требованиях современного общества к профессиональной деятельности водителя автомобиля; 

– о рынке профессионального труда водителей автотранспорта и образовательных услуг в данной сфере профессиональной деятельности; 
знать / понимать: 

– способы рациональной организации рабочего места и времени водителя автомобиля, основы рационального использования и обслуживания автотранспортных средств категории «В, С», инструментов с учетом требований техники безопасности, профессиональной этики; 

– общее устройство и правила эксплуатации автомобиля; 

– правила дорожного движения; 

– требования к поведению пешеходов, водителей и пассажиров с учётом правил дорожного движения; 
уметь: 

– рационально организовывать свое рабочее время и место, использовать инструменты и смазочные материалы при обслуживании автомобиля, с соблюдением правил ТБ при работе с ними; 

– анализировать различные ситуации, возникающие на дороге, моделировать их и выбирать оптимальные способы их решения согласно Правилам об обеспечении порядка и безопасности дорожного движения (с использованием ТСО); 

– выполнять ежедневное техническое обслуживание автомобиля перед выездом из парка; 

– проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом на маршрут; 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

– безопасного передвижения с учетом правил дорожного движения; 

– безопасного использования и обслуживания автомобиля. 
  УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Разделы Кол-во час Форма контроля 
   
Введение.  
2  
Устный опрос 

1  
ПДД: общие положения  
4  
Тесты, решение
задач 

2  
Вождение  
6  
Оценка практической работы 

3  
Устройство автомобиля и виды ТО.  
4  
Оценка практической работы 

4  
ПДД: Правила проезда
перекрестков  
4  
Устный опрос, решение задач 

5  
ПДД: Правила поведения водителей и пешеходов на дороге  
2  
Устный опрос, тесты 

6  
Итоговое занятие  
2  
Ролевая игра с использованием ТСО 
  Всего: 24  

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов и тем Кол-во часов Форма проведения Образовате-льный продукт 
теор практ всего 
  Введение. Транспорт. Профессия – водитель автомобиля. 2 2 Мини -лекции Конспект 
1 ПДД: общие положения -термины, -обязанности водителей -обязанности пешеходов, -обязанности пассажиров. 3 1 1 0.5 0.5 1 1 4 1 2 0.5 0.5 Мини-лекции, инструктаж, практическое занятие Конспекты, практическая работа с ТСО  
2 Вождение: -начальное обучение навыкам вождения автомобиля с использованием тренажера 2 2 4 4 6 6 Инструктаж, практическое занятие Практическая работа с использова-нием тренажера автомобиля 
3 Устройство автомобиля и виды ТО. -общее устройство, периодичность и порядок проведения ТО -ежедневное техническое обслуживание перед выездом из парка 2 1 1 2 2 4 1 3 Беседа, инструктаж Практичес-кое занятие Конспект, Использова-нием тренажера автомобиля 
4 ПДД. Правила проезда перекрестков: - перекрёстки - регулируемые перекрёстки - регулировщик 2 1 1 2 1 1 4 2 2 Беседа, Практичес-кое занятие Конспект, работа с ТСО 
5 ПДД: Правила поведения водителей и пешеходов на дороге: - пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств - дополнительные требования к движению велосипедов и пешеходов 2 2 2 2 Мини-лекциия Конспект, работа с ТСО 
6 Итоговое занятие: Конкурс: «Лучший виртуальный водитель автотранспорта» 2 2 2 2 Конкурсная практическая работа с ТСО 
  Всего 12 12 24  

  

Модель организации образовательного процесса
профильной подготовки в карасукском
межшкольном учебном комбинате



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=506&Itemid=28
Категория: Россия | Добавил: AOV (10.08.2009)
Просмотров: 3341 | Теги: подготовка учителя технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru