Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Lubоv

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 2
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Россия

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Из множества задач, направленных на преодоление экологического кризиса на планете, самой трудной, пожалуй, является задача воздействия на сознание человека и общества в целом, поскольку ориентация общественного производства на максимальную прибыль и культ потребительства делают современное общество крайне расточительным в отношении использования природных ресурсов. 

Уже несколько десятилетий в мире существует экологическое образование. В современной российской школе экологическое знание преподаётся чаще всего в рамках биологии или обществознания, хотя вопросы преодоления экологического кризиса следует рассматривать в системе образования как комплексную дисциплину, добиваясь интеграции знаний естественных, социальных и технических наук. Экологическое просвещение должно носить междисциплинарный, практико- ориентированный характер. 

Необходимо отметить, что дети узнают об экологических проблемах всё больше, но всегда ли это ведет к изменению их поведения и адекватной реакции в той или иной ситуации? Для того чтобы люди стали задумываться о своём воздействии на биосферу и принимать решения, которые эти воздействия уменьшили бы, недостаточно только информации. Знания не всегда являются залогом правильного поведения людей, если не затрагивается система внутренних ценностей человека, которая и определяет его поведение по отношению к окружающему миру и происходящим событиям. Нужно, чтобы тематика природы, среды обитания человека, переплеталась в образовании с вопросами экономики и социальной жизни так же тесно, как это происходит в реальной жизни. Именно на взаимодействии этих трёх сфер (природы, экономики и общества) и основывается концепция устойчивого развития, провозглашающая в частности равные права в удовлетворении своих потребностей как настоящих, так и будущих поколений. То, что образование является одним из основных инструментов защиты окружающей среды и устойчивого развития признано на мировом уровне. В проекте «Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития» образование признано одним из «ключевых факторов перемен». Его цель состоит в том, чтобы «люди стали более осведомлёнными, информированными, нравственными, ответственными и требовательными и стремились к ведению здорового и плодотворного образа жизни в гармонии с природой» (Женева, 2004 г.). 

Образование для устойчивого развития – это не раздел программы, не предметная область, а интегративное направление, цель которого – помочь учащимся культивировать такие ценности, развить такие умения и навыки, которые позволят им в дальнейшем принимать решения глобального и локального характера для улучшения качества жизни без угрозы будущему планеты. 

Роль потребителя результатов производственной деятельности каждый человек выполняет ежедневно и не всегда задумывается, насколько правильно он это делает. Быть грамотным потребителем – сложная, но очень важная наука с точки зрения устойчивого развития. Каждый день, пользуясь благами цивилизации, человек только иногда интересуется использованным количеством электроэнергии, воды, газа (например, видя квитанцию об оплате), но чаще, бывая на работе, не замечает целый день в «спящем» режиме работающий компьютер, в школе – в солнечный день работающее освещение, капающие краны, тонны бумаги в виде никому не нужных рекламных листовок в наших почтовых ящиках,… 

Роль производителя материальных благ более ответственна. Двигателем технического прогресса должна стать не только материальная выгода, но и осознанная ответственность за результаты своей деятельности и принятых решений. 

Наиболее эффективные возможности для реализации задач устойчивого развития заложены в технологическом образовании. Благодаря одному из ведущих его методов – методу проектов – и создаются те благоприятные условия для моделирования субъективно или объективно важных жизненных ситуаций, в результате которых дети учатся брать на себя ответственность за принятые решения. Именно процедура принятия решения является пограничной, знаковой между знанием («я это знаю») и действием («я буду делать так…»). 

Процесс проектирования для ученика – это «проживание» практической ситуации от выявления личностно или социально- значимой проблемы, взятой из реальной жизни, до получения реального и ощутимого продукта- результата. Рассказывая ученикам об истощении природных ресурсов, о подчас бессмысленном использовании энергии, загрязнении окружающей среды учитель помогает им принимать в своих проектах такие решения, которые сведут к минимуму негативное воздействие на среду, экономику и социальные отношения, и созданный ими продукт будет более совершенным по сравнению с тем, который он замещает. 

В каждом проекте в рамках технологического образования следует акцентировать внимание ребят на взаимодействии человека и окружающей среды. Именно метод проектов, благодаря его практико-ориентированной сущности позволяет вовлечь учащихся в исследование и практическое решение различного рода местных экологических проблем, например, очистки истоков реки, облагораживания и эстетического оформления детских игровых площадок, реставрации исторических мест и зданий, организации наблюдения за экологическим состоянием местного водоема, утилизации и переработки бытового мусора, благоустройства и озеленения помещений школы или подшефного детского сада и т.д. Использование этого метода требует не только усвоения школьниками совокупности экологических и нравственно-экологических знаний и умений, но и согласования их деятельности с работой местных органов власти, промышленных или сельскохозяйственных производственных предприятий, общественных экологических организаций и т.д. При реализации таких проектов должна сложиться атмосфера заинтересованности, а ребята почувствуют значимость результатов своей работы. 

Выявление реально существующей экологической проблемы и ее практическое решения составляют основной «вектор» экологического образования посредством метода проектов. Важно подчеркнуть, что метод проектов является одним из наиболее подходящих для достижения целей экологического образования, имеющего принципиально межпредметный характер. Обучая навыкам проектирования, важно обращать внимание детей и на те объекты материального мира, которые уже созданы, которыми мы ежедневно пользуемся. Хорошо, работая в группах, предложить детям обсудить вопросы о том, действительно ли необходимо это изделие, создаются ли на местном уровне рабочие места при его изготовлении, достаточно ли простая у него конструкция и можно ли его починить, какое влияние это изделие оказывает на природу на этапе добычи полезных ископаемых, производства, транспортировки и продажи, использования и утилизации. Хотя на многие из поставленных вопросов нельзя дать однозначный ответ, их целью является совместное обсуждение проблем. Такие упражнения называют дизайн-анализом предмета или объекта и используют для того, чтобы помочь учащимся понять, какие решения принимал дизайнер, создавая это изделие, и почему. 

Проект, в котором в той или иной мере поднимаются вопросы устойчивого развития, не должен завершиться как единичное мероприятие. Практика показывает, что «яркие» значимые проекты дают начало новым, периодически повторяются в новом качестве, показывая уровень творческого потенциала педагогического и ученического коллективов школы. Мы надеемся, что то, чему дети научатся в данном проекте, они смогут перенести и применить в других областях. Если на уроках технологии мы сможем показать им, как сделать окружающий мир лучше, потом они смогут делать «лучший» выбор и как разработчики любого другого проекта, и как потребители, и вне школы в том числе. 

Говоря о педагогическом аспекте образования для устойчивого развития, следует отметить, что целью-максимум является формирование не просто системы знаний, или комплекса навыков, а целостного образа мышления. Если такая деятельность будет иметь успех, и учащиеся начнут задаваться вопросами относительно окружающей жизни, они обратят свой критический взор на тех, кто живёт рядом с ними, что их окружает. Тогда, к сожалению, многим из нас, взрослых, придётся признать, что говоря одно, делаем часто совсем другое. А начать воспитание и образование можно не выходя из дома или из класса: если школа понапрасну расходует энергию, если десятки килограммов макулатуры бросают в обычные мусорные контейнеры, если текут краны, значит, нет большого смысла в проектах, основанных на устойчивом развитии. Такие проекты, как «эко-школа», «эко-дом», «разумный путь в школу» должны послужить полезным контекстом для интеграции технологического, экологического и социального знания. 

Не следует также забывать о том, что большинство учащихся воспитывается в обстановке материализма, потребительского отношения к миру. Вряд ли можно добиться хоть каких-то результатов даже на уровне осмысления проблемы устойчивого развития, если просто читать детям мораль. Здесь, пожалуй, следует начать с попытки проанализировать рассуждения учащихся, предложить им подумать о будущем, основанном на двойных стандартах в отношении к окружающему миру. Можно, например, заняться сравнительным анализом, который покажет, как люди разных культур, социальной, национальной принадлежности по-разному подойдут к оценке одного и того же продукта. Например, в то время, как жители развитых стран выбирают воду для питья в бутылках из большого количества видов (высокой очистки, с мягким вкусом, с газом или без газа, с яркими этикетками), более одного миллиарда населения в бедных странах страдает от нехватки чистой питьевой воды, расценивая её расфасовку в бутылки в лучшем случае, как роскошь, в худшем, – как недосягаемую цель. 6000 детей в мире ежедневно умирают от болезней, связанных с нехваткой воды и отсутствием санитарных условий. А ведь вода в пластиковой бутылке является дорогим удовольствием, как в плане производства, так и в плане затрат на сохранение экологии. 

Образование для устойчивого развития должно представлять собой определенную комбинацию (или систему) уже реально существующих и только еще возникающих идей, принципов, знаний, умений и навыков, ценностей и отношений, определенных образом структурированных вокруг категории «устойчивое развитие». Оно требует пересмотра методов преподавания и учения. Современные глобальные проблемы не могут быть грамотно поняты и объективно рассмотрены в рамках существующих педагогических практик. Вместе с тем некоторые новаторские методы и приемы обучения уже сегодня существуют в практике творчески работающих учителей. 

 



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=499&Itemid=28
Категория: Россия | Добавил: AOV (09.08.2009)
Просмотров: 1868 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru