Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Lubоv

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7234
За месяц: 2
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6480
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5125

Новости образования

Главная » Статьи » Непрерывное образование учителя технологии » Россия

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНОГО УРОВНЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
Одна из главных задач, стоящих сейчас перед высшей школой, – поиск путей повышения научного уровня содержания образования. Научность образования предполагает его соответствие современному уровню науки, систематичность знаний студентов, понимание ими связей между элементами теоретических знаний. Практика показывает, что осознание этих связей студентами представляет значительные затруднения. В дидактике недостаточно разработано само понятие «системность» знаний, и возникает вопрос: почему при наличии, казалось бы, системы знаний в учебниках и пособиях она не складывается у большинства студентов? Современная образовательная парадигма, которая представлена в Законе РФ «Об образовании» такими аспектами, как «приоритет человеческих ценностей», свобода развития личности, единство образовательного пространства с учетом Федерального и регионального компонентов, предъявляет новые требования к современной подготовке студентов. В качестве приоритетных направлений можно выделить: фунда¬мента¬льность образования, целостность всех ее компонентов, ориентацию на личность, учет ее индивидуальных особенностей, предоставление права выбора. Именно фундаментальность является основой компетентности специалиста. Понятие фундаментальности подготовки специалиста определяется не только объемом знаний по предмету, но и овладением методологическими знаниями и способами проективной преобразующей деятельности в процессе межсубъектного взаимодействия. Специалист должен быть готов к самостоятельной постановке профессиональных проблем и поиску новых способов их решения. Знания, которые получает студент, должны стать действующими на практике, формирующими умения ориентироваться в любой ситуации. Таким образом актуализируется проблема перехода фундаментальных знаний в прикладные. Образование может рассматриваться с двух взаимос¬вязанных позиций. Во-первых, это относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой системе знаний, умений и навыков, отношений. Во-вторых, это непрерывный процесс изменения, развития, совершенствования системы знаний и отношений в течение всей жизни и через всю жизнь. Одной из главных проблем образования справедливо полагают противоречие между растущим объемом знаний и ограниченностью времени обучения. Исследователи проблем высшего образования полагают, что решением этого противоречия является методологизация учебного процесса, как важнейшая составная часть фундаментализации. Сегодня одной из важнейших проблем остается установление закономерных связей между познанием и обучением, кроме знаний, умений и навыков, студент должен овладеть и отношением этих знаний к друг другу. Расмотрим основные аспекты новой парадигмы образования, которые отражены в современных нормативных документах: Законе РФ «Об образовании», Государственном образовательном стандарте высшего образования, концепции модернизации образования. Они дают основание выделить задачи «нового профессионального образования», определить направленности фундаментальной, методологической и прикладной подготовки будущих специалистов, основу которой должна составлять активность познания и мышления. Познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, память) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную эффективность. Мышление – это психический процесс, благодаря которому человек познает предметы и явления окружающего мира в их существенных свойствах и признаках и раскрывает связи и отношения, существующие в них и между ними. Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: «…в современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности»; «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни»; «главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»; «надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий». Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентно-го, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Знания, которые получает студент, должны стать действующими на практике, формирующими умение ориентироваться в любой ситуации. Таким образом, актуализируется проблема перехода фундаментальных знаний в прикладные. Обобщая вышеназванные положения, можно выделить основные аспекты современной образовательной парадигмы, определяющие целостное образование: фундаментализацию, гуманизацию, гуманитаризацию. Гуманитаризация учебного процесса как отражение его гуманитарной природы требует анализа не только статистических, но и динамических связей между составляющей этого процесса. Взаимодействие компонентов явления, имеющего гуманитарную природу, таково, что, вступая в различные связи и отношения, они не сохраняют свои начальные качества. Происходит приращение знаний. Основной смысл понятия «фундаментализация образования» – основная база знаний науки о человеке и обществе. Возрастает необходимость взаимосвязи фундаментального и специального знания, обеспечивающего всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен. Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. Однако в настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущуюся силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству. Задача профессиональной школы – научить студентов сознательно усваивать, перерабатывать знания, студенты вуза должны усваивать знания самостоятельно, а для этого необхо-димо создавать систему знаний посредством взаимосвязи фундаментальных (предметных) и методологических (надпредметных) знаний. Методологические знания целесообразно включать в канву предметного материала, при этом их выделяя. Развитие науки в XXI в. сопровождается постоянным и значительным расширением типологий связей, становящихся предметом изучения. На этой основе проблема связи начинает подвергаться не только философскому, но и конкретно-научному анализу. Вычленение новых типов связей выступает как важнейшее содержательное основание возникновения новых методологических направлений в науке. Для кибернетики таким основанием послужило выявление информационных связей и связей управления с различением прямых и обратных. Методология структурализма возникает как результат осознания самостоятельной роли структурных связей языка и ряда других объектов. Необходимость одновременного учёта нескольких типов связей порождает системный подход. Многообразие современных представлений о связях находит отражение в множестве их классификаций. С философско-методологической точки зрения, определяющее значение имеет классификация связи по формам движения материи. Важным явля-ется различение связи по формам детерминизма: если классическая наука оперировала преимущественно однозначно-детерми¬нистскими, жёсткими связями, то в ряде областей современного познания изучение статистических совокупностей опирается на ве-роятностные и корреляционные связи. Различают также связи по их силе (жёсткие, когда данное явление строго связано с некоторым другим, как, например, органы тела, и корпускулярные, когда связи между двумя явлениями из некоторой совокупности устанавливается статистически; по характеру результата, который даёт связь (с порождения, когда одно явление выступает как непосредственная причина другого, связь преобразования и т. д.) по направлению действия (прямые и обратные связи); по типу процессов, которые определяет данная связь (связь функционирования, связь развития, связь управления); по субстрату или содержанию, которое является предметом связи (связь, обеспечивающие перенос вещества, энергии или инфор¬мации), и т. д. Понятие связи играет важную конструк¬тивную роль как в исходном расчленении объекта изучения при методологическом обосновании нового предмета исследования, так и в процессе его воспроизведения в целостной теоретической модели. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: взаимосвязь фундаментальных и прикладных знаний – это процесс, осуществляющий взаимодействие одних устойчивых состояний (понятий, законов, фактов) с другими (сравнительный анализ, синтез, сравнительное мышление), переход одних состояний (знание определений, законов, фактов) в другие (формирование понятий, комплексное решение проблем), обуславливающий причинно-следственные зависимости одного (знания, понимания) от другого (умения применять на практике). Таким образом, взаимосвязь существует если студент в процессе обучения стремится к познанию, активен; знает, понимает и владеет фундаментальными, прикладными и методологическими знаниями; применяет их на практике, т.е. не только знает, но и сравнивает, анализирует, применяет знания; не только понимает, но и умеет использовать при комплексном решении проблем.



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=503&Itemid=28
Категория: Россия | Добавил: AOV (08.08.2009)
Просмотров: 2367 | Теги: подготовка учителя технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru