Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители:

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7233
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6479
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5124

Новости образования

Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

Электронный методический фонд в помощь преподавателям и студентам факультетов технологии и предпринимательства
С. Г. Пищев  (Бийский педагогический государственный университет  им. В.М. Шукшина, факультет технологии и профессионально-педагогического образования)
В настоящее время в учебных заведениях идет интенсивная работа по созданию или усовершенствованию различных источников электронной информации. Это всемирная электронно-информационная сеть Интернет, сервер Министерства образования и науки РФ, различные сайты вузов и других образовательных учреждений. Казалось бы, что при таком обилии информации нет никакой необходимости создавать специальные электронные методические фонды вузов, факультетов и кафедр. Однако при тщательном анализе данной проблемы выяснилось, что наличие различных глобальных источников электронной информации не может эффективно использоваться субъектами обучения в учебном процессе по сравнению со специально созданными методическими фондами. 

На наш взгляд, даже создание учебно-методических комплексов дисциплин, которые повсеместно разрабатываются в настоящее время в различных учебных заведениях, не дает полной и системной методической информации субъекту обучения об изучаемых дисциплинах в ракурсе осваиваемой специальности. 

В доказательство данных утверждений приведем только один пример – выполнение студентом выпускной квалификационной (дипломной) работы. Первым и довольно сложным этапом выполнения дипломной работы для студента является решение самостоятельной задачи: какое направление научно-исследовательской работы выбрать и какую тему дипломной работы определить? Разными мотивами руководствуются студенты при выборе тем выпускной квалификационной (дипломной) работы. Одни студенты выбирают хорошо изученное ранее направление, чтобы работа не создавала проблем при ее выполнении. Ими руководят внешние мотивы – получить хорошую оценку на защите. Другие студенты принимают предложение руководителя без особого обсуждения: «что скажет руководитель, то и будем делать». В основном такими студентами руководит тот же мотив: «получить диплом об окончании учебного заведения без особого риска для себя». И, наконец, третьи студенты, которые хотят воспользоваться возможностью восполнить свои знания, приобрести дополнительные навыки и умения, что является внутренними мотивами. Как показывает опыт руководства выполнением дипломных работ, этот путь наиболее сложен для исполнения. Но в то же время он наиболее интересен, так как в процессе работы приходится решать целый ряд задач, которые ранее не возникали у исполнителя. Во всех трех случаях, независимо от мотивации студентов, им необходимо на начальном этапе проанализировать исследуемую проблему. Здесь и начинаются первые трудности. 

Возьмем, к примеру, почти идеальную ситуацию – студент имеет хорошую общеобразовательную и общетехническую подготовку, великолепно владеет технологиями резьбы по дереву, хорошо представляет ассортимент художественных изделий, выполненных из древесины, накопил приличный литературный фонд и даже представляет, какую работу он будет делать. Достаточно ли этого для окончательного решения в выборе темы работы? Нет! Чтобы определить конечную цель дипломного исследования, ему нужно проанализировать дипломные работы, выполненные на факультете в предыдущие годы. Ведь у каждого учебного заведения или его подразделения есть приоритеты в научных изысканиях, традиции, история и т.п., что накладывает отпечаток на характер индивидуальных работ студентов. Что в таком случае предпримет студент? Он ознакомится с дипломными работами своих предшественников. Но как это сделать рационально. Студент еще не обозначил конкретную цель работы, а в названиях работ, хранящихся в архиве или библиотеке, нет стандартных, объект и предмет исследования – разные, несмотря на то, что практическая часть аналогична. В этом случае логичен следующий поиск информации. Например, если студент исследует проблему формирования познавательной деятельности субъектов обучения при изготовлении изделий в технике резьбы по дереву, то ему следует выбрать из списка дипломных работ в кабинете методики выполнения дипломных и курсовых работ (если такой имеется в учебном подразделении) все работы, посвященные исследованиям формирования познавательной деятельности и все работы, посвященные разработке изделий из древесины, выполненные в технике резьбы по дереву. Такой поиск длителен по времени, сложен по поиску, труден для анализа. При использовании электронного методического фонда такой поиск осуществляется намного быстрее стандартного: достаточно просмотреть каталог дипломных работ по названным разделам, и становится ясно, какие работы требуют тщательного анализа, какие нет; какие работы можно взять за основу выполняемой работы; какие элементы субъективной новизны можно внести в собственное исследование. Такой поиск занимает считанные минуты. 

Автором данной статьи предлагается создание электронного методического фонда (в дальнейшем аббревиатура «ЭМФ»), который позволит студенту предметно обратиться к преподавателям, научные интересы которого совпадают с вопросами, рассматриваемыми в дипломной работе. Для этого достаточно просмотреть раздел «Научные работы», найти списки основной и дополнительной литературы по исследуемой проблеме (раздел «Литература»), скопировать на электронный накопитель учебники или другие учебные и научные материалы (разделы «Электронные варианты изданий», «Электронные издания», «Научные труды», «Сборники научных трудов»). Для знакомства с внешним видом изделий избранного направления, достаточно просмотреть раздел «Творческие работы». Поиск данной информации займет мало времени, но даст полное представление об аналогичных дипломных работах. 

Отмечая положительные стороны ЭМФ, следует заметить: 

1) вся информация концентрируется не только в методическом фонде кафедре технологии, но и на кафедре технологии, в методическом кабинете работы над дипломными и курсовыми работами, в компьютерных классах. Это позволит студентам пользоваться ЭМФ в разное время. Доступность просмотра информации для студентов разных курсов абсолютно свободна; 

2) поиск основных и дополнительных источников информации максимально облегчен. Имеющиеся в папке «Литература» списки книг, брошюр, журналов и т.п. в библиотеках вуза или города будут экономить время, минимизировать финансовые затраты на проезд. Посещение библиотек в этом случае становится предсказуемым и целенаправленным в выборе источников информации; 

3)раздел, где представлен полный учебно-методический комплекс дисциплин кафедры, может эффективно использоваться при самостоятельной подготовке студента. Этот момент очень важен для студентов заочного обучения и для студентов дневной формы обучения, которые пропустили занятия по уважительной причине; 

4) разделы, разработанные в виде рекламной информации («Интерактивный каталог творческих работ студентов»; «Информация о кафедре технологии»; «Презентации»), могут быть задействованы в профориентационной работе, работе приемной комиссии, для рекламы кафедры на региональном и федеральном уровнях; 

5) многие учебные работы, учебно-творческие проекты (или их фрагменты в виде отдельных эскизов, чертежей, описаний и т.п.) представляют особый интерес. Но сортировка, хранение и поиск нужных работ (даже если они записаны на лазерные диски или другие электронные носители информации) также сложны без создания особых условий. ЭМФ в этом случае может выполнять роль архива работ, которые дарятся гостям университета или факультета, а также работ, представленных на различного уровня выставки и конкурсы (проведение таких мероприятий зачастую не предусматривает возврат работ авторам); 

6) любой из преподавателей кафедры может найти в ЭМФ дополнительную информацию для проведения занятий, ознакомиться с научными интересами других педагогов, увидеть всю работу кафедры целостно; 

7) накопленные в ЭМФ материалы могут быть использованы для создания различных презентаций, сайтов, электронных выставок творческих работ, анализа работы кафедры в целом, ее динамического развития; 

8) материалы ЭМФ полезны при грамотном составлении отчетов по результатам учебно-технологических практик; 

9) для размещения и хранения информации ЭМФ не требуются большие помещения и обслуживающий персонал, который обрабатывает и сортирует материалы, обеспечивает их сохранность. Срок хранения дипломных и курсовых работ может резко увеличиться. Среди работ могут быть очень интересные, содержательные и ценные в методическом или научно-исследовательском планах дипломные, которые желательно хранить 10-15 лет. Создание для их хранения специальных помещений, как правило, является трудно разрешимой задачей для всех учебных заведений, а при создании ЭМФ хранение работ в электронном виде доступно для любого учебного заведения; 

10) принадлежащее кафедре технологии право собственности фондом, дает возможность пользоваться имеющими в нем материалами как преподавателям, так и студентам бесплатно; 

11) из-за большого объема электронной памяти, требуемого для помещения книжных изданий на различных информационных сайтах, многие литературные источники предлагаются пользователям Интернет в сокращенных вариантах либо их приобретение платное. ЭМФ комплектуется полными версиями литературных источников информации; 

12) электронный методический фонд представляет собой не «черный ящик», куда сбрасывается все, что может в дальнейшем пригодиться, а систематизированный, научно обоснованный и тщательно структурированный фонд. Каждый из его разделов может представлять самостоятельный, структурно сформированный информационный банк данных, который может быть использован отдельно от всего фонда. 

Технология создания ЭМФ – это трудоемкий, сложный и длительный по времени труд. Особую сложность представляет собой начальный этап работы (создание основного содержания фонда, его структурирование, перевод в единый электронный формат всей информации, сбор информации у педагогов, сортировка информации по разделам и подразделам и многое другое). 

Исполнителями такого проекта могут быть и преподаватели и студенты. Студенты в рамках учебных заданий, заданий для прохождения учебно-технологических практик, курсовых или дипломных работ, могут разрабатывать разделы: «Электронный каталог дипломных (или курсовых) работ»; «Литература»; «Электронные издания»; «Электронные варианты изданий»; «Цифровые копии творческих работ студентов» и т.п. Преподаватели могут оказать помощь в накоплении материалов данного фонда, предоставив свои личные электронные архивы и учебно-методические комплексы дисциплин. Особая роль в создании фонда должна отводиться руководителю проекта. Это должен быть высококвалифицированный специалист, имеющий представление о различных сферах учебной, научной и творческой деятельности кафедры. Он должен иметь большой опыт работы в сфере высшего образования, поскольку окончательная обработка информации требует профессиональной подготовки от человека, выполняющего данный вид деятельности. 

Сбор материалов для фонда и его обработка может быть осуществлены: а) руководителем проекта, который тщательно разрабатывает требования к формированию разделов фонда и преподавателями кафедры, между которыми распределяются обязанности по созданию разделов фонда (вариант для подразделения, где исполнительская дисциплина не вызывает никаких нареканий); б) сбором информации могут заниматься студенты, при этом вторичная обработка материалов должна выполняться лаборантским составом, а окончательная сортировка и ввод информации в содержание фонда – обязанность руководителя проекта. 

Разработка стандартных требований к подготовке информации различных разделов фонда должна быть обязательной. Только единообразно оформленная информация может эффективно работать на потребителя. Как правило, это требования к: 

· выбору компьютерных программ, позволяющих эффективно находить, считывать и копировать информацию; 

· сканированию текстовых материалов; 

· сканированию графических материалов; 

· оформлению исходных данных графических материалов; 

· созданию презентаций; 

· единообразию оформления электронных вариантов дипломных и курсовых работ; 

· созданию базовых электронных учебников и т.д. 

На начальной стадии формирования ЭМФ почти невозможно избежать больших сложностей в процессе единообразного оформления информации, но при ежегодном пополнении фонда такие затруднения должны быть исключены. Тогда формирование фонда будет осуществляться более эффективно, не потребуется привлечение к данной работе большого количества исполнителей. 

Многими педагогами высказывается опасение по поводу того, что такой методический фонд спровоцирует массовый плагиат предыдущих работ. Можно с уверенностью утверждать, что, наоборот, прозрачность всей информации будет удерживать студентов от подобного соблазна. 

Во-первых, в считанные минуты можно просмотреть работы, выполненные по аналогичной тематике (их поиск осуществляется при помощи просмотра списка, где указаны тема работы, ее исполнители, руководитель, практическая работа). Можно осуществить поиск и при просмотре электронных вариантов дипломных или курсовых работ, которые для удобства обозначены названием вида изделий. Например, для того чтобы просмотреть работы, практической частью которых был творческий поиск и изготовление декоративных композиций, достаточно открыть папку «0008 Дипломные работы», в которой есть папка «Пояснительные записки», найти интересующий раздел «Изделия ДПИ», и открыть папку «Декоративные композиции». 

Во-вторых, есть самый простой способ избежать некорректного использования информации. Для этого достаточно подробно разработать со студентом план работы. В этом случае целенаправленная логика изложения материала потребует от студента соблюдения требований к выполнению дипломной или курсовой работ. 

Для наглядности структуры подобных фондов, приведем пример основного содержания электронного методического фонда кафедры технологии факультета технологии и профессионально-педагогического образования Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина. 

Основное содержание создаваемого ЭМФ должно включать в себя базовые разделы: 

· «Правила пользования» – методические указания к использованию электронного методического фонда кафедры технологии. В данных указаниях любой пользователь может найти ответы на вопросы: как пользоваться методическим фондом; где найти интересующую информацию; как копировать информацию на другие электронные носители и многое другое. 

· «Информация о кафедре технологии» – история развития кафедры, основные образовательные функции кафедры, важные события, справка о создании электронного методического фонда и т.п. 

· «Учебно-методический комплекс дисциплин (УМКД)» – весь материал дисциплин, разработанный профессорско-преподавательским составом кафедры, представленный в отдельном электронном варианте. 

· «Научная работа» – работа, проводимая с участием сотрудников кафедры. Раздел может включать презентацию работы кафедры, научных интересов преподавателей, гранты, лицензии, сертификаты, грамоты, темы научных исследований и многое другое. 

· «Научно-исследовательская работа студентов» – презентация научно-исследовательской работы студентов на кафедре технологии, а также дипломы, грамоты, гранты, лицензии, сертификаты, выставки, доклады на конкурсы различных уровней, темы научных исследований, статьи, тезисы, научно-исследовательские кружки и многое другое. 

· «Научные работы» – отражает научную работу профессорско-преподавательского состава кафедры (статьи, тезисы, доклады, диссертационные исследования, авторефераты, методические пособия, учебники, монографии, учебно-методические рекомендации, учебно-методические указания и т.п.). 

· «Сборники научных статей» – сборники научных статей, издаваемых на факультете технологии и профессионально-педагогического образования, сборники статей других учебных заведений, где публиковались научные работы студентов и преподавателей, особо значимые сборники по современным проблемам образования. 

· «Дипломные работы» – выпускные квалификационные (дипломные) работы студентов факультета технологии и профессионально-педагогического образования, обучающихся по специальности «технология и предпринимательство». Кафедра технологии является выпускающей кафедрой по данной специальности. В данном разделе представлены электронные варианты не только дипломных работ, но и рекламный каталог лучших работ, выполненных за последнее десятилетие, краткий интерактивный каталог и т.п. 

· «Курсовые работы по теории и методике преподавания технологии и предпринимательства». 

· «Курсовые работы по творческо-конструкторским дисциплинам». 

· «Электронные издания» – базовые учебники для изучения дисциплин, читаемых на кафедре технологии, выполненные при помощи специальных программ по созданию электронных учебников. 

· «Электронные варианты учебно-методических изданий» – учебно-методические издания (учебники, учебные пособия, монографии, методические рекомендации и указания), которые представлены в отсканированном виде. 

· «Презентации» – раздел иллюстративно-текстовый, интерактивный. Включает в себя основную информацию об истории и деятельности университета, факультета технологии и профессионально-педагогического образования, профессорско-преподавательского состава, особо талантливых студентах, достижениях кафедры, научных лабораториях, учебных предметов. 

· «Творческие работы» – самостоятельно выполненные творческие работы студентов или работы, выполненные в плане учебного задания под руководством преподавателей. Они представляют собой результаты творческой деятельности различных направлений – декоративно-прикладного искусства, народного творчества, технического творчества, дизайна и т.п. Как правило, такие работы выполняются в плане учебных заданий на занятиях по творческо-конструкторским дисциплинам («Эстетика и дизайн», «Композиция объемно-пространственной среды», «Основы моделирования и основы творческо-конструкторской деятельности» и т.д.). Творческие работы являются результатом курсовых и дипломных работ, технологических практик, либо выполненные в рамках научно-исследовательской деятельности студентов. 

· «Литература» – списки основной и дополнительной литературы библиотеки им. В. М. Шукшина, БПГУ им. В. М. Шукшина, факультета и кафедры, преподавателей, электронной библиотеки методического фонда кафедры технологии. 

· «История создания электронного методического фонда кафедры технологии» – информация о создании электронного фонда, ее создателей, перспектив совершенствования и т.п. 

Подробное описание содержания электронного методического фонда кафедры технологии отражается в специально разработанной таблице-путеводителе «Структура ЭМФ». Ее демонстрация в настоящем материале необязательна, поскольку в каждом отдельном случае она может быть разработана индивидуально. 

Безусловно, что такой методический фонд не может полностью заменить учебно-наглядные пособия, печатные издания, выставки и т.п. Его главное назначение – обеспечить преподавателей и студентов информацией кафедрального значения. ЭМФ должен постоянно дополняться и совершенствоваться. Это требует от его исполнителей постоянной, грамотной и кропотливой работы. Однако сама проблема создания подобных фондов в учебных заведениях, направленных на совершенствование учебного процесса, неоспорима. Они могут быть факультетскими, кафедральными или индивидуальными (преподавательскими). 

Предложенная автором данной работы структура ЭФМ, бесспорно, может быть модифицирована или дополнена, исходя из требований конкретного учебного заведения.




Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=526&Itemid=30
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (23.07.2009)
Просмотров: 2824 | Теги: факультет технологии и предпринимат, будущий учитель технологии, УМК учебной дисциплины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru