Раздел
№ 3: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (не менее 18 часов)
Тема №1. Декоративно-прикладное искусство (не
менее 2 часов)
Знакомство
с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны.
Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество,
росписи по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев
своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в
традиционных художественных ремеслах.
Традиции,
обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам.
Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Экскурсия в музей.
Тема №2. Основы композиции и законы восприятия
цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (не менее 2
часов)
Эмоциональное
воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.
Понятие
о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и
асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции,
колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений
декоративно-прикладного искусства.
Приемы
стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих
форм.
Символика
в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в
орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных
компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении
сочетания различных цветов.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
2.
Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.
3.
Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.
4.
Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным
мотивам.
Тема №3. Лоскутное шитье (не менее 4 часов)
Краткие
сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной
пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы
для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты,
приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология
соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных
материалов.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат,
шестиугольник).
2.
Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
Тема №4. Роспись ткани (не менее 4 часов)
История
появления техники «узелковый батик». Материалы, красители и инструменты,
используемые для выполнения узелкового батика. Способы завязывания узелков и
складывания ткани. Зависимость рисунка от способа завязывания, силы
закручивания, толщины ткани, температуры красящего раствора и времени окрашивания.
Особенности построения композиции в узелковом батике.
Художественные
особенности свободной росписи тканей. Колористическое построение композиции.
Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей.
Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого
раствора. Закрепление рисунка на ткани.
Свободная
роспись ткани с применением масляных красок. Изготовление логотипов для
спортивной одежды.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Оформление изделий в технике «узелковый батик».
Тема №5. Вязание крючком (не менее 2 часов)
Краткие
сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в
современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов
к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в
зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Рапорт
узора и его запись.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Изготовление образцов вязания крючком.
Тема №6. Вязание на спицах (не менее 4 часов)
Ассортимент
изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для
вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей.
Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания
на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных
изделий.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Вязание образцов и изделий на спицах.
2.
Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.
Раздел
№ 4: ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (не менее 5 часов)
Тема №1. Интерьер кухни, столовой (не менее 2
часов)
Общие
сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой.
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Создание
интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических
требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой.
Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.
Декоративное
оформление кухни изделиями собственного изготовления.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Выполнение эскиза интерьера кухни, детского уголка.
Тема №2. Интерьер жилого дома (не менее 2 часов)
Понятие
о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие
национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовления
пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в
отделке квартиры.
Оформление
интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства.
Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и
т.д. Систематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного
труда в интерьере. Сближение форм материальной культуры в современном
искусстве.
Роль
освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование
общего и местного освещения. Виды и формы светильников.
Подбор
современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской
комнаты.
Тема 3. Комнатные растения в интерьере (не менее
1 часа)
Роль
комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов
комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты.
Размещение комнатных растений в интерьере.
Солнцелюбивые
и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения.
Проблема чистого воздуха. Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков.
Декоративное цветоводство.
Эстетические
требования к составлению букета. Символическое значение цветов.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Эскиз интерьера с комнатными растениями.
2.
Эскиз приусадебного участка с декоративными растениями.
Раздел
№ 5: ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (не менее 3 часов)
Тема №1. Бытовые электроприборы (не менее 3
часов)
Применение
электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Бытовая
электропроводка. Электроустановочные изделия. Электроосветительные и
электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых
приборов по мощности и рабочему напряжению. Пути экономии электрической
энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминисцентных ламп
дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие
сведения о новых электрофизических методах нагрева, о бытовых микроволновых
печах, их устройстве и правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы,
видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием.
2.
Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры.
Раздел
№ 6: СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (не менее 3
часов)
Тема 1. Сферы производства, профессиональное образование
и профессиональная карьера (не менее 3 часов)
Сферы
и отрасли современного производства. Основные составляющие производства.
Приоритетные направления развития техники и технологий. Влияние техники и новых
технологий на виды и содержание труда. Понятие о специальности и квалификации
работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Профессии,
связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением
швейных изделий. Виды учреждений профессионального образования.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Экскурсия на предприятие легкой промышленности.
2.
Поиск информации о возможностях и путях получения профессионального образования
и трудоустройства.
3.
Ознакомление по справочнику с массовыми профессиями.
Раздел
№ 7: ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (не менее 9 часов)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
(не менее 9 часов)
Определение
и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы.
Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и
его реализация.
Примерный перечень лабораторно-практических и
практических работ
1.
Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
2.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
3.
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
4.
Оформление интерьера декоративными растениями.
5.
Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, масленица и др.)
6.
Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
7.
Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
8.
Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.
9.
Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.
10.
Проекты социальной направленности.
Назад... |