Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
сайт посвященный детскому и школьному творчеству
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: bag-tan, samylenokoa

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7232
За месяц: 1
За неделю: 0
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6478
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5123

Новости образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 2008-2009 ГГ.

Методические рекомендации  по проведению 1 и 2-го этапов  Всероссийской олимпиады школьников по технологии
 (номинация «Культура дома и художественно-декоративное творчество»)
(обслуживающий труд) 


Автор Кожина О.А.

     Анализ результатов прошедших олимпиад школьников по технологии показал, что проведение олимпиад помогает очень значительно поднимать общий уровень технологической подготовки школьников, повышает интерес к предмету. Кроме того, олимпиады позволяют выявить наиболее одаренных, талантливых детей, способствуют их дальнейшему развитию. 
     Содержание учебного материала в конкурсных заданиях Всероссийской олимпиады школьников по технологии следует разрабатывать в соответствии с приказами Минобразования России от 9 февраля 1998 г. №322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации", от 19 мая 1998 г. №1236 "Об утверждении Обязательного минимума содержания основного общего образования", от 30 июня 1999 г. №56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования" приказы Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
      Содержание образовательной области «Технология» изучается школьниками по учебникам «Технология», издаваемым издательством Вентана-Граф под ред. Симоненко В.Д. и Сасовой И.А. и издательством «Дрофа» под ред. Кожиной О.А. с привлечением дополнительной литературы по различным видам рукоделия и декоративно-прикладного искусства для кружковых и факультативных занятий.
      В содержании разрабатываемых тестов, контрольных вопросов и практических заданий должны быть представлены все разделы программы образовательной области «Технология»: «Кулинария», «Материаловедение», «Машиноведение», «Рукоделие», «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий», «Электротехника». Кроме заданий по этим основным разделам можно включать дополнительные вопросы по экономике, экологии, профориентации, интерьеру и др. При определении количества тестовых заданий и контрольных вопросов по каждому разделу следует учитывать время, отводимое на изучение данного раздела в программе, а также значение проверяемых знаний и умений для дальнейшего изучения предмета технология.
Примеры тестов, контрольных заданий и практических работ публикуются в журнале «Школа и производство» № 6 с 2000 по 2008 год.
Подготовка материальной базы
     В качестве аудиторий для теоретического конкурса целесообразно использовать школьные кабинеты, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. Расчет числа кабинетов определяется числом участников и посадочных мест в кабинете. Каждому участнику должен быть предоставлен отдельный стол или парта. Участники разных возрастных групп должны выполнять задания конкурса в разных аудиториях. Следовательно, число аудиторий для проведения соревнований первого конкурса должно быть не меньше двух (9-й класс и11-й класс);
     В помещении должны быть дежурные (2 человека). Если тестирования проводятся одновременно в нескольких аудиториях, то количество дежурных соответственно возрастает. Около аудитории также должны быть дежурные. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22˚С, влажность 40-60%.
     Аудиториями для выполнения практических работ по моделированию могут быть те же помещения, в которых проводилось тестирование. У каждого участника должны быть на рабочем месте чертежные инструменты, масштабная линейка, цветная бумага, ножницы, клей.
      В качестве аудиторий для выполнения практических работ по технологии изготовления швейных изделий лучше всего подходят швейные мастерские, в которых оснащение и планировка рабочих мест создают оптимальные условия для проведения этого этапа. У каждого участника должно быть свое рабочее место, оснащенное всем необходимым для работы: швейная машина, нитки, ножницы, иглы ручные, наперсток, мел, линейка, булавки, игольница, укладки, инструкционные карты, емкость для сбора отходов. Для выполнения практической работы необходимо подготовить выкройки и ткань или детали кроя для каждого участника.
     В аудитории должно быть оборудовано не менее четырех рабочих мест для ВТО: гладильная доска, утюг, проутюжильник, вода для отпаривания.
В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов и механик для устранения неполадок швейных машин. В мастерских должны быть таблицы по безопасным приемам работы.
     Защиту проектов лучше всего проводить в актовом зале, который способен вместить всех желающих. В зале обычно имеется сцена с занавесом, который позволяет организовать быструю смену моделей и декораций.
     Вход в зал должен быть с противоположной стороны от места защиты проекта. Актовый зал желательно хорошо оформить, например, выставкой творческих работ учащихся. Для проведения конкурса необходимо наличие компьютера, проектора-мультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий, демонстрационные столы (3 штуки), манекены, скотч для крепления экспонатов, столы для жюри, таймер.
     Рядом с актовым залом, где проводится защита проектов, должна быть аудитория по подготовке участников к защите. Там должны быть утюг с гладильной доской, зеркало, достаточное количество розеток (для фенов, щипцов и т.п.), вешалки.
      Для проведения всех конкурсов, работы жюри и оргкомитета необходимы канцелярские принадлежности: офисная бумага (А4, 80г/см); авторучки синего (для участников), черного и красного (для жюри) цветов; папки и блокноты для жюри и оргкомитета; настольные калькуляторы для жюри; линейки; фломастеры и маркеры; степлер; прозрачные файлы (А4) для документации; самоклеющиеся бумажные этикетки разных цветов для маркировки рукописей проектов, стендовых докладов и тезисов; пластиковые держатели для визиток, предназначенных всем действующим лицам олимпиады; картонные коробки для хранения и транспортировки рукописей проектов, тезисов, заполненных бланков ответов на задания первого и второго конкурсов и другой документацией.
Особенности проведения школьной олимпиады
     Школьные олимпиады (1-ый этап), в отличие от других этапов, проводят очень давно, и многие учителя накопили богатый опыт по их организации и проведению. Не всегда их называли олимпиадами. Часто это были «Праздники труда», «Город мастеров», «Ярмарка идей» и т.п. Всякий раз это был праздник для детей, и очень важно сохранить эту традицию. 
      Районная олимпиада проводится только для учащихся 9 - 11 классов, а в школьной олимпиаде соревнуются все желающие за звание самого умного, самого умелого, самого сообразительного.             Формы проведения школьной олимпиады могут быть самые разнообразные. Должно всегда выполняться только одно условие – детям должно быть интересно! 
     В разработке методики проведения школьных олимпиад должны принимать участие учителя округа, методический и экспертный советы по предмету. На заседании методического совета по предмету после обсуждения методики проведения школьной олимпиады лучшим учителям и методистам поручается разработать тестовые и практические задания. Учитель может подойти дифференцированно к формированию заданий, включив задания повышенного уровня трудности. Конкурсные задания должны содержать вопросы и практические работы по пройденному базовому материалу на момент проведения школьной олимпиады.
     В тесты следует включать разнообразные задания по форме и содержанию: с выбором правильного ответа; задания без готового ответа; задания на установление соответствия; интеллектуальные задания и т.п.
    Кроме теоретических вопросов в олимпиадные задания могут быть включены практические задания по конструированию и моделированию, которые позволяют выявить степень развития пространственного воображения, абстрактного мышления, объективно оценить навыки школьников в моделировании швейного изделия.
     Поскольку планируется проведение каждого конкурса школьной олимпиады за два часа, следует предлагать участникам олимпиады достаточно простые задания по технологии швейного изделия. Они не требуют больших затрат времени, но наглядно демонстрируют сформированность технологических умений по владению ручными инструментами, навыками работы на швейной машине, приемами работы с утюгом, умения работать с инструкционными картами, выполнение безопасных приемов работы, рациональную организацию рабочего места.
     Если в школе высокая активность выполнения творческих проектов и их содержание соответствует олимпиадным требованиям, то при желании учитель может провести конкурс проектов. Можно оценивать незаконченные проекты, например: презентацию, актуальность, соответствие теме, оригинальность и т.д., кроме описательной части, которая обычно требует большого времени на выполнение.
     Первую часть школьной олимпиады – теоретический конкурс - можно проводить во время уроков, например, провести «Олимпиадную неделю», или во внеурочное время. Если желающих принять участие в олимпиаде больше, чем позволяет материальное оснащение кабинета (наличие машин), можно разделить учащихся по группам и проводить олимпиаду в разное время.
     Можно устроить школьный праздник в выходной день, на котором провести конкурс творческих работ, разработав определённые критерии и баллы в соответствии с Положением об олимпиаде.           Желательно пригласить в состав жюри учителей соседних школ и других предметов, методистов, представителей администрации школы, родителей. Девиз жюри должен быть таким: доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность и объективность.
     Победителя школьной олимпиады необходимо определить в каждой параллели с 6 по 11 класс на основании результатов выполнения теоретических и практических заданий, а если проводится конкурс проектов, то по суммарному результату. Максимальное количество баллов, которое может получить участник в каждом конкурсе, определяется учителем, проводящим олимпиаду, или методическим советом по предмету.
     Победители и призеры школьной олимпиады могут принять участие в районной олимпиаде (второй тур). Количество участников во втором туре от каждой школы и место проведения определяет оргкомитет районной олимпиады. Как правило, на районную олимпиаду выставляется один проект-победитель от параллели.
Районная олимпиада
     Продолжительность районной олимпиады определяется числом участников, числом и продолжительностью конкурсных мероприятий, числом членов жюри их помощников (технического персонала), продуманностью плана мероприятий и четкостью его выполнения.
      Чтобы обеспечить преемственность этапов олимпиады и дать возможность школьникам лучше подготовиться к заключительным этапам, предлагается уже на втором этапе проводить четыре конкурса:
- проверка теоретических знаний (тестирование);
- практическая работа по моделированию швейных изделий;
- практическая работа по технологии обработки швейных изделий;
- защита творческих проектов.
       Для первого конкурса достаточно составить по 15-20 тестов и контрольных вопросов для двух возрастных групп (8-9 и 10-11 классы) по отдельным разделам образовательной области «Технология»: кулинария, материаловедение, машиноведение и т.д. На проведение этого конкурса необходимо выделить не менее 1 часа. 
      Во втором конкурсе участникам следует предложить выполнить несложное задание по конструированию и моделированию швейных изделий: нанести линии фасона в соответствии с описанием модели, выполнить описание модели по рисунку фасона, подготовить выкройку к раскрою и т.д. На проведение этого конкурса также следует отвести не менее 1 часа.
      Для третьего конкурса по технологии обработки швейных изделий следует разрабатывать задания в форме подробных технологических карт с иллюстрациями. Наличие технологических карт при проведении конкурса практических заданий позволяет однозначно оценивать каждый этап выполнения задания, а также умение участника соревнований читать технологическую документацию и правильно выполнять заданные технологические условия. Не следует допускать, чтобы участники конкурса произвольно изменяли технологию выполнения практического задания, так как это приводит к неопределенности в ее оценке. Задания должны быть не очень сложные, чтобы участники олимпиады могли выполнить их за два часа.
      Требования к проектам на районную олимпиаду – законченность материального объекта, презентация проекта, в описательной части должна быть представлена исследовательская составляющая часть проекта. Допускается на окружной олимпиаде незаконченность описательной части с технологической составляющей.
      Представление творческого проекта - важнейший этап олимпиады, позволяющий выявить уровень развития творческих способностей и технологической культуры участников. Желательно, чтобы в защите проектов активнее использовалась современная техника: аудио- и видеотехника, проекторы, работающие совместно с компьютером и т.д.
      Подведение итогов:  Очень важно вручить грамоты и призы победителям в день проведения олимпиады. Для этого должна быть подготовлена система контроля и оценивания работ учащихся (эталоны ответов на тесты и задания теоретического конкурса, карты пооперационного контроля практических работ, критерии оценки творческих работ. 
      Для удобства подсчета результатов теоретического конкурса за каждый правильно выполненный тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину. Формулировка свободных ответов на контрольные вопросы и задания не обязательно должна точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию. Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам. 
      К практическим заданиям следует очень подробно разрабатывать методику проверки и объективной оценки выполнения практической работы. К заданиям по моделированию и технологии обработки швейных изделий нужно прилагать эталоны выполнения задания и карты пооперационного контроля. Для этого вся практическая работа должна быть разделена на отдельные операции.          Каждая операция должна иметь критерий оценки и заранее определенное количество баллов за ее правильное выполнение. Каждый участник олимпиады оценивается, исходя из этих баллов.          Только при таких условиях оценка практических работ будет объективной. 
       Оценку творческих проектов следует осуществлять по следующим критериям:
- пояснительная записка: социальная направленность проекта, общее оформление, обоснование проекта и формулировка задач, разработка опорной схемы размышления, анализ идей, технология изготовления изделия, экологическая, эстетическая, экономическая оценка изделия, описание окончательного варианта проекта;
- изделие: оригинальность конструкции, качество, практическая значимость;
- презентация проекта: формулировка проблемы, четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний и эрудиция, самооценка, ответы на вопросы.
       Такая подготовительная работа позволяет оперативно и объективно подвести итоги олимпиады. Применение компьютеров для подведения итогов позволяет еще более ускорить этот процесс.
      В то время, когда жюри подводит итоги, участникам олимпиады можно предложить чай, культурную программу: просмотр фильмов, концерт художественной самодеятельности, мастер-класс, просмотр выставки лучших работ учащихся и т.п.
      Каждый участник олимпиады должен получить награду: приз победителю, грамоту за номинацию участнику, даже если он не занял призового места, например, «За социальную направленность проекта», «За сохранение и развитие народных традиций», за лучшее выполнение практической работы или просто за участие в олимпиаде. И, хотя первое место только одно, у всех детей должен быть праздник, чтобы в результате у всех появилось желание больше узнать, больше уметь, победить в следующий раз.
      Олимпиада ни в коем случае не должна напоминать контрольную работу. Это – проба сил, это – интересная игра. Не зря же говорят – олимпийские игры!

     Подготовка и проведение олимпиады – это очень нужная, большая, ответственная работа. Хочется пожелать руководителям образования по достоинству оценить трудовой вклад учителей и методистов в выявление и воспитание талантливых школьников, которые составят гордость России.
Удачи Вам, друзья!


Методические рекомендации по составлению тестов, практических заданий и по оценке проектов на 1 и 2 этапах X Всероссийской олимпиады школьников по технологии
(номинация «Техника и техническое творчество»)


       Согласно письму Министерства образования и науки РФ А.А. Фурсенко № АФ-59/03 от 17 марта 2005 г. в настоящее время в образовательной практике могут использоваться как равноправные два пакета документов, определяющие содержание общего образования: приказы Минобразования России от 9 февраля 1998 г. «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» и приказы № 1235, 1236 от 19 мая 1998 г. и № 56 от 30 июня 1999 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», а также приказ Министерства России № 1089 от 5 марта 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Поэтому содержание заданий 1 и 2 этапов X Всероссийской олимпиады школьников по технологии должно определяться приказами Министерства образования РФ 1235, 1236 от 19 мая 1998 г., № 56 от 30 июня 1999 г., № 1089 от 5 марта 2004 г., №1312 от 9 марта 2004 г. и учебниками по технологии для 5-11 классов под редакцией В.Д. Симоненко по номинации «Техника и техническое творчество», а также учебниками для 5-7 классов под редакцией В.М. Казакевича и Г.А. Молевой и для 5 класса под редакцией Ю.Л. Хотунцева.

      Общая характеристика содержания предложенных заданий.
       Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке.
      Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, а также обязательный минимум содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») включает ряд разделов и тем, отражающих многоплановость человеческой деятельности:
1. Общие принципы технологии – науки о преобразовании материалов, энергии и информации. Роль технологий и техники в развитии общества. История технологий и техники (1,1)
2. Машиноведение. (5,5)
3. Материаловедение. (3,3)
4. Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из конструкционных и поделочных материалов). (6,7)
5. Электротехника и электроника (электротехнические работы). (4,5)
6. Черчение и графика. (3,3)
7. Художественное конструирование (дизайн). (0,1)
8. Художественная обработка материалов. (2,2)
9. Техническое творчество. (0,1)
10. Экологические проблемы производства. (1,2)
11. Семейная экономика и основы предпринимательства. (4,4)
12. Ремонтно-строительные работы (технологии ведения дома). (1,1)
13. Профориентация и выбор профессии. (3,3)
14. Выполнение проектов. (2,2)
       Содержание тестов должно по возможности отразить эти направления и темы (в скобках указано рекомендуемое число вопросов в тестах для учащихся 8-9 классов и 10-11 классов) и позволить оценить знания учащихся и умения их использовать на практике. Практические задания связаны с разделами «Технология обработки конструкционных материалов» и «Электротехника и электроника» и должны позволить оценить умения учащихся обрабатывать металл и древесину, собирать электрические схемы и измерять электрические характеристики (по выбору учащихся), а также в ряде случаев оценить творческие способности школьников. Презентация проектов позволяет оценить творческое развитие учащихся. Тематика проектов может быть связана с одним из направлений: «Машиноведение», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Электротехника и электроника», «Художественное конструирование (дизайн)», «Художественная обработка материалов», «Экологические проблемы производства», «Семейная экономика и основы предпринимательства», «Ремонтно-строительные работы» и «Профориентация и выбор профессии». 

        Общая характеристика структуры заданий
       Тесты разрабатываются для учащихся 9 и 11 классов. Для учащихся 9 классов тесты включают 35 вопросов, для учащихся 11 классов – 40 вопросов.
       Практические задания разрабатываются для ручного или станочного изготовления изделий из древесины или металла и выполнения электротехнических работ (по выбору учащихся).
       Примеры тестов и практических заданий приведены в журналах «Школа и производство»,№6 за 2000-2008 г.г.

      Система оценивания результатов защиты проектов, выполнения практических работ и тестирования по направлению «Техника и техническое творчество» 1 и 2 этапов X Всероссийской олимпиады школьников по технологии
1. Каждый правильный ответ на вопрос теста оценивался в 1 балл. Общее максимальное число баллов для учащихся 8-9 классов – 35, для учащихся 10 -11 классов – 40 баллов.
2. Максимально число балов за практические задания – 40. При механической деревообработке за отклонение на 1 мм и при механической металлообработке за отклонение на 0,2 мм снимается 1 балл. При ручной деревообработке и металлообработке за ошибку более 1 мм габаритных размеров снимается 1 балл. При плохом качестве выполнения соединений снимается 1 балл. Оценивается соответствие размеров по заданию и качество работы. Правильное выполнение каждого пункта заданий по электротехнике оценивается в 10 баллов. Практическая работа выполняется в течении 3 часов.
3. Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проектов – 50.

Критерии оценки творческих проектов на X Всероссийской олимпиаде школьников по технологии

№ и тема проекта  
Оценка пояснительной записки проекта
1 Общее оформление  
2 Актуальность, обоснование проблемы и формулировка темы проекта  
3 Сбор информации по теме проекта.
Анализа прототипов  
4 Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи  
5 Выбор технологии изготовления изделия  
6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления  
7 Разработка конструкторской документации, качество графики  
8 Описание изготовления изделия  
9 Описание окончательного варианта изделия  
10 Эстетическая оценка выбранного варианта  
11 Экономическая и экологическая оценка готового изделия  
12 Реклама изделия  
Оценка изделия
1 Оригинальность конструкции  
2 Качество изделия  
3 Соответствие изделия проекту  
4 Практическая значимость  
Оценка защиты проекта
1 Формулировка проблемы и темы проекта  
2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи  
3 Описание технологии изготовления изделия  
4 Четкость и ясность изложения  
5 Глубина знаний и эрудиция  
6 Время изложения  
7 Самооценка  
8 Ответы на вопросы  
Итого  

4. В целом учащиеся 9, 11 классов могут получить соответственно 125 или 130 баллов
5. Распределение первых, вторых и третьих мест проводится отдельно для учащихся 9 классов и 11 классов.


Председатель предметного жюри по номинации «Техника и техническое творчество», д.ф.-м.н., профессор Ю.Л. Хотунцев


Источник: http://tech.rusolymp.ru/default.asp?artID=9944


Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru