Цели изучения направления «Индустриальные технологии»
Общие цели учебного предмета
Главными целями технологического
образования в области индустриальных технологий являются:
формирование целостного представления
о техносфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах
деятельности;
приобретение опыта
разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта
познания и самообразования;
подготовка к осуществлению
осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального
образования для труда в сфере промышленного производства.
Изучение индустриальных
технологий призвано обеспечить:
формирование у школьников
целостного представления о созданном мире и роли техники и технологии в
современном мире; умения объяснять объекты и процессы окружающей
действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, –
используя для этого технико-технологические знания;
развитие личности
обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
формирование у них толерантных отношений применительно к трудовой деятельности
и экологически целесообразного поведения в быту и труде;
формирование у молодых людей
понимания ценности технологического образования, значимость прикладного знания
для каждого человека, общественную потребность в развитии науки, техники и
технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической
деятельности;
приобретение обучающимися
опыта созидательной деятельности, опыта познания и самообразования; ключевых
навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности, а именно: навыков выявления
противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда с
использованием распространенных инструментов, навыков измерений, навыков
сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной
жизни.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе
является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения,
лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все
виды практических работ в примерной учебной программе направлены на освоение
различных технологий обработки материалов, электромонтажных,
строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, графических,
расчетных и проектных операций.
Лабораторно-практические работы выполняются, преимущественно, по
материаловедению, а также по разделу «Машиноведение». Такие работы могут
проводиться также по разделам «Создание изделий из конструкционных и поделочных
материалов» и «Электротехнические работы» при наличии необходимого учебного
оборудования.
Для практических работ учитель, в соответствии с имеющимися
возможностями, выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся,
чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе
технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта
труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или
личную ценность.
Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение
элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и
санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных
упражнений. Для выполнения этих работ необходимо силами школы подготовить
соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала.
Для более глубокого освоения этого раздела следует организовывать
технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонента
образовательного учреждения. Тематически она может быть связана с ремонтом
классного оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических
коммуникаций, а именно: ремонт и окраска стен, столов, стульев, восстановление
или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и
ремонт санитарно-технических устройств, запорных механизмов и др.
Результаты обучения
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе могут быть
сформулированы как овладение:
техническими знаниями о видах назначении, принципах устройства и
работы, области применения, использования, способах управления или эксплуатации
распространенных рукотворных объектов техносферы;
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий сферы промышленного
производства, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым
видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства,
несложного ремонта и регулировки бытовой техники; формирование культуры труда,
уважительного отношения к труду и результатам труда.
Далее...