Васильев Юрий Константинович (1930-1999) – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, внес значительный вклад в разработку проблем политехнического образования и экономического образования школьников. | |
Тхоржевский Дмитрий Александрович (18.06.1930–10.01.2002 гг.) трудовую подготовку в школе рассматривал как органическую составляющую общего образования, которая играет приоритетную роль при решении следующих задач: ознакомления с основами производства; обеспечения профессионального самоопределения; формирования качеств личности, необходимых для участия в производительном труде; развития творческого потенциала производительного труда на основе индивидуального подхода к школьникам. Таким образом, Тхоржевский Д.А. отстаивал позицию, что без трудовой подготовки задачи общего образования не могут быть выполнены в полной мере, и поэтому она должна входить в государственный компонент стандарта образования. Под редакцией Тхоржевского Д.А. и при его участии издан первый в СССР учебно-методический комплекс литературы для занятий в мастерских в V-IX классах, включающий карточки-задания, сборники задач, справочники, плакаты, поурочные разработки и т.д. Значительное место в исследовании Тхоржевского Д.А. занимает теоретическое обоснование и практическое осуществление подготовки учителя трудового обучения. Кроме того, созданы учебные пособия для студентов педагогических училищ и педагогических институтов. Среди них следует отметить «Методику трудового обучения», которая издавалась трижды и вышла на шести языках. (дополнительная информация) | |
Ахияров Камиль Шаехмурзинович (19.02.1930) – доктор педагогических наук, внес значительный вклад в разработку проблем трудовой подготовки школьников. Ахияров Камиль Шаехмурзинович родился в дер.Верхне-Манчарово Илишевского района Башкирии. Д.п.н., профессор. Трудовая деятельность началась в 1951 году после окончания Башкирского государственного педагогического института им.К.А.Тимирязева в качестве учителя в Челкаковской СШ Бураевского района. 1953-1963 гг. – директор Челкаковской СШ.1963-1989 гг. – проректор по учебной работе, ректор Бирского государственного педагогического института. С 1989 года – зав.кафедрой научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического института, профессор кафедры педагогики, с 2007 года руководитель научно-методического центра школьников БГПУ им.М.Акмуллы. Научно-исследовательская деятельность связана с совершенствованием трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся сельской общеобразовательной школы в условиях современного социально-экономического и научно-технического прогресса. По проблеме исследования и ряду других опубликовано более 600 научных и учебно-методических работ, некоторые из них изданы за рубежом. При Бирском и Башкирском пединститутах с 1964 года работала созданная по инициативе общественная проблемная лаборатория Академии образования. С 1976 года - председатель Президиума Башкирского Республиканского отделения Педобщества России. Под руководством подготовлено и защищено более 200 докторских и кандидатских диссертаций. Научные премии, звания, медали: Академик МАНПО, Академик МАГО, Член-корреспондент РАО, заслуженный учитель школы Башкирской АССР, заслуженный деятель науки РБ, РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, отличник просвещения СССР, РСФСР, РБ, отличник высшей школы СССР, награжден орденами «Трудового красного Знамени», «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «ВДНХ СССР», К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.А. Шолохова, Т.С. Мальцева. В настоящее время трудится на кафедре педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Основные научные публикации за последние 3 года: Трудовая социализация школьников: - Избранные педагогические труды. – Уфа, 2005, - В.А. Сухомлинский – выдающийся педагог, гуманист, коммунист, патриот. – Уфа, 2008, - В.А. Сухомлинский – выдающийся педагог XX – ХXI столетий. – Уфа, 2008, - Мустай Карим – поэт, педагог, патриот. – Уфа, 2008, - Сельская школа должна воспитывать сельского труженика. – Уфа, 2008, - Профильное обучение в школе: опыт, проблемы. – Уфа, 2007, - Теория и практика технологической подготовки школьников – Уфа, 2008. - Профильное обучение в школе - социальный заказ общества. - Уфа, 2009. - 10 п.л. - Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. - Уфа, 2009. - 0,3 п.л. - Российская академия образования и психолого-педагогическая наука. - Уфа, 2009. - 1 п.л. - 140 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Н.К.Крупской. - Уфа, 2009. - 1 п.л. | |
Сасова Ирина Абрамовна (1934) – доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, крупный ученый педагог в разработке проблем экономического образования школьников, руководитель авторского коллектива учебников «Технология» для 5-7 классов, реализующих проектный метод обучения учащихся. | |
Поляков Валерий Алексеевич (1936-2006) – видный ученый, обогативший педагогическую науку трудами первостепенного теоретического и практического значения в области профессиональной педагогики и подготовки к труду учащейся молодежи. Им внесен крупный вклад в профессиональную педагогику и практику подготовки к труду подрастающего поколения на методическом уровне (категориальный аппарат научных исследований и практической деятельности в области политехнического образования прогнозирование развития системы трудовой подготовки учащихся и др.); в области теории (научные основы содержания и методов трудового и профессионального обучения на различных возрастных этапах; преемственность отбора и систематизации общетрудовых и специальных знаний, навыков и умений и др.); в области методики (основы общей методики трудового и профессионального обучения; учебное пособие по педагогике для педагогических вузов и др.). Под его руководством и при личном участии разработаны концепции: трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ, трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования. | |
Симоненко Виктор Дмитриевич (23.02.1937-27.03.2006) – доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации, внес значительный вклад в разработку проблем профориентации, трудового и экономического образования школьников и подготовку учителей труда, технологии и предпринимательства. Автор свыше 360 научных трудов, в том числе учебно-дидактических комплексов «Технология» (1-11 классы), учебники вузов, учебных пособии и монографии. При его активном участии в российских школах реанимирован метод творческих проектов. (дополнительная информация) | |
Хотунцев Юрий Леонтьевич (30.07.1937) – доктор физико-математических наук, профессор, стоящий у истоков организации технологического образования школьников в 90-е годы прошлого столетия. Инициатор и организатор большого количества международных и всероссийских научно-практических конференций по технологическому образованию подрастающего поколения, оказывающих огромное значение для дальнейшего развития технологического образования в России. Под его научным руководством подготовлено большое количество кандидатских диссертаций по проблемам технологического образования в школе и в Вузе. Заведующий кафедрой общетехнических дисциплин Московского педагогического государственного университета, профессор, доктор физико–математических наук, действительный член Международной академии наук высшей школы. Научные интересы: • концепции и содержание технологического образования школьников в России и за рубежом; • развитие творческих способностей школьников на уроках технологии; • содержание предпрофильной подготовки школьников; • методическое обеспечение технологического образования школьников; • использование метода проектов в технологическом образовании; • содержание и методика проведения Московских и Всероссийских олимпиад школьников по технологии. Публикации: • автор научных и методических статей и монографий по проблемам технологического образования школьников и подготовки учителей технологии и предпринимательства и по проблемам полупроводниковой электроники сверхвысоких частот; • автор и соавтор учебных программ по технологии. Соавтор учебно-методических комплектов по технологии (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя технологии, мультимедийное пособие) для учащихся 5–7 классов; • соавтор тестов и практических работ по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») для Московских и Всероссийских олимпиад школьников по технологии. • автор пособий по экологии для учителей технологии и будущих учителей ОБЖ; • соавтор пособий по электротехнике и радиоэлектронике для студентов. | |
Бабкин Николай Илларионович (1939) – доктор педагогических наук, профессор, оказал существенное влияние на становление политехнических основ трудовой подготовки школьников. | |
Чистякова Светлана Николаевна (1939) разработала концепцию системы профессиональной ориентации учащейся молодежи, осуществляла научное руководство по разработке концепции жизненного и профессионального самоопределения молодежи и создания учебно-методического комплекта «Твоя профессиональная карьера». Неотъемлемой частью комплекта являются профессиональные пробы школьников, которые широко используются в учебном курсе «Образовательная область технология». Ведущая идея концепции: профессиональное самоопределение - процесс отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. Это позволяет лучше готовиться к профессиональной карьере, презентации своей кандидатуры на рынке труда, к возможной перемене профессии в условиях рыночной экономики. Завершение профессионального образования, означающего получение профессии, не приводит к прекращению профессиональной ориентации, а лишь изменяет ее роль во взаимодействии человека с обществом. Эта концепция находит широкую поддержку среди ученых и практиков. | |
Бронников Николай Лаврентьевич ( ? ) – кандидат педагогических наук, профессор Брянского госуниверситета, автор большого количества научных и учебно-методических работ по истории науки и техники, методике обучения технологии. | |
Ретивых Михаил Васильевич (1945) – доктор педагогических наук, профессор Брянского госуниверситета, внёс значительный вклад в развитие теории таких проблем, как технологическая культура, теоретико-методологические основы технологического образования, подготовка учащихся к социально-профессиональному самоопределению. | |
Матяш Наталья Викторовна (1966) – доктор психологических наук, профессор Брянского госуниверситета, член-кор-респондент МАНПО, автор более 100 публикаций по проблемам психологии проектной и учебной деятельности. | |
Хохлова Марина Витальевна ( ? ) – доктор педагогических наук, профессор Брянского госуниверситета, активно разрабатывающая психолого-педагогические основы организации учебного процесса по технологии в начальной школе . | |
Синица Наталья Владимировна ( ? ) – кандидат педагогических наук,доцент Брянского университета, автор большого количества научных и учебно-методических работ по психолого-педагогическим основам организации учебного процесса по технологии в основной школе. | |
Тищенко Алексей Тимофеевич ( ? ) – кандидат технических наук, профессор Брянского университета, соавтор, 6 учебников для школ и 8 учебных пособий. Область научных интересов – «Совершенствование подготовки будущих учителей технологии и педагогов профессионального обучения к работе в условиях новых экономических отношений». | |
Карабанов Игорь Арсеньевич (22.06.1937) - кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики технологического образования Мозырского государственного педагогического университета им. И.П.Щамякина (Беларусь), автор более 20 учебников и учебных пособий по трудовому (технологическому) обучению учащихся, 4 монографий, книг для учителя. Иностранный член-сотрудник научно-методического Центра по трудово-политехническому образованию Республики Болгария, Член-корреспондент Международной академии технического образования. Награждён многочисленными грамотами, знаками, медалями за успехи в образовании и НИР. Область научных интересов: биорегуляторные механизмы роста и развития растений, молекулярные и физико-биохимические основы экологии растений, экологическое воспитание, технический и сельскохозяйственный труд школьников, методиа технологического образования, профориентация в техноло-гическом обучении с опорой на естественные науки, теория и практика создания и применения учебной книги в технологическом образовании. | |
| Арефьев Иван Петрович (20.07.1940) – профессор Шуйского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, академик Международной Академии Наук Педагогического Общества (МАНПО), автор более 200 научных и научно-методических работ, среди которых монографии, пособия для учителей технологии, студентов, учащихся, в т.ч. - учебно-методического комплекса к курсу «Методика профессионального самоопределения» (программа, учебное пособие, пособие для семинаров, альбом опорных схем и таблиц к лабораторно-практическим занятиям в ВУЗе; - цикла пособий «Занимательные уроки технологии» для учащихся.Под его руководством защищено несколько кандидатских диссертаций по проблемам технологической подготовки школьников. |
Глозман Евгений Самуилович Учитель технологии Центра образования № 293 г. Москвы, педагогический стаж – 50 лет, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, учитель–методист, лауреат ВДНХ СССР, лауреат ВВЦ РФ, обладатель гранта Департамента образования г. Москвы за подготовку победителей городских и всероссийских олимпиад по технологии; лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Доцент кафедры технологии и предпринимательства Московского института открытого образования. Научные интересы: • современная концепция технологического образования; • развитие творческих способностей школьников на уроках технологии и в системе дополнительного образования; • организация и содержание предпрофильной подготовки школьников; • методическое обеспечение технологического образования школьников, учителей технологии и педагогов дополнительного образования; • состояние и развитие материально-технической базы технического труда и системы дополнительного образования; • метод проектов в музейной педагогике общеобразовательной школы. Публикации: • автор научных и методических статей, методических рекомендаций, монографий по проблемам технологической подготовки учащихся и применения метода проекта на уроках технологии и в системе дополнительного образования; • автор и соавтор учебных программ по технологии, элективных и профильных курсов по художественной обработке материалов; • автор и соавтор учебно–методических комплектов (учебник, рабочая тетрадь, учебное пособие для учителя технологии, мультимедийное пособие) по технологии для учащихся 5–7 классов; • автор и соавтор учебных пособий и методических рекомендаций по художественной обработке древесины – резьбе по дереву; • автор учебных пособий (плакатов) по технологии (технический труд) и художественной обработке материалов для уроков технологии и дополнительного образования; • автор и соавтор тестов и практических работ (номинация «Техника и техническое творчество») для Москвы и Всероссийских олимпиад школьников 9–11 классов по технологии. | |
Глозман Александр Евгеньевич Директор Центра образования № 293 г. Москвы, учитель технологии, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, кандидат педагогических наук. Победитель профессиональных конкурсов «Учитель года Москвы–97», «Учитель года России–97», лауреат премии Президента РФ. Педагогический стаж – 25 лет. Доцент кафедры методики преподавания общетехнических дисциплин Московского педагогического государственного университета. Научные интересы: • формирование основных компетенций школьников на уроках технологии и в системе дополнительного образования; • организация и содержание предпрофильной и профильной подготовки школьников; • современная концепция технологического образования; • методическое обеспечение технологического образования школьников, учителей технологии и педагогов дополнительного образования; • состояние и развитие материально-технической базы технического труда и системы дополнительного образования; • методика учебного проектирования в курсе технологии. Публикации: • автор научных и методических статей, методических рекомендаций, монографий по проблемам технологической подготовки учащихся и применения метода проекта на уроках технологии и в системе дополнительного образования; • автор и соавтор учебных программ по технологии, элективных и профильных курсов по художественной обработке материалов; • автор и соавтор учебно–методических комплектов (учебник, рабочая тетрадь, учебное пособие для учителя технологии, мультимедийное пособие) по технологии для учащихся 5–7 классов; • автор и соавтор учебных пособий и методических рекомендаций по художественной обработке древесины – резьбе по дереву. | |
(26.06.1932 - 20.09.2013) Кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологии и предпринимательства. Отличник народного просвещения, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования, почетный работник ШГПУ. В 1978 г. избран на должность доцента кафедры педагогики и психологии Шуйского государственного педагогического института. С 1980 г. – член Научно-методического Совета по специальности «Технология и предпринимательство» УМО по педагогическим специальностям на базе Московского государственного педагогического университета. С 1982 по 1988 гг. работал проректором по научной работе. В 1989г. присвоено ученое звание профессора. В 1989-1993 гг. – заведующий кафедрой методики трудового обучения. С 1996г. – зав. кафедрой инновационных педагогических технологий. В 1998 г. переведен на должность профессора кафедры технологии. Научные труды: свыше 120 научных работ (объемом около 220 п.л.), в том числе учебное пособие для студентов педвуза «Практикум в учебных мастерских» (в 2-х т.) (1987 г.), монография «Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства» (2002г.), учебник для учащихся 5-9 классов образовательных учреждений «Технология обработки металлов» в 1995-2004гг. (7 изданий), «Техникознание. Концепция и учебная программа интегрированного учебного курса для учащихся технических лицеев и 10-11 классов средних общеобразовательных школ» (1994г.), учебное пособие «Общие основы методики преподавания технологии» (2003г), раздел в энциклопедии «Умелец в доме: Энциклопедия для всех» (1996г.), пособие для преподавателей «Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательном учреждении» (планы и структурно-логические схемы лекций) (1998г.). Основы теории технологической подготовки: проблемы содержания и методики технологического обучения школьников. Учебное пособие для магистрантов (2011г). Два учебных пособия переведены на украинский и литовский языки. Ряд учебников и пособий имеет гриф Министерства образования РФ. Под научным руководством профессора Е. М. Муравьева подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации по проблемам общей педагогики и методики технологического обучения. Поздравляем Евгения Михайловича с 80-летием со дня рождения и 50-летием научно-педагогической деятельности. Надеемся, что библиографическая копилка профессора Е. М. Муравьева будет пополняться научными и методическими находками. | |
Самородский Пётр Степанович (1947 г.) |
Опубликовано: 29.12.2007 | Дополнено: 06.03.2016 |