В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека. Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России. Между тем трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то каждый труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения? Поэтому я рассматриваю трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе - из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств. Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу. Процесс трудового обучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки - одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Имея опыт работы по подготовке профессиональных преподавателей труда, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ. Методика преподавания технологии как область, педагогических знаний предполагает выделение следующих направлений в деятельности школьного учителя. 1. Обоснование задач трудового обучения. Необходимость раскрытия их воспитательного и образовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники, требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Технология, рассматриваемая как сфера производства и как отрасль званий, охватывает материальный и социальный аспекты человеческой деятельности. Показывать тесную взаимосвязь между ними, значит формировать у подрастающего поколения идеологию преобразовательной продуктивной творческой деятельности. 2. Обоснование содержания учебного материала. Это одна из важнейших проблем решаемых как методическая задача учителями технологии и предпринимательства. Речь идет не только о вычленении из больших объемов знаний, накопленных человечеством в различных областях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясные представления о теоретических основах и практике производственных процессов. Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения знаний и умений, по крупицам рассматриваемых на уроках технологии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики. З. Организация процесса обучения. Отдельное направление, где методика играет главенствующую роль. По существу это четкое выделение деятельности учителя и деятельности учеников, органически связанных между собой. Принципы и способы построения учебного процесса при преподавании технологии, хотя и имеют много общего с преподаванием других школьных предметов, отличаются рядом специфических факторов. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины. Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач я нахожу (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности- это становится результатом освоения достижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна вторая составляющая. Свою нагрузку на новый учебный год я обычно узнаю в конце текущего, следовательно, у меня есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-трудовой процесс вывел на конечные цели обучения учителю необходимо их четко представлять. Зная объем своих учебных поручений, и имея учебную программу по технологии, я приступаю к календарно-тематическому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть - как удобнее для учителя. Существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать. Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать: 1. Учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных занятиях один раз в неделю происходит ясное распределение по месяцам четвертям и т. д. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся. 2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми я планирую ознакомить учащихся. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используемого оборудования и приспособлений, особенностях подготовки инструментов и т.д. 3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда - конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. Непременное условие высокого уровня учебной работы учителя - хороший план-конспект урока. Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов, поэтому я должна выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между мною и учениками. Вот некоторые из них: Никогда никакими силами вы не заставите узнавать мир через скуку. И никогда не удастся. Великий Ян Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Хочу лишь остановиться на слове «приятным». Когда приятно? Когда не скучно, интересно. Мною выработана профессиональная манера создавать на своих занятиях такую атмосферу, такой психологический микроклимат, чтобы мои уроки были ожидаемы. Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что бесполезно показывать не только детям, но и взрослым, насколько сия правы или не правы, просто критикуя их деятельность. «Критика бесполезна, ибо она ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдание. Критика опасна, ибо она ранит драгоценное для человека чувство собственного достоинства, наносит удар его представлению о собственной значимости, порождает в нем чувство обиды и негодования. В мире существует только один способ убедить нас что-либо сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один единственный способ - заставить захотеть сделать это. Запомните, другого способа нет. Конечно, Вы можете заставить своего ребенка сделать то, что вы хотите. Но грубые методы имеют крайне нежелательные последствия. Единственный способ, которым вас могут убедить, что-либо сделать, это предложить вам то, что вы хотите. А что вы хотите? Самое сильное желание человека- желание быть значительным. Это может быть важным рычагом воздействия на ученика. Покажите школьнику, как развитие дремлющих в нем скрытых способностей позволит в будущей самостоятельной работе получить признание своей ценности, дети в этих вопросах не менее чувствительны, чем взрослые. И даже так называемые мелочи иногда здесь важны. Итак, а смогу ли я сформулировать столь важное приоритетное направление в работе учителя технологии? Да. Это - формирование межличностных отношений педагогов и учеников в гуманистическом сотрудничестве. Только в атмосфере доброжелательности, уважения личности развивается творческая активность учащихся, развиваются возможности и способности школьника. В своих классах я создаю психологически комфортную атмосферу, проявляю уважительное отношение к каждому ученику, добиваюсь чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Мною используется эффект «синдрома справедливости» когда класс видит, что у меня нет «любимчиков», что я доброжелательна и справедлива в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи. Определив некоторые ориентиры, определив концептуальные факты, следует со всей откровенностью сказать еще об одном аспекте. В настоящее время учителю технологии предоставлена немалая свобода для реализации авторских программ на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточно простора для того, чтобы строить самостоятельную работу по собственному усмотрению. Он может сам выбирать подход изучения разделов, корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностями и традициями. Все это реально позволяет освободить систему обоснования своей методики преподавания от догматизма и устаревших подходов, которые основательно обременили педагогику трудового обучения, воспитания. Но в этих условиях возникает много неясностей с организацией содержания производительного труда учащихся. Нужен ли он вообще, а если нужен то в каких формах. Делая попытки использовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся для других целей. Конечно, успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужны специальные условия. Если нет реальных возможностей для организации полноценного производительного труда, то следует вообще отказаться от него, а не превращать дело в фарс. Главное условие, которое необходимо при этом соблюдать, чтобы труд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали, что их деятельность приносит реальную пользу. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины. Научно-технический процесс коренным образом изменяет средства обучения, предлагает широчайший выбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологических концепций ХХI века. Учитель технологии должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня. Мною разработаны ИКТ- презентации для различных типов уроков. Также я провожу нестандартные уроки. Что такое нестандартный урок? Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Мною разработаны интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем я даю блоками: межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов; театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию; уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах. Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы): Урок - деловая игра; -пресс конференция; -соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, -аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция. Почему же нестандартные уроки получили такое распространение современной школе? На своих уроках я постоянно изыскиваю пути усовершенствования урока. Такие поиски я направляю на решение цели обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности, путем активизации познавательной деятельности на уроках, с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий. |