В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.
У учителей и воспитателей ДОУ в связи с переходом к технологическому образованию возникает большое количество вопросов по проводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя и воспитатели неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и изданных методических рекомендациях за последние годы для дошкольников и младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях, даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие. То есть процесс обучения сводится к «набиванию руки».
Кроме этого, в большинстве школ по рекомендации СЭС, на урок труда в первом классе отводится одночасовое занятие. Это означает, что в один из дней недели дети могут осуществить только организационную часть технологического процесса, а реализовать задуманное на практике – через несколько дней. Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть урока затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я».
Наблюдения показывают, что в первом классе дети имеют скудные представления о том, как организовать рабочее место, не умеют сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы, испытывают трудности при планировании и оценке результатов труда, не знают способов преобразования и использования необходимой информации и т.д. А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. При такой организации урока технологический компонент трудовой деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.
Мы предлагаем рассмотреть методику организации урока технологии для детей младшего школьного возраста, обучающихся с 6 и 7 лет. Предлагаемая методика была апробирована в обучении детей технологии обработке разных материалов по экспериментальной программе «Конструирование для начинающих» в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга и городах Свердловской области и дала положительные результаты. Методические основы урока технологии в начальных классах
Анкетирование, проведенное нами среди учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, показало, что наиболее часто практикующие педагоги испытывают затруднения в разработке конспекта и в формулировке целей и задач конкретного урока и занятия. В основном допускаются типичные ошибки – это пропуск ряда этапов урока и несоответствие в оценке деятельности детей и поставленных перед ними задач.
Каждый урок представляет собой составную часть или ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы. Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.
Уроки технологии, как указано в образовательной программе, проводятся по расписанию - в 1 и 2 классах один урок в неделю, а в 3 и 4 классах два урока в неделю. Урочная система позволяет организовать четкость и порядок в осуществлении трудового обучения и воспитания и правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся. Основные требования к организации и проведению уроков технологии
Назовем основные из данных требования.
1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.
2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.
3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.
4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.
5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.
6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.
Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал. Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс. Типы и структура уроков технологии
Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)
Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.
Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.
Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.
Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.
На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.
Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.
На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и требований дизайн-спецификации – детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.
Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности детей.
На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др. ...
Источник: http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/handworkclass/432.html |