[c]УДК 372.862 ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. П. Арефьев
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методологические основы обоснования системы современного технологического образования, обеспечивающие единство части и целого, общего, особенного и единичного его содержания как конструктивные категории и принципы, общие для обучающих, воспитательных и развивающих функций рассматриваемого образования. Ключевые слова: технологическое образование, стандарт общего образования, содержание, концепция, философский принцип, интеграция, система, компетентностная модель, факторы, источники, цивилизация. Сегодня, когда педагогическая общественность, ученые, методисты и учителя заинтересованно обсуждают проблемы трудового воспитания и тех-нологической подготовки в школе и в педвузе, труд учащихся и учебный предмет технология постепенно исчезает из расписания уроков российских общеобразовательных школ, а подготовка учителей технологии сокращается. Изучение данного предмета и состояние его материально-технической базы не находят должного внимания у муниципальных руководителей на местах. Технологическая концепция многими чиновниками от образования воспринимается в искаженном представлении. Назначение школьной технологии понимается как изготовление мальчиками только «табурета», а девочками – «рубашки-ночнушки», каких-либо примитивных изделий и постоянная уборка территории школы. Наши наблюдения, опросы учащихся и учителей показывают, что про-фессиональные традиции и семейные рабочие династии российской молодежи ни о чём не говорят. Российская молодежь не встречается на экране с людьми труда, техники, технологии и производства. В средствах массовой информации, а вернее, на телевизионных каналах рабочие, агрономы, техники, инженеры, изобретатели и другие подобные специалисты вытеснены моделями, шоуменами, поп-звездами, бизнесменами «купи-продай», богатыми людьми неопределенных занятий. Ввиду отсутствия героев из окружающей жизни для подражания, молодежь находит себе воображаемую модель в мире «виртуальной реальности», создаваемой телевидением, радио, интернетом, глянцевыми журналами, «желтой» прессой и др. Чем менее удовлетворительная производственная, социально-экономическая реальность в стране, тем более для молодых людей привлекателен мир воображения. Созидательная деятельность для молодежи уже со школьной скамьи перестает быть моделью для подражания, снижена роль труда и технологической подготовки в воспитании детей и подростков. Из технологии исчезли экономический, информационный, художествен-но-графический, профориентационный разделы. В результате чего образовательная область «Технология» фактические сократилась до уровня простейшего трудового обучения в 5-7 классах. «Дальнейшее развитие событий в этом направлении, - подчеркивает проф. Л. Н. Серебренников, - может привести к выводу технологии из базисного учебного плана школы» [1, с. 3]. Снижение статуса школьной технологии на государственном уровне делает еще менее престижным для выпускников профессии сферы материального производства и сферы услуг, обостряет проблему подготовки кадров в системе начального, среднего и высшего профессионального технологического и технического профиля [2,3, 4]. [/c]
Подробности |