главная   


    история, истоки праздника

    русские поэты и писатели
    о пасхе

    пасхальные народные приметы

    пасхальные игры

    пасхальные обряды и обычаи

    пасхальный стол

    пасхальные подарки

    пасхальные яйца



История, истоки праздника



    Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще – Светлое воскресение, а еще Христов день. Само слово «Пасха» переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление» (от египетского рабства).

    Христианская пасха от греческого «пасхейн» - «страдать». Это потому, что Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Но с V века пасха превратилась в радостный праздник Воскресения Христова.

    Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Пасха – праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.на начало


    Последние дни жизни Христа


    Приближался праздник Пасхи, по Промыслу Божиему, последний в земной жизни Спасителя. За неделю до праздника в числе многочисленных паломников и богомольцев Иисус Христос направился в Иерусалим.


    Много раз бывал Иисус в Святом городе и всегда сознательно уклонялся от всяких почестей, запрещая Своим ученикам рассказывать, что именно Он и есть всеми ожидаемый Христос — Царь Израилев. В этот же раз Господу было угодно всенародно явить Себя Мессией, поэтому этот Его последний вход в Иерусалим должен был быть особо торжественным: Он вступит в Иерусалим как всеми ожидаемый Мессия, как Царь Иудейский, как не раз вступал сюда Его царственный предок Давид, сидя по древнему иудейскому обычаю на осле — символе мира.

    Иисуса сопровождали апостолы и большое количество присоединившихся по дороге иудеев. Дойдя до селения Виффагия у Елеонской горы, Спаситель остановился и сказал двум Своим ученикам: «Пойдите в ближайшее селение, там вы найдете привязанных ослицу и осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне. Если же кто-нибудь спросит вас, зачем вы их отвязываете, скажите: "Они нужны Господу"».

    Ученики выполнили все, что было сказано. Спаситель воссел на ослика — так исполнилось пророчество Захарии, сказанное за пять столетий до описываемых событий: «Торжествуй, дщерь Иерусалима; се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле...» (Зах. 9, 9).

    Шествие продолжилось. Начался подъем в гору... Ученики Иисуса Христа стали громко «славить Бога за все чудеса, какие видели они. Говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк. 19, 38).

    Между тем слух о том, что сюда идет долгожданный Мессия, Царь Иудейский, достиг Иерусалима, куда по случаю приближающегося праздника уже прибыло несметное количество паломников. Каждый пристально всматривался вдаль, в перевал Елеонской горы, надеясь первым увидеть Мессию. Наиболее нетерпеливые направились Ему навстречу.

    По древнему обычаю, при встрече особо чтимых лиц иудеи устилали дорогу ветками деревьев и верхней одеждой. И в этот раз люди срывали с себя одежды и расстилали их на пути Иисуса, отламывали ветви с деревьев и постилали по дороге, размахивали ими, как стягами. Поэтому праздник входа Господня в Иерусалим называется еще и Неделей (воскресением — ред.) ваий (ветвей — ред.). На Руси его распространенное название — Вербное воскресение.

    Причиной такой восторженной встречи Господа было великое чудо, которое Иисус Христос совершил незадолго — Он воскресил Лазаря, который был мертв уже четыре дня. И раньше Иисус воскрешал мертвых, но такое чудо, когда ожил уже наполовину разложившийся и смрадный труп, было под силу только Богу!

    Чудо воскрешения привело народные массы в небывалую экзальтацию и восторг, обратило многих его свидетелей к вере в Иисуса Христа как в Мессию. Вместе с тем, оно же вызвало сильнейшее негодование на Него первосвященников и иудейских старейшин.

    Ослепленные завистью и злобой, вожди иудейского народа, фарисеи, саддукеи, старейшины и священники, не могли, да и не захотели принять Его истинного учения и поверить, что Иисус Христос — обещанный Богом Спаситель. Более того, они стали Его врагами.

    Поэтому синедрион (верховный совет — ред.), состоящий из первосвященников, старейшин и законников — фарисеев и саддукеев, имевший религиозную и некоторую политическую власть в Иудее, объявил Иисуса Христа опасным для общественного спокойствия человеком. «Все мы из-за Него погибнем.,. Придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом... лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 48—50). Так чудо воскрешения Лазаря послужило косвенным поводом к осуждению Спасителя на смерть.

    Но вернемся к торжественному шествию, которое подошло уже к самому перевалу. Здесь и встретились две процессии: шедшие навстречу Господу из Иерусалима и сопровождающие Его. Со всех сторон слышались крики: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (достоин хвалы посланный от Бога — ред.) Осанна в вышних!» («Осанна» в буквальном переводе с древнееврейского — «спаси же», «даруй спасение». Аналогично по смыслу выражениям «Да здравствует!»)

    Среди всеобщей радости и ликования резким контрастом выделялись недовольные лица фарисеев. Столь бурное всенародное чествование бедного Учителя из Назарета как давно ожидаемого Царя Иудейского было для них нестерпимым, и они решили под благовидным предлогом положить ему конец. Они крикнули Иисусу: «Учитель! Запрети ученикам Твоим» называть Тебя Царем, Сыном Давида, ибо такое народное ликование может внезапно перерасти в восстание против законной власти римлян и повлечет за собой ужасные последствия». На что Иисус кротко ответил: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 37—40). Иными словами, сегодня Самим Богом попущено такое людское славословие. И если бы случилось невероятное, и люди замолчали, то славили бы Господа даже бездушные камни!

    С перевала открывался дивный вид на Иерусалим. Отсюда Святой город был виден как на ладони. И вдруг... Иисус «заплакал о нем». Ему одному было ведомо, что этот прекрасный священный город — гордость иудеев — вскоре будет разрушен, что родной Его народ ждут тяжкие беды...

    Неудержимые слезы потоком текут из Его глаз. Из самого Его сердца вырываются пророческие слова, обращенные к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру (спасению — ред.) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал (не захотел узнать — ред.) времени посещения твоего (времени, когда Господь посетит тебя — ред.)» (Лк. 19, 42—44). Но все это случится еще не скоро — через 38 лет... А пока безудержная радость окружающих Иисуса людей буквально бьет через край.

    Как и Его ученики, иудеи думали, что Христос идет в Иерусалим, чтобы прославиться там как земной царь, чтобы принять Престол и воцариться, чтобы избавить народ от 90-летнего римского ига и создать новое Израильское Царство. Им было невдомек, что Сын Божий вочеловечился, чтобы освободить человека от греха и вечной смерти, чтобы человек мог обрести вечную жизнь в Иерусалиме небесном!

    Люди ликовали — они дождались Мессии! А Богочеловек был печален. Он знал, что не пройдет и пяти дней, как народ отвергнет Его, как возгласы: «Осанна Сыну Давидову!» сменятся воплями: «Возьми, возьми, распни Его!» И что эти ужасные слова будут кричать те же самые люди, которые теперь так восторженно встречают Его...

    И вот Иисус в Иерусалиме. Ушцы города переполнены. Ничего не слышавшие об Иисусе чужестранцы (иудеи из Египта, Сирии и Вавилона) спрашивают: «Кто это?» Им радостно отвечают: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». И непременно многозначительно добавляют: «Это Он воскресил из мертвых Лазаря».

    Фарисеи же становятся все мрачнее и мрачнее — «весь мир идет за Ним!». Все больше они убеждаются в правильности принятого старейшинами решения: прежний порядок вещей может быть восстановлен только одним способом — «Возмутителя спокойствия» необходимо убить.

    Торжественное шествие направляется к храму. И опять, как и три года назад, Иисус видит здесь продающих и покупающих. Со словами, обращенными, в первую очередь, к поощрявшим эту торговлю первосвященникам и фарисеям: «Дом Мой "домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников», и в этот раз Богочеловек изгоняет торговцев из храма, опрокидывает их прилавки...

    Как и всегда, в храме находилось множество больных и увечных. Обратившись к Иисусу, они все исцелились: немые начинали говорить, слепые — видеть, глухие — слышать, расслабленные и разбитые параличом встали с носилок и ушли на своих ногах, славя Бога...

    Сквозь нескончаемый радостный крик слышались и детские голоса, от чистой души и чистого сердца славившие Богочеловека древним приветствием, с которым иудеи обращались только к царю: «Осанна Сыну Давидову!» Иисус оставался в храме до вечера, беседуя и поучая народ...

    Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям [еврейским], нося знаки победы [жизни над смертью], восклицаем Тебе, Победителю смерти: Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне

    Самый главный иудейский праздник — Пасха — начинался 14 нисана (конец марта — начало апреля) вечером и в тот год приходился на пятницу. Как писал святой Амвросий Медиоланский, «слово "Пасха" означает "прехождение"». Назван же так сей праздник... в Ветхозаветной Церкви — в вос-поминание исхода сынов израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства. В Церкви Новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий, через Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти...»

    В среду первосвященники, иудейские старейшины и другие члены синедриона, дрожа за свою власть над народом и связанные с ней выгоды, собрались на совещание в доме первосвященника Каиафы. Их волновал один вопрос: как и каким способом убить ненавистного Назарянина, не возбуждая народ?

    Совещание прервал внезапно появившийся Иуда Искариотский — один из учеников Иисуса. Он предложил передать в их руки Богочеловека. На его вопрос: «Что вы дадите мне?» — последовал ответ: «Тридцать сребренников». Эта незначительная сумма вполне устроила предателя. Члены синедриона долго не могли прийти в себя от такой удачи.

    В четверг утром Иисус Христос повелел апостолам Петру и Иоанну пойти в Иерусалим и приготовить все требуемое для празднования Пасхи. Он сказал, что они встретят там человека, несущего кувшин воды, который приведет их к хозяину дома на горе Сион, тайному почитателю Богочеловека. Петр и Иоанн должны передать ему слова Иисуса: «Учитель говорит... у тебя совершу Пасху с учениками Моими» (Мф. 26, 18). Тогда хозяин дома предоставит им свободную горницу. Все случилось именно так, как и предсказал Господь.

    Вечером незаметно для всех, тайно (отсюда — Тайная Вечеря) Иисус с учениками пришел в Иерусалим. В Сионской горнице и произошла последняя в земной жизни Богочеловека пасхальная вечеря.

    Как только они все расположились за столом, Иисус «возмутися духом» от сознания, что в эти последние часы, когда Он собирался установить великое Таинство Причащения и дать ученикам прощальные наставления, среди них находится Его предателъ.

    Давая Иуде последний шанс к раскаянию, Господь произносит: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня».

    Эти слова Учителя вызвали смятение среди учеников. Переглядываясь, они все задают один и тот же вопрос: «Не я ли, Господи?» Задал вопрос и Иуда. И Господь тихо сказал ему: «Ты». Иоанн Богослов спросил прямо: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13, 25— 27). Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел» (Ин. 13, 30).

    Тогда Иисус «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». И взяв чашу, подал им и сказал: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 21—28). Так Господь установил Таинство Святого Причащения — по-гречески, Евхаристию, что означает «Благодарение». Таинство Евхаристии — реальное и действительное единение с Иисусом Христом — с тех пор каждый день совершается в Православной Церкви.

    После того как апостолы причастились, Иисус Христос начал Свою прощальную беседу с учениками: «Заповедь новую даю вам, "Да любите друг друга"» (Ин. 13, 34); «Я есмъ путь и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. А кто любит Меня, тот возлюблен будет Оти,ем Моим. И Я возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21)». Эти заповеди Спасителя стали впоследствии основным правилом жизни земной Церкви.

    Уже в самом конце вечери Иисус с горечью говорит ученикам: «Все вы предадите Меня в эту ночь». Апостолы горячо возражают... Прощальный пасхальный вечер подошел к концу.

    Была уже глубокая ночь, когда они вышли из дома и направились в любимый Господом Гефсиманский сад, где прежде Он часто собирался со Своими учениками (зная это, Иуда приведет стражу именно сюда).

    Войдя в сад, Иисус направился в уединенное место и стал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Молитва эта была столь напряженной, что «был пот Его, как капли крови...». «Явился Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22, 43—44).

    Неожиданно в саду появились Иуда и некоторые члены синедриона со слугами первосвященников и стражей храма. «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его», — дает им знак предатель. Подойдя к Господу и приветствуя Его: «Здравствуй, Учитель», — Иуда целует Иисуса, Который кротко вопрошает: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?»

    Затем Иисус обращается к страже: «Кого ищете?» — «Иисуса Назорея», — отвечают те. «Это Я», — говорит Христос и добровольно дает связать Себя. Его ученики, как и предсказывал совсем недавно Господь, в страхе разбежались...

    Христа привели к дому первосвященника Каиафы, где, несмотря на глубокую ночь, собрались почти все члены синедриона. Обвинив Иисуса в богохульстве, они выносят предварительный приговор: «Он заслуживает смерти». Иисуса отводят во двор, где стражники и слуги первосвященников стали издеваться над Беззащитным: они плюют на Него, бьют по лицу... Но Богочеловек переносит все кротко и безропотно.


    Едва забрезжил рассвет, синедрион собрался уже в полном составе. Признание Иисуса Себя Сыном Божиим расценивается как богохульство. Ему выносят смертный приговор.

    Чтобы утвердить и привести это решение в действие, необходимо было получить разрешение римского прокуратора. В его резиденцию и направилась многочисленная делегация со связанным Иисусом Христом.

    Представ перед Пилатом, старейшины и архиереи обвинили Иисуса в том, что Он «возмущает народ от Галилеи до Иерусалима», «запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем».

    Пилат спрашивает Иисуса: «Ты Царь Иудейский?» Тот говорит ему в ответ: «Ты говоришь (Лк. 23, 2—3), но царство Мое не от мира сего (безопасно для Рима — ред.)» — и больше не прибавил ни слова.

    Пилат, поняв, что синедрион предал Иисуса из зависти, заявляет, что не находит никакой Его вины. Такой исход дела совсем не устраивает синедрион. Тогда Пилат предлагает наказать, а затем отпустить Иисуса (по иудейскому обычаю в честь праздника правитель «имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели» (Мф. 26, 15).

    Весь мир как будто содрогнулся: камни рассыпались, а из разверзшейся земли восстали усопшие праведники и явились многим в Иерусалиме. Стоявшие на Голгофе в страхе бежали...

    За час или два до захода солнца тайные христиане Иосиф Аримофейский и Никодим, испросив разрешение у Пилата, сняли с креста тело Иисуса Христа. Они помазали его благовонными маслами, обвили чистой плащаницей (погребальным полотном — ред.) и положили в высеченной в скале погребальной пещере. Вход в нее они завалили камнем.

    В ночь на воскресение силой Своего Божества Спаситель Воскрес из мертвых. Человеческое тело Его преобразилось, сделавшись нетленным и одухотворенным. Такое чудо было подвластно только Всемогущему Богу! В этот миг «сделалось сильное землетрясение». С неба явился Ангел Господень и отвалил от пещеры камень. «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег» (Мф. 28, 2—3).

    Римские воины от страха разбежались...

    Было еще совсем темно, когда к гробу Учителя поспешили преданные Его последовательницы — Галилейские жены. Они хотели теперь уже безо всякой спешки, как подобает, помазать благовониями — миро (отсюда и «мироносицы») тело любимого Учителя и тем воздать Ему последние почести.

    И вот перед ними пещера. Камня нет — вход открыт. Со страхом и трепетом мироносицы входят в нее. Их взору предстает Ангел в белоснежной одежде, сидящий на гробе Учителя. Мироносиц объял ужас. Но Ангел говорит им: «Не бойтесь! Вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее; там Его увидите...» (Мф. 28, 7).

    Женщины «со страхом и радостью великой побежали возвестить» о всем виденном ученикам Иисуса.на начало


    Страстная седмица

    Для того чтобы достойно встретить Пасху, Люди постятся в течении семи недель. Пост прежде всего установлен для того, чтобы помочь человеку очистить себя от грехов. Во время поста мы каемся, исповедуем грехи – избавляемся от них, исправля-емся и в чистоте души встречаем праздник. Пост самое подходящее время, чтобы помочь ближнему.


    Последняя перед Пасхой неделя называется Страстной седмицей. На этой неделе мы вспоминаем о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его страданиях и крестной смерти.

    Каждый из этих дней получил название «Великого».


    Понедельник, Вторник, Среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками.
    В Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Иисуса Христа со своими учениками.
    Великая Пятница – это самый скорбный день, в этот день совершились распятие и Крестная смерть спасителя.
    Суббота – день пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе.

    А в воскресенье мы отмечаем величайший из всех праздников Пасху – Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Жизнь побеждает смерть, добро побеждает зло. Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых.

    В продолжение всей страстной седмицы крестьяне наводили порядок. Мужики с первых дней страстной недели заготовляли хлеб и корм для скотины на всю светлую седмицу. А бабы и девушки белили, мыли лавки, скоблили столы, вытирали мокрыми тряпками стены, обметали паутину.

    Во вторник на страстной поили скот на рассвете сеченым молоком (семена льна и конопли толкут в ступе и, разводя водой, приготавливают из них молоко) — от болезней.

    В среду на страстной обливали скот снеговой водой.

    Великий четверг. К чистому четвергу крестьяне старались приурочить убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовки впрок. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму. В этот день самым тщательным образом мыли и украшали избу: расстилали чистые, праздничные половики, развешивали красивые полотенца и занавески, кое-где посыпали белым песком пол в горнице.

    В чистый четверг, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом основании и бабы считали своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят. «Если в чистый четверг вымоешь, — говорили они, — весь год чистота в избе водиться будет».

    Пятница. Женщины приступали к стряпне. В богатых домах жарили и варили мясо и рыбу, пекли куличи, украшая их мармеладом, монпансье и другими конфетами. В бедных семьях куличи без всякой сдобы покупали у местных лавочников или Калашников и барашни-ков. Но так как калашники или барашники развозили по деревне свои куличи примерно за неделю до праздников, то на пасхальном столе крестьянина-бедняка обычно красовалась плоская и твердая, как дерево, булка не дороже пяти алтын или двух гривен.

    Но некоторые крестьяне не могли позволить себе и этой роскоши. Таким беднякам обычно приходили на помощь родственники. Впрочем, и посторонние не отказывались помогать.

    В страстную пятницу нередко можно было видеть баб, разносящих по домам бедняков всякие припасы: молоко и яйца, творог и кулич, а то и кусок мяса (хотя распоряжался мясом мужик, и баба без спросу не могла и подступаться к мясу).

    Мужики среднего достатка хотя и не прибегали к помощи зажиточных соседей, но редко обходились без займов. Кроме того, они продавали что-нибудь из деревенских продуктов (дрова, сено, мятая пенька и прочее), чтобы на вырученные деньги купить четверть или полведра водки, пшеничной муки для лапши и пшена на кашу. Обязательно оставить денег на то, чтобы «купить Богу» масла и свечей и заплатить попам.

    Суббота на страстной неделе — великая, красильная. В страстную субботу красили яйца, пекли куличи, готовили пасху и освящали их в церкви. Это было большим искушением — ведь шла седьмая неделя поста, самая суровая.

    В этот же день купались или обливались на дворе водой, окуривали жилье, предохраняя обитателей от болезней и бед, мыли и чистили все в доме. И в домах, и в церквах черные и темно-фиолетовые ткани и ленты вокруг икон меняли на красные и розовые.

    Дата праздника. День празднования Пасхи непостоянен. Шумеры, вавилоняне, иудеи, финикийцы, древние греки считали время по лунному календарю. Началом каждого месяца служил день новолуния (лунный цикл — 28 дней).

    Весенний праздник первого урожая справляли обычно в день первого весеннего полнолуния. По лунному календарю он всегда приходится на одно и то же число, по календарю, которым мы пользуемся, — на разные числа и к тому же на разные дни недели.

    В 325 году первый Вселенский Собор христианской церкви постановил праздновать Пасху всегда по воскресеньям, а именно — в первое воскресенье, наступающее после первого весеннего полнолуния и всегда после 21 марта, дня весеннего равноденствия. В Православной церкви расчет пасхальных дат остается с тех пор неизменным.на начало


    Каким бывает праздник

    Большой праздник Пасхи длится целую неделю, и вся неделя называется Святой, Великоденской, Радостной. Считалось, что когда воскрес Иисус, солнце стояло в небе, не заходя всю неделю, и от этого — «Великодень».

    Литургия. В самом храме во время заутрени и потом на протяжении всей пасхальной недели широко открыты Царские врата, что символизирует отсутствие преграды между небом и землей. Иконы, паникадила, подсвечники — все украшено цветами. Горит масса свечей перед иконами и в подсвечниках.

    Когда слышался первый, протяжный и звонкий удар колокола, народ валом валил в церковь слушать утреню.

    После утрени, ровно в 12 часов, все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и под звон колоколов раздавалось: «Христос воскресе». Начинался процесс христосования: в алтаре христосовался причт, в церкви — прихожане, затем причт начинал христосоваться с наиболее уважаемыми крестьянами и обмениваться с ними яйцами. Крестьяне верили, что яйцо, полученное от священника, никогда не испортится и имеет чудодейственную силу.

    После окончания литургии все «пасечники», с куличами на руках (на куличах горели свечи), выходили из церкви и строились в два ряда в ограде в ожидании причта, который в это время в алтаре освящал пасхи более зажиточных и чтимых прихожан.

    Причт, выйдя из церкви, читал молитву и, обходя ряды, кропил святой водой пасхи, за что ему в чашу бросали гривны и пятаки.

    Посещение кладбища. Освятив куличи, каждый хозяин считал своим долгом, не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. Отвесив на могилках поклоны и поцеловав землю, он оставлял здесь кусок творога и кулича для родителей и только потом спешил домой христосоваться и разговляться с домочадцами.

    Пасхальные молебны.

    С первого же дня Пасхи, на протяжении всей Светлой седмицы, в деревнях служили так называемые пасхальные молебны, причем духовенство расхаживало по крестьянским избам в сопровождении оброшников и оброшниц, или так называемых богоносцев.

    Оброшников вербовали чаще всего из стариков и старух, которые дали обет всю пасхальную неделю «ходить под Богами», или желали своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость: чтобы перестала трясти лихорадка, чтобы сына не взяли в солдаты, чтобы муж не пьянствовал, не дрался во хмелю и не бил домочадцев. Но очень многие из мужиков брались «носить Богов» исключительно с целью выпить за чужой счет.