11.02.2020 19:03
    Поделиться

    Школьникам помогут определиться с профессией будущего

    В топе по популярности у школьников - профессии врача, военнослужащего/полицейского и программиста. Но большинство российских учеников имеют очень смутное представление о реальном мире профессий. Об этом на международной конференции в Москве рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. По его словам, систему профориентации в школе нужно поднять на качественно новый уровень. Причем начинать эту работу нужно еще в начальной школе.

    - Исследования Рособрнадзора показали достаточно низкий уровень осведомленности восьмиклассников о профессиях. Участникам было предложено указать хотя бы две профессии, кратко охарактеризовать круг обязанностей, назвать два предмета из школьной программы, которые необходимо углубленно изучать, чтобы освоить эту профессию. С заданием полностью справились от 5 до 17 процентов учеников. Такой результат говорит об определенных проблемах, - рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. - В нацпроекте "Образование" предусмотрен ряд ключевых направлений, которые помогут их решить.

    Большинство российских учеников имеют очень смутное представление о реальном мире профессий

    Во-первых, кардинально изменится предмет "Технология". Разработана новая концепция его преподавания. Школьники будут каждый год знакомиться с несколькими профессиями. Промышленный дизайн, технологии цифрового моделирования и производства, робототехника, электротехника, технологии обработки пищевых продуктов и многое другое. Причем уроки должны проходить не только в школе, но и на базе вузов и даже детских технопарков. Последние в рамках нацпроекта откроются в каждом крупном городе. Всего 245 технопарков "Кванториум", где школьники будут паять свою первую плату или изучать цифровую печать.... Новое оборудование появится в 16 тысячах сельских школ.

    Кроме того, уже два года реализуется проект "Билет в Будущее". В нем участвовало уже более миллиона ребят. Сначала они проходили профориентационные тесты онлайн, затем - реальные профпробы. Это когда ребенок мог пообщаться с настоящим профессионалом, а затем под его присмотром попробовал что-то сделать сам. Да, ученик мог совершить ошибку или, наоборот, - убедиться, что выбрал правильный путь.

    "Необходимо учить ребенка осознанно выбирать свою профессиональную траекторию, важно сформировать у него этот опыт еще в школе, - подчеркнул гендиректор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" Роберт Уразов. - По нашим оценкам, 80 процентов российских школьников не умеют или не хотят совершать осознанный профессиональный выбор".

    Есть два главных фактора, которые влияют на это. Первый - доступ к интернету. Второй - опыт общения с носителем профессиональных компетенций. Принцип такой: хочешь больше знать о журналистике - пообщайся с журналистом. Хочешь узнать о медицине - пообщайся с врачом.

    "Если ребенок не видел настоящего инженера в школе, он не будет понимать, зачем ему изучать математику или естественные науки, - рассказал Директор департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер. - Международное исследование PISA показывает: 15-летние девушки чаще хотят быть врачом или учителем. Юноши выбирают менеджмент и инженерное дело. Но все это профессии XIX и XX века".

    Вот лишь несколько профессий из списка топ-50 самых востребованных и перспективных по версии Минтруда: администратор баз данных, графический дизайнер, лаборант химического анализа, мехатроник, специалист по тестированию в области информационных технологий, техник по биотехническим и медицинским аппаратам и другие. Как с этими профессиями можно познакомить школьников? Расширять профориентационные программы - и это не только "фестивали профессий", экскурсии на предприятия и "университетские субботы" для детей. По словам Сергея Кравцова, нужно менять саму школьную программу, ориентировать ребят на то, где и как они смогут свои знания применять. И здесь во многом поможет передовой опыт Москвы.

    Тем временем

    В каждой второй школе Москвы созданы классы, где ученики получают не только общее, но и предпрофессиональное образование. Как сообщил Сергей Собянин, старшеклассники имеют возможность получить базовые знания из области инженерии, медицины и IT.

    Московские школы преобразованы в образовательные комплексы, в каждом из них обучаются по 3,5-4,5 тысячи учеников. Это позволяет создавать по пять параллельных направлений предпрофессиональной подготовки, заявил Собянин на IV Международной конференции по управлению качеством образования. "Мы работаем со школами, вузами, ведущими предприятиями, готовим педагогов, материальную базу, чтобы занятия были действительно интересными, - подчеркнул глава города. - И результаты неплохие: сегодня уже половина школ включены в эту работу". Почему только половина? Собянин считает, что в этом вопросе не должно быть формализма и кампанейщины. Эффективная модель предпрофессионального образования возможна лишь при тесном сотрудничестве средней и высшей школы, а чтобы его наладить, нужно время.

    Впрочем, добавляет мэр, перед властями все-таки стоит задача распространить систему на большинство городских школ. С образовательными комплексами города уже сотрудничают 47 вузов и 26 исследовательских организаций. Открыты детские технопарки и предуниверсарии. В итоге, по оценкам Собянина, качество столичного образования существенно повысилось. За последние годы утроилось количество выпускников, получивших более 220 баллов на ЕГЭ. Такими же темпами растет число призеров всероссийских предметных олимпиад.

    Подготовил Сергей Бабкин

    Поделиться