15.11.2017 16:12
    Поделиться

    Ольга Васильева рассказала о приоритетных проектах в сфере образования

    15 ноября в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция Министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой "Приоритетные проекты Минобрнауки России: итоги 2017 года".

    Министр рассказала о работе ведомства на главных направлениях:

    • "Рабочие кадры для передовых технологий"
    • "Вузы как центры пространства создания инноваций"
    • "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"
    • "Создание современной образовательной среды для школьников"
    • "Доступное дополнительное образование для детей"
    • "Развитие экспортного потенциала российской системы образования".

    Одним из важнейших проектов в сфере образования министр назвала "Создание современной образовательной среды для школьников". "В этом году за парты страны село 1 млн 800 тыс. первоклашек. Это на 110 тысяч больше, чем в прошлом, - рассказала Ольга Васильева. - Сейчас большое количество наших школьных зданий (их 42 тысячи, из них 26 тысяч - сельские школы) - это школы, построенные 40-60 лет назад. А есть некоторые сельские школы, чья история начинается с последней четверти XIX века. И, конечно, требуется реконструкция этих зданий, обновление и, самое главное, создание абсолютно новой среды для наших ребят и оснащение школ. Это самое приоритетное для нашего образования - создание современной образовательной среды и создание, в первую очередь, новых образовательных мест. Потребность в них настолько велика, что в некоторых регионах есть еще и третья смена. В проекте по строительству школ участвуют 53 региона. Причем строительство предполагает не просто постройку самого здания, это проект, который включает в себя полное оснащение, включая и лаборатории, и новые школьные технологические устройства".

    Что касается проекта "Доступное дополнительное образование для детей", то, по словам министра, работа ведется по трем направлениям: созданию инфраструктуры, кадрам и методическому сопровождению. "В 2017 году девять регионов получили субсидии из федерального бюджета для софинансирования своих больших мероприятий по созданию модельных центров дополнительного образования, - уточнила Ольга Васильева. - Эти центры должны стать ядром всей системы дополнительного образования. Конечно, мы предполагаем, что девять центров - это мало. Работа будет продолжаться, но они станут ядром для развития всей сети дополнительного образования в стране". Вторым направлением после создания инфраструктуры стала забота о педагогах дополнительного образования. По словам министра, переподготовка всех педагогов допобразования будет проходить через повышение квалификации, в том числе, онлайн.

    Проект, который связан с рабочими кадрами для передовых технологий, основывается на внедрении новых стандартов в среднем профессиональном образовании. "В этом году у нас 59% выпускников, закончивших 9 класс, выбрали продолжение обучения через систему среднего профессионального образования, - пояснил Ольга Васильева. - У нас сейчас есть Топ-50 перспективных профессий и специальностей. Они все известны, по ним разработаны стандарты, по которым мы будем готовить, и уже готовим. 44 стандарта разработаны о среднем профессиональном образовании. И сейчас 1000  колледжей и 58 вузов, которые имеют внутри себя среднее профессиональное образование, получили лицензию по реализации программ уже по новым стандартам. Эти колледжи и вузы получили контрольные цифры приема за счет федерального бюджета, не регионального. И не считая полномочий субъектов, федеральный бюджет выделил контрольные места для 74 тысяч 400 наших ребятишек, которые уже с этого года обучаются по новым программам".

    Проект "Вузы как центры пространства создания инноваций" разделен на две составляющие. Первая - вхождение российских вузов в мировые рейтинги. Вторая - создание инновационных университетских центров. "Итоги создания этих центров будут подведены в декабре 2017 года, у нас пройдет заключительный отборочный конкурс, - рассказала Ольга Васильева. - Чтобы стать центром инноваций, подал заявки 121 вуз. Это очень конкурентный отбор, потому что мы будем отбирать 40 университетов не менее чем из 30 регионов для того, чтобы действительно каждый университет выступил со своей программой, со своим расширенным паспортом этой программы. И что еще очень важно, в этом конкурсе нет ограничений. Любой научно-исследовательский университет, федеральный университет, опорный университет (на сегодняшний день у нас 33 опорных университета), отраслевые вузы - есть вузы Министерства культуры, транспорта, сельского хозяйства - все они в конкурсе. Мы отберем лучших из лучших. То есть фактически получается три участника на одно место. И любые другие вузы, в том числе и регионального значения, имеют право участвовать в этом проекте". Нормативное регулирование в рамках проекта будет осуществляться по двум направлениям - поддержка образовательных организаций и поддержка их научно-образовательного потенциала.

    Проект по развитию экспортного потенциала российской системы образования имеет две цели - повышение качества отечественного образования и его популяризация за рубежом. "На сегодняшний день есть дорожная карта, и мы работаем по двум направлениям -  это правовая база для того, чтобы можно было приехать и остаться по студенческой визе. И второе, мы создали центр компетенций по подготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб всех российских образовательных организаций, которые будут непосредственно работать со студентами. Мы создали в августе этого года консорциум из 39 вузов, которые и начнут принимать по своим программам иностранных студентов в самое ближайшее время. Мы работаем с коллегами в других странах, потому что заинтересованность очень большая. Отдельно ведется поддержка российских школьников, которые оказались в других странах".

    Последний, шестой проект, о котором рассказала Министр образования и науки РФ Ольга Васильева, касался создания современной цифровой образовательной среды. Прежде всего, проект направлен на изменение правовой базы, например, чтобы вузы могли использовать онлайн-курсы в системе профессионального образования. "На сегодняшний день мы имеем 254 сертифицированных онлайн-курса. Допустим, студент обучается в региональном вузе. Для будущей профессии ему необходим курс, допустим, по композитным материалам. У нас создана общенациональная платформа "Открытое образование", он входит в эту платформу, учится, сдает экзамен, получает сертификат. Этот сертификат засчитывается его вузом. Мы не подменяем живое общение, живое чтение лекций, лабораторные работы, семинарские занятия, традиционное университетское образование, к которому мы привыкли, мы его расширяем с обязательным зачетом результатов курсов онлайн-образования, которые студент для себя выбрал. Цель - формирование цифрового образовательного пространства. В августе 2017 года мы провели конкурсный отбор. Из 105 отобрали 17 вузов, которые и будут работать над созданием единого портала для размещения онлайн-курсов, которые будут работать по системе "одного окна". Мы планируем создать сервер для хранения электронных портфолио. Там же будет организация оценки качества, их рейтингование. И в начале 2018 года у нас плановый показатель - 140 тысяч человек должны пройти обучение по программе онлайн-курсов", - поделилась Ольга Васильева.

    Поделиться