Глава Минобрнауки Ольга Васильева представила доклад правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году и об основных направлениях реализации государственной политики в сфере образования, передает корреспондент ИА REGNUM 27 сентября. Депутаты Госдумы задавали уточняющие вопросы.

Воспитание и движение

Так, депутат Госдумы Евгений Ревенко («Единая Россия») обратил внимание на воспитательную роль школы. «Считаете ли вы целесообразным включить проведение внеклассных мероприятий в определении коэффициента эффективности школ, что могло бы отражаться на их финансировании?» — спросил он Васильеву.

«Создано Российское движение школьников, оно ширится по стране, оно включает в себя направление, которое действительно направлено на воспитание и раскрытие потенциала творческого, человеческого, гражданского наших детей. К этому российскому движению школьников присоединяются другие общественные организации, которые были созданы в разных регионах и имеют более продолжительный опыт, и мы все это поддерживаем… Я думаю, что это должно быть не критерием эффективности, а должно быть обязательным критерием работы каждой школы, не просто эффективность, а обязательным условием работы, ее существования», — ответила министр.

Кому второе бюджетное образование?

Депутат Госдумы Елена Драпеко («Справедливая Россия») указала на необходимость введения второго бюджетного образования по некоторым специальностям.

Васильева поддержала идею с оговорками: «У нас должна быть очень точная оценка экспертная, кому мы сможем предоставить в небольшом количестве, каким будущим мастерам или уже сложившимся мастерам, ту самую возможность получения второго высшего образования по специальности, хотя оно может быть математиком, физиком, инженером, врачом и так далее, — это первый вопрос: кому мы можем давать?» При этом, по мнению министра, «есть достаточное количество грантов и в Минкульте, и в Министерстве образования, и грантов, которые можно использовать в рамках ГЧП».

Идеал учителя

Депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов («Гражданская платформа») спросил мнения Васильевой по вопросу возвращения учителю «властных полномочий» — в связи с выстраиванием вертикали в сфере образования. «Совершенно напрасно преувеличивать или преуменьшать значение роли учителя. Вы знаете, она была, есть и будет. Если какие-то негативные явления были за последние 10−15 лет, это связано с тем, что можно очень быстро, за очень короткое время изменить, оно меняется. Это отношение общественного сознания к роли учителя в обществе. Хочу привести маленький пример. Со времен фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника», уважаемые коллеги, не было снято ни одного фильма, показывающего реальный облик учителя и его роль в обществе», — сказала министр.

«Вы много видели фильмов? Я нет. Не было снято ни одного фильма, не было написано книг, которые бы тронули души не только юного поколения, которому завтра управлять этой страной, но и нашу с вами. Поэтому я думаю, что это большая общественная задача. А что касается наказания, вот я помню малышей, с которыми я училась, можно наказать, я воспитывала и я преподавала как учитель, просто взглядом, что он не прав. И, наверное, мера поощрения и наказания, она всегда есть и будет, только опять же форма ее проявления», — отметила глава Минобрнауки.

Вертикаль власти

Депутат Госдумы Михаил Дегтярёв (ЛДПР) обратил внимание на высказывания некоторых региональных министров образования — фракция фиксирует значительное количество жалоб граждан, которые пишут заявления об отказе от изучения языков коренных в некоторых республиках. «Не кажется ли вам, что нужна вертикаль власти в системе?» — спросил парламентарий.

«Если мы сделаем первый шаг и назначать будем на уровне региона, этот первый шаг будет тоже уже очень позитивным», — ответила Васильева.

Новаторы — педагоги

Васильева считает, что новаторы-педагоги нуждаются в поддержке.

«Это люди, которых, чьи методики нужно изучать, беречь, холить и лелеять. Неслучайно я вас приглашаю, пользуясь случаем, 5 октября у нас будет в Кремлевском дворце подведение итогов «Учитель года» — это крупнейший конкурс, который существует 28 лет и где основная задача, там очень много молодых ребят у нас в этом году, это как раз показание собственных методик», — отметила министр.

Читайте также: Заговор молчания: о чем не скажет О. Васильева в Думе, что Дума не скажет ей