Исследование: за пять лет качество дошкольного образования значительно ухудшилось

Ни один из российских детских садов, принявших участие в исследовании «Детские сады России — 2017», не соответствует оценке «отлично», а количество «двоечников» увеличилось на 10 процентов. К такому выводу пришли авторы исследования, отметив, что в целом  ситуация по детским садам весьма далека от положительной. Менее половины из 8970  участвовавших в опросе учреждений имеют в штате педагога-психолога, на каждый детский сад приходится всего 3,2 педагога со стажем до 5 лет, всего 2,5 процента садов имеют группы круглосуточного пребывания - это только часть «негативных» выводов. Среди «позитивных» исследователи отмечают наличие медицинских сестер в большинстве учреждений.

"детский сад"

Стабильные «троечники» и «двоечники»

Начиная с 2012 года в категорию «отличников» не попадала ни одна дошкольная образовательная организация. Такая же стабильность проявляется и в количестве «троечников»-  из года в год  больше всего учреждений соответствовало оценочной категории «удовлетворительно»: в 21012 году - 96,2 процента, в 2013 - 93,3 процента, в 2014 - 94,9, в 2015 - 97,2, а в 2017 - 89,8 процента от общей выборки, что является минимумом за все время проведения исследований. Данная цифра достигнута за счет увеличения количества детских садов с оценкой «неудовлетворительно».

Процент детских садов, соответствующих диапазону оценки «неудовлетворительно», так же довольно стабилен:  он колеблется в районе 0,5-0,6 процента от общей массы детских садов, участвующих в исследовании.  В 2017 году зафиксирован существенный скачок в количестве детских садов с неудовлетвыорительной оценкой  – их количество составило 10,2 процента от общей выборки.

Количество детских садов, соответствующих оценке «хорошо», за все годы предыдущих исследований стабильно варьировалось в рамках пяти. Но в исследовании 2017 года ни один детский сад не получил оценку «хорошо».

Таким образом, отталкиваясь от увеличения количества дошкольных образовательных организаций с оценкой «неудовлетворительно» на десять процентов, от полного отсутствия детских садов с оценкой «хорошо», можно говорить об ухудшении общего качества дошкольного образования по сравнению с результатами, выявленными в прошлых исследованиях за период с 2012 по 2015 годы.

«Негативные показатели»

Лишь 4410 (49,2 процента) детских садов из 8970 имеют в штате педагога-психолога, что в среднем составляет 0,69 специалиста на один детский сад

На 8970 детских садов приходится всего 28391 специалист со стажем работы от 0 до 5 лет, что составило в среднем 3,2 педагога на каждый детский сад. Эти значение минимальное за все время исследований.

По показателю «наличие архитектурно-планировочных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» - лишь 2837 (31,6 процента) детских садов из 8970 имеют в наличие данные условия.

Замечания со стороны органов Роспотребнадзора по исполнению СанПиН за прошлый год  получили 53,4 процента детских садов, замечания со стороны органов противопожарного надзора - 3755 (41,9 процента).

Привлечение для работы педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (при наличии договора между юридическими лицами): лишь 19,8 процента учреждений практиковали привлечение педагогов из других организаций

Только 29,3 процента детей пользуются бесплатно дополнительными образовательными услугами.

Количество детей, пользующихся дополнительными не образовательными услугами (например, медицинскими), составляет всего 7,4 процента.

Бассейны есть в 12,7 процентах учреждений, «зимние сады» имеют 10 процентов.

Группы круглосуточного пребывания существуют в 2,5 процентов, а группы кратковременного пребывания - 13,4 процентов.

«Позитивные показатели»

98,86 процентов детских садов имеют огороженную территорию для прогулок.

88,6 процентов  применяют компьютеры и электронные средства в образовательной деятельности.

92,3 процента детских садов укомплектованы педагогами с высшим педагогическим образованием.

В подавляющем большинстве учреждений (89,8 процента) сотрудники прошли  курсы повышения своей профессиональной квалификации в 2016 году, что составляет в среднем, 7,2 педагога на детский сад.

В большинстве (75 процентов) детских садов  имеются медицинские сестры.

Учитывая общий объем региональной выборки и итоговую оценку качества, можно утверждать, что самые лучшие были получены такими регионами как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ставропольский край, а также Красноярский край.

Рейтинг представлен Министерством образования и науки РФ, Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня».

Дошкольное образование
Вам будет интересно: