«То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»
«То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»
«То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»

«То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»

Посмотрите, что происходило в финале инженерной Олимпиады НТИ

Татьяна Волошко

5

06.03.2018

Если вы думаете, что на инженерных олимпиадах скучно и уныло, значит, вы никогда не были на финале Олимпиады НТИ, организованной Российской венчурной компанией (РВК). В этом году здесь снова собрались школьники со всей России, и они не только решали сложные инженерные задачи, но и учились раскрывать киберпреступления, зарабатывать деньги и менять своими проектами мир. А в любую свободную минуту хватались за джедайский меч (да!) и делали с ним гифки. Рассказываем и показываем, как это было.

В «Сириусе» всё напоминает футуристическую сказку: интерьер, научные лаборатории и инженерное оборудование. Неспроста видеозона, в которой каждый мог записать обращение ко всему миру, называется «Это фантастика!». Именно тут ученики средних и старших классов разных российских школ решали реальные инженерные технологические задачи, которые обычному человеку (вроде меня) кажутся невыполнимыми.

К примеру, участники направления «Большие данные» должны были написать алгоритм, с помощью которого можно оценить состояние онкобольных и подобрать подходящую терапию. В профиле «Нейротехнологии» разрабатывали систему управления бионическим протезом кисти, а в «Нанотехнологиях» модифицировали бактерии для производства плазмиды — кольцевой молекулы ДНК, чтобы она могла встраиваться в живые клетки и менять их свойства. Финалисты направления «Автономные транспортные системы» должны были придумать сложную логистическую систему, при которой беспилотный корабль, автомобиль и квадрокоптер могли доставить груз в удалённый район.

Корреспондент «Мела» Татьяна Волошко с джедайским мечом

География олимпиады удивляет своим охватом. Ольга Прудковская, один из организаторов олимпиады, рассказывает, что ещё два года назад ничего этого не было. И вот 74 площадки по всей стране. «В регионах, что уж говорить, участники менее искушённые и более благодарные. Например, в далёком Благовещенске одна учительница предложила детям участвовать в олимпиаде. В прошлом году в финал прошло трое, в этом — 11. Что будет в следующем?».

Из 13 000 участников заочных туров в финал прошли 572 школьника. Первая часть финалистов, 360 человек, приехали в «Сириус» в Сочи, где соревновались по девяти направлениям. По остальным восьми профилям соревнования пройдут в марте–апреле в семи регионах России — от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Финалисты Олимпиады НТИ работали в командах, многие из которых сложились на предыдущих этапах. У каждого в ней была своя миссия — делать то, что получается лучше всего. Команда-победитель определялась по простому и понятному принципу: у неё всё работает правильно.

Были и индивидуальные предметные испытания, в которых каждый отвечал сам за себя. Восьмиклассник из Барнаула Даниил Новосёлов (который, кстати, стал победителем) сказал, что это похоже на олимпиаду, которую пишут в школе, только раз в пять сложнее.

В командной работе школьникам разрешали пользоваться интернетом. Создатели олимпиады убеждены, что умение находить нужную информацию — один из главных навыков XXI века. А ещё приветствовались необычные решения. «Нашей команде дали разбалансированную установку. В ней накапливалось много аммиака — и рыбам плохо, и растениям. Мы должны были придумать, как её сбалансировать. Придумали систему повешения, соты отчаяния и перчатную затычку», — рассказывает участница направления «Инженерные биологические системы» из Санкт-Петербурга Трояна Кислер.

Уходить в работу с головой — характерная черта всех инженеров. Поэтому шестиразовое питание, на которое приходилось отвлекаться школьникам, — это не только про еду, но и про необходимость отвлечься. Вечера были чуть спокойнее. Финалисты слушали и проводили лекции в формате TED Talks, общались с учёными, инженерами. Заканчивался день анализом ошибок и достижений.

«То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»

В этом году приехали и наставники — люди, которые помогли участникам пройти первые этапы соревнований. Но здесь они могли только волноваться и болеть за них. «Я даже не буду смотреть финальные испытания, потому что волнуюсь и боюсь передать своё волнение детям», — рассказывает Алексей Черепахин, наставник команды «Пианисты-программисты"из Благовещенска.

В 2015 году он организовал свою студию робототехники и электроники. Сам он вырос в деревне, где даже за паяльником нужно было ехать за 100 км, считает себя самоучкой и признаётся, что завидует участникам олимпиады белой завистью. Его подопечные выбрали направление «Автономные транспортные системы». «То, что здесь ребята делают, сильно опережает школу. Я сам работал в школе учителем физики и информатики. Переломить эту бюрократическую машину даже через поколение будет сложно, — говорит Алексей. — Хуже всего одиннадцатиклассникам. Ведь им поступать. А вузы в большинстве своём ещё не перестроились. Там много теории, и не очень понятно, как она пригодится на практике».

Среди наставников не только учителя и руководители кружков, но и родители. «Я мама одного из детей, которых здесь называют одарёнными. Это спутник, который я запустила на орбиту, и теперь он летит самостоятельно. А я помогаю другим детям и делаю это с огромным удовольствием», — рассказывает Татьяна Карпова, мама и наставник направления «Автономные транспортные системы».

Директор школы наставников Юрий Молодых, рассказывает, что все учителя, которые сюда приехали, продвинутые и иннициативные. «Эти люди учат программировать не на Fortran и Basic, а хотя бы на Python и JavaScript, понимают как устроены какие-то вещи — от робототехники до биотеха. Но многим из них не хватает опыта проектной работы со школьниками. Наша задача — добавить в школы все актуальные тематики, потому что часто люди просто не понимают, как с этим работать, куда можно с этим пойти».

«Реальная картина такова, что здесь настоящее, а за порогом — прошлое»

Многие школьники готовились к олимпиаде самостоятельно. Участник направления «Большие данные» Владислав Марков из Екатеринбурга рассказывает, что задания Олимпиады НТИ никак не связаны с тем, чему учат в школе, и всё приходится изучать самому. С ним соглашается его сокомандник, одиннадцатиклассник Денис Хромов: «Тут совсем другие задачи. Нам нужно было на основе данных больных раком спрогнозировать, сколько осталось жить пациенту. Большие данные сложно анализировать без понимания математики и информатики. Это сложные математические модели, поставленные на рельсы программного языка. Но я не стал бы называть всё происходящее здесь будущим. Реальная картина такова, что здесь настоящее, а за порогом — прошлое. И это грустно».

Организаторы, наставники и школьники много говорили о том, как сильно оторвана Олимпиада НТИ от того, что происходит в школе. И дело не только в условиях для практической работы, которые здесь есть, а в школе нет, но и в формате взаимодействия учителя и ученика.

«Всё, что здесь происходит — другой мир. Тут практика. Каждый день у нас была новая задача. Мы должны были прийти к управлению протезом руки на основе электроэнцефалограммы и электромиограммы. Для этого надо знать биологию, информатику, математику», — говорит победительница Олимпиады НТИ по направлению «Нейротехнологии», восьмиклассница Ольга Бережная.

Иван Рязанов, организатор профиля «Инженерные биологические системы», считает, что самое сложное — это создать ситуацию, в которой дети выйдут за пределы зоны «учитель-ученик». «Этот формат, когда всё, что сказал учитель, верно, и ребёнок должен сделать всё, что он сказал, — надо срочно рубить. Потому что система открытая, способов решения может быть много, более того, мы можем допускать ошибки и даже специально это делаем».

На вопрос, сколько времени должно пройти, прежде чем ситуация изменится, отвечали по-разному, давая оптимистичные и реалистичные прогнозы. Наставник направления «АТС» Алексей Черепахин считает, что прежде чем 8 из 10 школ будут работать в формате Олимпиады НТИ, пройдёт не меньше 15 лет. А куратор наставников Елена Воскрикова считает, что изменения уже происходят: «Проблема сугубо организационная. Да, стандарты и учебники ориентированы на уходящую эпоху. Но вопрос можно решить благодаря наставникам и инициативным людям. У нас нет проблем с интернетом. Можно записать и выложить любые наработки и занятия, которые будут доступны всем учителям страны».

Директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков считает, что правильный путь может подсказать WorldSkills: «Сначала это соревнования, а потом практики, с помощью которых можно формулировать новые образовательные стандарты, которые становятся обязательными. Нужно, чтобы все задания олимпиады, которые сегодня кажутся экстремальными, невозможными, фантастическими, через несколько лет стали бы требованиями к работе детей в каждой школе».

Разочарования и курьёзы

Без разочарований тоже не обходится. Организатор Олимпиады НТИ и президент Ассоциации кружков Алексей Федосеев рассказывает, что серьёзным испытанием для детей становится неспособность сразу решить задачу. Это доводит даже до слёз.

Окончание финального этапа — ещё одно разочарование. Ведь это и расставание, и возвращение в суровую реальность. Связь с ребятами стараются поддерживать весь год, но реальные встречи всё равно заменить невозможно. Кто-то даже заводил «олимпиадные» романы. Курьёзные ситуации, конечно, тоже были. «Помню, один парень победил в „Больших данных“, а после олимпиады решил, что не будет поступать в вуз, а будет создавать базу по анализу данных, — рассказывает Федосеев. — Родители, естественно, просили не валять дурака. А он проявил характер, разругался с ними и специально написал ЕГЭ на 20 баллов».


В финале Олимпиады НТИ выбрали 11 лучших команд и 18 победителей в индивидуальном зачёте. Победителями стали школьники из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Снежинска, Калининграда, Тулы, Благовещенска, Тамбова, Нефтеюганска, Томска и Москвы. Победители и призёры смогут поступить в вузы-организаторы олимпиады без экзаменов или получить дополнительные баллы при поступлении.

Всероссийская инженерная Олимпиада Национальной технологической инициативы (НТИ) организована Российской венчурной компанией (РВК) и Агентством стратегических инициатив (АСИ) в партнёрстве с крупнейшими техническими вузами и компаниями. Старт следующей Олимпиады НТИ 2018/2019 пройдёт в сентябре 2018 года.

Читайте также
Комментарии(5)
«Эти люди учат программировать не на PorTran и Basic, а хотя бы на Python и JavaScript, понимают как устроены какие-то вещи — от работотехники до биотеха.

Исправьте «работотехнику», пожалуйста.
Большое спасибо!
Желаю успехов и продолжений всем, как организаторам, так и участникам.
На Ваsic, если что, в робототехнике не программирует, а программируюи на BascomAvr. Который ничем не уступает Python, Си и т. д.
Показать все комментарии
Больше статей