Ольга Васильева сказала, что шахматы помогают лучше учиться. Это правда?
Ольга Васильева сказала, что шахматы помогают лучше учиться. Это правда?
Ольга Васильева сказала, что шахматы помогают лучше учиться. Это правда?

Ольга Васильева сказала, что шахматы помогают лучше учиться. Это правда?

От редакции

37

15.12.2017

Не так давно министр образования Ольга Васильева сказала, что в начальных классах появится новый обязательный предмет — шахматы. Примерно через два года. По словам министра, «у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%». Так ли это на самом деле — проверяем.

В научном журнале Educational Research Review в 2016 году вышла статья о взаимосвязи шахмат и академических и когнитивных навыков школьников. Точнее не статья, а метаанализ — объединение результатов самых значимых исследований из разных стран на похожие темы. С помощью метаанализа проверяют разные научные гипотезы. Исследования по шахматам проанализировали учёные из Ливерпульского университета (из него, кстати, вышло три Нобелевских лауреата). Цель своего исследования они определили так: оценить эмпирические данные о том, что навыки, приобретённые во время игры в шахматы, влияют на математику, чтение и когнитивные способности ребёнка.

Как проводился метаанализ и какие исследования изучали

Изначально было 64 исследования, в которых изучалось, улучшает ли игра в шахматы способности школьника в математике и чтении. Причём во всех исследованиях оценивалась не успеваемость (то есть не оценки, которые школьники получали до эксперимента и после), а развитие интеллектуальных способностей. Для этого исследователи просили детей пройти специальные тесты. Например, TIMSS (для 4-8 класса, оценивает способности в математике и естествознании) или тест Векслера (для детей от 6 до 16 лет, измеряет уровень интеллекта).

Но из 64 исследований в финальный анализ вошло всего 24. Почему? В одних исследованиях не было достаточно информации для того, чтобы оценить влияние шахмат на развитие интеллекта детей. В других экспериментах не было контрольной группы, в третьих дети были из разных классов, а в четвёртых шахматы изучали вместе с другими занятиями и сложно было определить, что именно повлияло на способности школьников. Оставшиеся 24 исследования проводились с 1976 по 2015 годы. В общей сложности в исследовании участвовал 5221 ребёнок разного школьного и даже дошкольного возраста.


И что в итоге — шахматы хоть немного улучшают успеваемость?

Учёные из Ливерпульского университета проанализировали эти исследования (формулы с расчётами можно посмотреть на странице метаанализа). Оказалось, что ни один из экспериментов за почти 40 лет не доказал какую-либо серьёзную связь между занятиями шахматами и развитием навыков в математике или чтении. Исследователи называют полученные результаты скромными, которые нужно дополнительно проверять. Но, по их мнению, даже слабая взаимосвязь — это скорее эффект плацебо. К тому же результаты метаанализа говорят о том, что шахматы ничуть не лучше развивают способности детей, чем другие образовательные занятия.

Общий вывод учёных Ливерпульского университета можно сформулировать так: учёба должна быть как можно ближе связана с теми навыками, которые нужно развивать школьникам. Другими словами, если вы хотите, чтобы ребёнок начал лучше разбираться в математике, с ним нужно заниматься математикой, а не шахматами.


А о каком исследовании говорила Ольга Васильева?

В пресс-службе министерства образования нам ответили, что исследование, на которое ссылалась Ольга Васильева, проводилось при участии директора представительства ФИДЕ в России Берика Балгабаева. А он, в свою очередь, сказал, что это исследование проводило министерство образования республики Калмыкии.

Долгое время главой Калмыкии был Кирсан Илюмжинов — президент Международной шахматной федерации. В 1993 году он подписал указ, по которому шахматы добавили в школьную программу — факультативным предметом. В 2017 году Илюмжинов, как и Ольга Васильева, говорил, что после того, как шахматы появились в школьной программе, успеваемость учеников повысилась на 40%. Но связаться с авторами и узнать подробности калмыцкого исследования, на который они ссылаются, нам к сожалению, не удалось.

Читайте также
Комментарии(37)
Не вредит — в этом нет сомнения. Попытки взять что-то из арсенала прошлой эпохи — это знакомо, когда нет знаний о современных методиках. А научные исследования мне напомнили анекдот про ноги таракана (http://4plus5.ru/18_20.htm).
вредит, т. к. в неделе фиксированное число учебных часов. Вводить в виде факультатива для желающих — это было бы хорошо
К Шахматам однозначно надо повышать интерес среди молодого поколения. Но не только к ним — ГО, Реверси. + вводить и объяснять параллели между теми же шахматами и HearthStone или Гвинт. Т.е. не отрываться от современных игр и современного контекста. Как обязательный предмет — все же не стоит. Некоторым он может быть не нужен.
Поддержу. Редко кто сейчас знает, что такое игра Го. Очень полезно и для школьников, и для студентов.
откуда 40%? так наверное в калмыкии те, кто учился на 4-5, стали получать 6-7
Показать все комментарии
Больше статей