20 апреля 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Почем в России будет «вышка»?

Новый министр образования РФ Дмитрий Ливанов привлек внимание неоднозначными заявлениями: он предложил резко сократить количество бюджетных мест в вузах. Мнения научного сообщества разделились: одни видят в идее благо, другие — чуть ли не измену родине.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Фото: mil.ru

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Фото: mil.ru

Дмитрий Ливанов не успел вступить в должность министра образования и науки РФ, как в СМИ распространились его заявления, сделанные днем ранее. Господин Ливанов полагает, что в стране нужно сокращать не число вузов, а количество студентов, обучающихся бесплатно. Он считает возможным уменьшить количество бюджетных мест в два раза. Таким образом, Ливанов фактически продолжает политику предыдущего министра Андрея Фурсенко, который теперь занимается вопросами научных фондов и грантов в администрации президента. Новый глава минобрнауки уверен, что гражданам России станет, например, проще пользоваться образовательными кредитами, когда «вышка» серьезно подорожает: кредиты будут гасить будущие работодатели, и механизмы по привлечению на предприятия ценных кадров появятся сами собой.

Деньги на бюджетников могут «потеряться»

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает подобные упования «утопией», однако в целом заявления Ливанова эксперта не удивили.

«Еще будучи замминистра образования в 2005-2007 годах, он был активным сторонником сокращения размера бюджетного финансирования на высшее профессиональное образование», - добавляет Комков. Ливанов, по его словам, имеет непосредственное отношение к Высшей школе экономики, где «работает целая бригада американских советников Всемирного банка, и это именно они считают, что бюджетное высшее образование в России надо постепенно сокращать».

«Это не его собственная идея, и направлена вся эта деятельность на то, чтобы потихоньку приблизить Россию к уровню стран третьего мира. Сейчас в Европе на финансирование образования тратят 7-8% ВВП, а у нас около 3,5%, как в Кении или Мозамбике», - говорит Сергей Комков.

В Финляндии стоимость высшего образования для всего населения заранее заложена в счет налогов. Япония и Южная Корея перешли на стопроцентное его финансирование из бюджета, кроме того, в Стране восходящего солнца с 2010 года высшее образование стало обязательным для всех граждан.

«Конечно, за образование надо платить. Но кто и в каком объеме? Все ведущие страны мира пришли к выводу, что платить должен не сам гражданин — в этом случае трудно прогнозировать дальнейшее развитие государства. Государство должно само платить и определять необходимое количество специалистов по нужным направлениям», - заключает эксперт.

Впрочем, есть в идее Дмитрия Ливанова и здравое зерно, считает Комков: министр предлагает, сократив количество бюджетных мест, одновременно повысить финансирование каждого из них с 60 до 200-250 тысяч рублей. «Против этого никто не возражает, но вся беда заключается в том, что, как это у нас всегда бывало в России, места бюджетные сократят, а денег так никто и не добавит. У нас уже сейчас те деньги, которые по закону выделяются, не доходят до вузов и «теряются» где-то по дороге», - рассказывает президент ВФО.

«Советский дефицит» на образование

«В высшем образовании должна быть установлена планка, которая стимулирует абитуриентов к качественной учебе в институте», - такого мнения придерживается ректор Санкт- Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и зампредседателя городского Совета ректоров Александр Запесоцкий. Он считает, что в России давно пора создать дефицит высшего образования.

Такой дефицит в образовательной сфере следует создать искусственно, в России же количество бюджетных мест в вузах, говорит Запесоцкий, в последние годы стало сравнимо с количеством школьников выпускных классов, а это совсем никуда не годится. «Мало того, что каждый желающий может поступить в вуз в независимости от уровня школьной подготовки, так еще дети могут позволить себе еще и не напрягаться», - добавляет ректор.

Несколько лет назад проводились опросы петербургских старшеклассников, которые показали, что у них исчезает мотивация к обучению ввиду его доступности. «Принципиальный, пусть небольшой, дефицит стимулирует детей на борьбу. Я был сторонником сокращения не только бюджетных, а мест в вузах в целом», - заявляет Александр Запесоцкий. Университеты могли бы заняться «самоограничением» и перестать демпинговать, привлекая самых серых троечников: ведь от количества студентов, разумеется, зависит госфинансирование.

«Сегодня цены на платное обучение в Петербурге и Москве искусственно занижены. Образование должно быть, с одной стороны, доступным, а с другой — не слишком дешевым», - объясняет Запесоцкий. Если в России бессмысленно поднимать цены до американского уровня в 30-40 тыс. долларов, то тысяч 5-7 от родителей вполне можно потребовать, чтобы их дети не «чувствовали халяву» и отправлялись на подработку каждое лето, считает ректор.

Профессии нужные и не очень

Дмитрий Ливанов не ограничился заявлениями о сокращении бюджетных мест, он также отметил, по каким именно направлениям их надо сокращать. По мнению министра, в России, например, инженеров «надо не так уж и много», при этом мест в вузах в три раза больше, чем было раньше.

«Это граничит с элементом государственного преступления. Везде сообщается, что Россия должна развивать наукоемкие сферы, а если мы будем сокращать подготовку инженерных кадров, через 10-15 лет у нас некому будет работать непосредственно на производстве», - возмущается Сергей Комков. Он добавляет, что сегодня в России ни одно ведомство толком не занимается прогнозированием дальнейшего развития страны, а это должно быть прямой обязанностью минэкономразвития и минобразования. Вместе им следует определять экономические и производственные задачи, количество и направления обучения специалистов, которых необходимо подготовить в ближайшие двадцать лет.

Член-корреспондент Российской академии образования Олег Лебедев также полагает, что высшее образование должно быть ориентировано на запросы рынка, а не абитуриентов, потому что иначе ожидания и надежды последних никогда не оправдаются. «У них должны быть реальные шансы для трудоустройства. Кроме того, высшее образование должно оставаться доступным, но для тех, кто подготовлен хорошо, а также необходима территориальная доступность. Вряд ли имеет смысл и дальше ориентировать жителей всех регионов страны на то, что учиться стоит только в Питере или Москве», - говорит Лебедев.

Сеть университетов, по его мнению, должна быть широкой, но количество обучающихся — ни в коем случае «не стремящимся к бесконечности». Лебедев считает ЕГЭ неплохим средством отбора, хоть и нуждающимся в усовершенствовании. Кстати, Дмитрий Ливанов тоже уверил россиян, что единый госэкзамен никуда не уходит, а проходной балл с каждым годом будет только повышаться. По словам министра можно также понять, что у школьников вскоре может не оказаться и возможности поступить в вуз по результатам олимпиад, так как их объективность слишком трудно проверить.

Карина Саввина

Фурсенко: Я никогда не говорил о сокращении бюджетных мест как о самоцели

Новый глава Минобрнауки предложил сократить число студентов-бюджетников

Путин предлагает поднять стипендии до 5 тысяч рублей

Нургалиев, Голикова и Фурсенко покинули правительство

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх