Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

В избранных: 4

Поделиться:

Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом, он был основан в 1969 году, и принял своих первых посетителей только в сентябре 1980 года.
Мы с дочерью посетили его в рабочий день, народу было немного. Утро было пасмурным, но затем погода разыгралась, и весь день был солнечным. Практически во все домики можно заглянуть и приобщиться к бытности, так сказать.
Церковь Преображения. Северное Прикамье. Дата постройки: 1702 г. Перевезена из села Янидор Чердынского района Пермской области. "Ени-дор" по коми-пермяцки означает "божий дар", "божье место". По типу принадлежит к клетским храмам: то есть в основе конструкции лежит клеть (простой четырёхугольный сруб). Три части церкви трапезная, храмовая, и алтарная располагаются на одной оси (так называемая постройка "кораблём". Вся постройка поднята на высокий подклет. Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой единственное в своём роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры. Интересен интерьер церкви. Богато украшенный портал ведёт из трапезной в храмовую часть. Сохранились пристенные скамьи с резьбой.

Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом, он был основан в 1969 году,  и принял своих первых посетителей только в сентябре 1980 года. 
Мы с дочерью посетили  его в рабочий день, народу было немного. Утро было пасмурным, но затем погода разыгралась, и весь день был солнечным. Практически во все домики можно заглянуть и приобщиться к бытности, так сказать.
  Церковь Преображения. Северное Прикамье. Дата постройки: 1702 г. Перевезена из села Янидор Чердынского района Пермской области. "Ени-дор" по коми-пермяцки означает "божий дар", "божье место". По типу принадлежит к клетским храмам: то есть в основе конструкции лежит клеть (простой четырёхугольный сруб). Три части церкви трапезная, храмовая, и алтарная располагаются на одной оси (так называемая постройка "кораблём". Вся постройка поднята на высокий подклет. Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой единственное в своём роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры. Интересен интерьер церкви. Богато украшенный портал ведёт из трапезной в храмовую часть. Сохранились пристенные скамьи с резьбой. (фото 1)

Крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги.

Крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги. (фото 2)

Поднимаемся выше. Виды с музейного холма открываются просто потрясающие!

Поднимаемся выше. Виды с музейного холма открываются просто потрясающие! (фото 3)

Уральские горы...

Уральские горы... (фото 4)

Поближе.

Поближе. (фото 5)

Красота неописуемая!

Красота неописуемая! (фото 6)

Поле широкое, небо голубое...

Поле широкое, небо голубое... (фото 7)

Старички – хранители старины глубокой.

Старички – хранители старины глубокой. (фото 8)

Колокольня. Южное прикамье. Дата постройки: 1781 г. Перевезена из села Сыра Суксунского района Пермской области. Построена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью (не сохранилась). В ансамбль входила также построенная в 1911 г. каменная церковь. Колокольня представляет собой восьмерик от земли, рубленный способом "в лапу". Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролётами арками, обрамлёнными резными полицами. Венчает постройку большой островерхий шатёр. Приём этот в русском деревянном культовом зодчестве известен ещё с 14 -15 вв. Барабан и луковичная главка шатра крыты деревянной черепицей осиновым лемехом. Общая высота 30 метров.

Колокольня.  Южное прикамье. Дата постройки: 1781 г. Перевезена из села Сыра Суксунского района Пермской области. Построена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью (не сохранилась). В ансамбль входила также построенная в 1911 г. каменная церковь. Колокольня представляет собой восьмерик от земли, рубленный способом "в лапу". Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролётами арками, обрамлёнными резными полицами. Венчает постройку большой островерхий шатёр. Приём этот в русском деревянном культовом зодчестве известен ещё с 14 -15 вв. Барабан и луковичная главка шатра крыты деревянной черепицей осиновым лемехом. Общая высота 30 метров. (фото 9)

Богородицкая церковь. Южное прикамье. Дата постройки: 1694 г. Перевезена из села Тохтарево Суксунского района Пермской области.
Принадлежит к древнейшему типу клетских храмов на высоком подклете. Построена "кораблём": на одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. Церковь состоит как бы из 2-х этажей. Нижний подклет - предназначался для хранения церковного имущества. На втором этаже проходила служба.
Элементами, украшающими церковь, являются причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придаёт крыльцо, поставленное на отдельный сруб.
Интерьер церкви не сохранился, за исключением подлинного алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.
Богородицкая церковь самая старшая постройка в музее, она была рублена ещё при Петре 1. Существует легенда о постройке церкви: её поставили в том месте, куда по реке приплыла икона Богородицы.

Богородицкая церковь. Южное прикамье. Дата постройки: 1694 г. Перевезена из села Тохтарево Суксунского района Пермской области.
Принадлежит к древнейшему типу клетских храмов на высоком подклете. Построена "кораблём": на одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. Церковь состоит как бы из 2-х этажей.  Нижний подклет - предназначался для хранения церковного имущества. На втором этаже проходила служба. 
Элементами, украшающими церковь, являются причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придаёт крыльцо, поставленное на отдельный сруб.
Интерьер церкви не сохранился, за исключением подлинного алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.
Богородицкая церковь самая старшая постройка в музее, она была рублена ещё при Петре 1. Существует легенда о постройке церкви: её поставили в том месте, куда по реке приплыла икона Богородицы. (фото 10)

Моя дочь Юлия.

Моя дочь Юлия. (фото 11)

Цветочки полевые.

Цветочки полевые. (фото 12)

Идём дальше.

Идём дальше. (фото 13)

Изба усадьба Игошева д. Грибаны Уинского района вторая половина 19 века. Жилые здания построены с учётом всех поверий и примет, и при этом в каждой избе есть красный угол. Крестьяне отмечали и церковные праздники (Благовещение, Рождество, Пасху), и посты соблюдали, и в то же время со всей широтой русской души гуляли на языческой Масленице.

Изба усадьба Игошева д. Грибаны Уинского района вторая половина 19 века. Жилые здания построены с учётом всех поверий и примет, и при этом в каждой избе есть красный угол. Крестьяне отмечали и церковные праздники (Благовещение, Рождество, Пасху), и посты соблюдали, и в то же время со всей широтой русской души гуляли на языческой Масленице. (фото 14)

Повсюду растёт люпин.

Повсюду растёт люпин. (фото 15)

Дедок с монетками в трещинках, ну и мы не прошли мимо, и тоже воткнули денежку.

Дедок с монетками в  трещинках, ну и мы не прошли мимо, и тоже воткнули денежку. (фото 16)

Сельское пожарное депо. Дата постройки: первая треть 20 века. Перевезено из с. Скобелевка Пермского района Пермской области.
К основной части пожарки примыкают служебные помещения: конюшни, комната для дежурных. Над двухскатной тесовой кровлей стропильной конструкции возвышается наблюдательная вышка с пожарным колоколом.
Высота постройки 13 м.

Сельское пожарное депо. Дата постройки: первая треть 20 века. Перевезено из с. Скобелевка Пермского района Пермской области. 
К основной части пожарки примыкают служебные помещения: конюшни, комната для дежурных. Над двухскатной тесовой кровлей стропильной конструкции возвышается наблюдательная вышка с пожарным колоколом. 
Высота постройки 13 м. (фото 17)

В восстановленном интерьере представлен типичный для конца 19 - начала 20 вв. пожарный обоз: телеги и сани с установленными на них ручными насосами (фирмы "Сонин Пермь"), двуколки с бочками для воды. Показаны также другие средства пожаротушения: багры, ломы, топоры, вёдра, лестница. На стенах развешена конская упряжь.
Крестьянство несло от пожаров большие убытки, и борьба с ними была насущной необходимостью. В 1906 г. такая сельская пожарная дружина была организована в селе Скобелевка, она состояла из 23 человек.

В восстановленном интерьере представлен типичный для конца 19 - начала 20 вв. пожарный обоз: телеги и сани с установленными на них ручными насосами (фирмы "Сонин Пермь"), двуколки с бочками для воды. Показаны также другие средства пожаротушения: багры, ломы, топоры, вёдра, лестница. На стенах развешена конская упряжь.
Крестьянство несло от пожаров большие убытки, и борьба с ними была насущной необходимостью. В 1906 г. такая сельская пожарная дружина была организована в селе Скобелевка, она состояла из 23 человек. (фото 18)

От пожарного депо тропка ведёт вниз, мы и сами не заметили, как оказались в тайге.
Охотник.

От пожарного депо тропка ведёт вниз, мы и сами не заметили, как оказались  в тайге.
Охотник.
 (фото 19)

Охотничий ночлег с навесом.

Охотничий ночлег с навесом. (фото 20)

Охотничий лабаз для пушнины на ножке - защита от зверей. Похож на избушку на курьей ножке.

Охотничий лабаз для пушнины на ножке - защита от зверей. Похож на избушку на курьей ножке. (фото 21)

Туристы из Ирака.

Туристы из Ирака. (фото 22)

Охотничья избушка.

Охотничья избушка. (фото 23)

Рассолоподъёмная башня.
Пермскую соль добывали в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти.

Рассолоподъёмная башня. 
Пермскую соль добывали в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. (фото 24)

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан ещё в начале 15-го века, а с 16-го века пермская соль, или "пермянка" становится известной во многих районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск, Пыскор, Дедюхин, Пенза, Усолье.
Соляная варница, Усть - Боровской солеварный завод, г. Соликамск 80-е годы 19-го века. Предназначалась для выпаривания соляного рассола. Варница представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырёхскатной крышей с деревянной вытяжной трубой.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан ещё в начале 15-го века, а с 16-го века пермская соль, или "пермянка"  становится известной во многих районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск, Пыскор, Дедюхин, Пенза, Усолье.
Соляная варница, Усть - Боровской  солеварный завод, г. Соликамск 80-е годы 19-го века. Предназначалась для выпаривания соляного рассола. Варница представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырёхскатной крышей с деревянной вытяжной трубой. (фото 25)

Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали металлическую сковороду /чрен, цирен/ площадью более 100 кв.м. Для сушки вываренной соли над циреном устроены полати. Это была адская работа - температура в варницах достигала 80 градусов, при 100%-й влажности.

Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали металлическую сковороду /чрен, цирен/ площадью более 100 кв.м. Для сушки вываренной соли над циреном устроены полати. Это была адская работа - температура в варницах достигала 80 градусов, при 100%-й влажности. (фото 26)

Топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров.

Топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров. (фото 27)

Соляной ларь (Усть - Боровской солеваренный завод ( г. Соликамск) 1880-е годы), то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок.
Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Соляной ларь (Усть - Боровской солеваренный завод ( г. Соликамск) 1880-е годы), то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок.
Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева. (фото 28)

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице. Соленос - работа адская: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.
Соль от пота оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. Отсюда и шутка "пермяк - солёные уши"
Это я коренная пермячка – солёны уши.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице. Соленос - работа  адская: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.
Соль от пота оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. Отсюда   и шутка "пермяк -  солёные уши"
Это я коренная пермячка – солёны уши. (фото 29)

Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на живописный пейзаж редкой красоты. Просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива, еловый лес чередуется с березовыми рощицами.

Хохловка  удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид  на живописный пейзаж редкой красоты.  Просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива, еловый лес чередуется с березовыми рощицами. (фото 30)

Ветряная мельница, д. Шихири Очёрского района середина 20 века.

Ветряная мельница, д. Шихири Очёрского района середина 20 века. (фото 31)

Общественный зерновой амбар с. Хохловка 1906г.

Общественный зерновой амбар с. Хохловка 1906г. (фото 32)

Северные олени .
Манси (один из коренных народов, проживающих в Прикамье) занималась охотой на оленей, разводили их в качестве домашних животных, отдельные семьи вели кочевое оленеводство.
Я живу в Ханты - Мансийском округе, в нашей местности оленей вывели ещё лет 15 назад.
Северные олени постоянно не обитают на территории Пермского края, а лишь переодически заходят в северные районы региона - Красновишерский и Гайнский.
Среда обитания - полярные острова, тундра, равнинная и горная тайга.
Кормятся в зимнее время лишайниками (ягелем), ветками, почками деревьев и кустарников. Летом - листьями, побегами, ягодами и грибами.

Северные олени .
Манси (один из коренных народов, проживающих в Прикамье) занималась охотой на оленей, разводили их в качестве домашних животных, отдельные семьи вели кочевое оленеводство.
Я живу в Ханты - Мансийском округе, в нашей местности оленей вывели ещё лет 15 назад.
Северные олени постоянно не обитают на территории Пермского края, а лишь переодически заходят  в северные районы региона - Красновишерский и Гайнский.
Среда обитания - полярные острова, тундра, равнинная и горная тайга. 
Кормятся в зимнее время лишайниками (ягелем), ветками, почками деревьев и кустарников. Летом - листьями, побегами, ягодами и грибами.  (фото 33)

К оленям у древних коми-пермяков всегда было особое отношение. Чаще всего их приносили в жертву. Мясо ели, считая его божественным, и сами приобщались к божеству. Был даже такой обычай: к жертвенному месту приводили двух оленей, но для убоя можно было брать только одного, а другого отпускали в лес, чтобы обеспечить единение со всем живым. Так что можно сказать, что олени на территории Пармы считались священными животными.

К оленям у древних коми-пермяков всегда было особое отношение. Чаще всего их приносили в жертву. Мясо ели, считая его божественным, и сами приобщались к божеству. Был даже такой обычай: к жертвенному месту приводили двух оленей, но для убоя можно было брать только одного, а другого отпускали в лес, чтобы обеспечить единение со всем живым. Так что можно сказать, что олени на территории Пармы считались священными животными. (фото 34)

Усадьба русского крестьянина. Северное Прикамье. Дата постройки: начало 20 века, перевезена из д. Большая Гадья Чердынского района Пермской области. Представляет собой традиционное трёхкамерное жилище (изба-сени-изба). К избе примыкает крытый хозяйственный двор. В нижней части хозяйственного двора расположены хлева для скота, в верхней части сеновал (поветь). С улицы на сеновал ведёт тележный въезд. Обе половины избы жилые, с одинаковой планировкой, в каждой из них русская печь.

Усадьба русского крестьянина. Северное Прикамье. Дата постройки: начало 20 века, перевезена из д. Большая Гадья Чердынского района Пермской области. Представляет собой традиционное трёхкамерное жилище (изба-сени-изба). К избе примыкает крытый хозяйственный двор. В нижней части хозяйственного двора расположены хлева для скота, в верхней части сеновал (поветь). С улицы на сеновал ведёт тележный въезд. Обе половины избы жилые, с одинаковой планировкой, в каждой из них русская печь. (фото 35)

Особенностью интерьера является наличие домовой росписи в правой избе, характерной именно для этого региона Прикамья. С середины 19 века в домах состоятельных хозяев подобной росписью украшали самые видные места интерьера.

Особенностью интерьера является наличие домовой росписи в правой избе, характерной именно для этого региона Прикамья. С середины 19 века в домах состоятельных хозяев подобной росписью украшали самые видные места интерьера. (фото 36)

Ярмо, лыжи, капкан, сапоги.

Ярмо, лыжи, капкан, сапоги. (фото 37)

Кухонная посуда.

Кухонная посуда. (фото 38)

В избе ¬ люлька или, как она тогда называлась, зыбка. Крепится на толстой ветке. Если семья молодая, ветку крепят гладкую, без сучков и шероховатостей. Считалось, что по такой ветке душа ребёнка беспрепятственно скатывается в люльку, и в семье рождается наследник. Если же детей в семье уже десять¬-двенадцать, ветку оставляли почти необработанной в надежде, что в зыбку больше никто не «скатится».

В избе ¬ люлька или, как она тогда называлась, зыбка. Крепится на толстой ветке. Если семья молодая, ветку крепят гладкую, без сучков и шероховатостей. Считалось, что по такой ветке душа ребёнка беспрепятственно скатывается в люльку, и в семье рождается наследник. Если же детей в семье уже десять¬-двенадцать, ветку оставляли почти необработанной в надежде, что в зыбку больше никто не «скатится». (фото 39)

Усадьба крестьянина д. Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) построена в конце 19 века. Она состоит из двухэтажного дома рубленного в обло и крытого двора с хозяйственными постройками. В дальнейшем усадьба перешла по наследству к сыну Николая Михайловича - Василию Николаевичу Баяндину (1900-1980), а потом к его дочерям. В 2002- 2006 гг. усадьба была реконструирована в АЭМ "Хохловка".
На первом этаже дома были расположены тёплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна, торговая лавка. На втором этаже- два жилых помещения с "голландской" и русской печами и клеть. Во дворе размещались конюшня, хлев, сеновал стояли телега и сани. На огороде в отдельной избушке находилась синильная мастерская.
Помимо занятия земледелием, хозяин дома владел ремеслом синильщика и по заказу окрестных крестьян окрашивал (синил) домотканые холсты.

Усадьба крестьянина д. Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) построена в конце 19 века. Она состоит из двухэтажного дома рубленного в обло и крытого двора с хозяйственными постройками. В дальнейшем усадьба перешла по наследству к сыну Николая Михайловича - Василию Николаевичу Баяндину (1900-1980), а потом к его дочерям. В 2002- 2006 гг. усадьба была реконструирована в АЭМ "Хохловка".
На первом этаже дома были расположены тёплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна, торговая лавка. На втором этаже- два жилых помещения с "голландской" и русской печами и клеть. Во дворе размещались конюшня, хлев, сеновал стояли телега и сани. На огороде в отдельной избушке находилась синильная мастерская.
Помимо занятия земледелием, хозяин дома владел ремеслом синильщика и по заказу окрестных крестьян окрашивал (синил) домотканые холсты. (фото 40)

Ещё одним дополнительным источником дохода служила лавка. В ней можно было приобрести городскую мануфактуру (разнообразные ситцы и т.д.), сладости (леденцы, конфеты, пряники), инструменты и орудия труда (пилы, топоры, гвозди, серпы, косы), керосин, спички и прочее.

Ещё одним дополнительным источником дохода служила лавка. В ней можно было приобрести городскую мануфактуру (разнообразные ситцы и т.д.), сладости (леденцы, конфеты, пряники), инструменты и орудия труда (пилы, топоры, гвозди, серпы, косы), керосин, спички и прочее. (фото 41)
 
Экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Хохловка» (фото 42)

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы.

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы. (фото 43)

Фото на память.

Фото на память. (фото 44)
 
Экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Хохловка» (фото 45)

Мы испытали ощущение покоя и умиротворённости. Время здесь как будто остановилось, и мы окунулись в чарующую атмосферу русской деревни конца 17  начала 20 веков. Тем, кто будет в гостях в Перми, да и не только, очень советую не пропустить.

Марина Курбатова

Приветствую земляков! С удовольствием снова посмотрела на Хохловку. Мы несколько лет назад туда ездили, когда проходил международный фестиваль Камва.

Н.И.тка

А Вам, Марина, спасибо, что заглянулиблагодарю, рада была поделиться! 

Ирина 007

приветИнтересный фоторепортаж!бравоулыбаюсь

Н.И.тка

Спасибо Ирина! благодарю Главный секрет в гармонии зодчества и природы.

Татьяна63

Как интересно прогулялась с вами!благодарюцветы.Несколько лет назад были в Верхней Синячихе под Алапаевском, там тоже музей под открытым небом!

Н.И.тка

Вам спасибо, Татьяна, что нашли время  заглянуть ко мне и за похвалу! цветы

Резяпова Юлия

Очень интересно, такой фоторепортаж богатый, как будто сама там побывала, столько информации интересной, а какое все старинное!!!Так и веет тишиной, спокойствием, умиротворением!!! Спасибо большое!!!цветы

Н.И.тка

Спасибо Юлия за оценку!  Кстати, о стоимости соли: в средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы. Например, разные сборы уплачивались не только хлебом, яйцами, курами, поросятами, но также и солью. Её рассматривали как «белое золото» – стратегический запас страны.                                                                                    

Резяпова Юлия

удивляюсь Вот тебе и бела смерть!!!думаю

Н.И.тка

В кинокомедии " Любовь и голуби" Людмила Гурченко говорила улыбаюсьсоль - яд, сахар - белый ядумираю от смеха, хлеб вообще смертельный яд... хихикаетМихайлов в ответ: я б , говорит,  сейчас хлебушком отравился...смеюсь

Надюшка11

Как интересно! Спасибо, что поделились с нами уральскими красотами и историей!

Н.И.тка

Спасибо, Надежда,  что посмотрела, оценила, рада тебя видеть! 

Лида Васильевна

Наташа, большое спасибо за фотоэкскурсию! Я с удовольствием походила с вами по музею!! Приобщилась к пермской культуре. 

Н.И.тка

Спасибо, Лида!!! благодарюЯ за всё благодарю талантливых мастериц СМ!  Здесь такой кладезь идей! 

Tata FykSiN

Чудесная экскурсия!

Н.И.тка

 Я очень рада, что была возможность побывать там  и прикоснуться  к истории нашего края. Сама пересматриваю с удовольствием! Хотелось бы съездить, и посмотреть другие удивительные места. Спасибо Татьяна, благодарюзаходите в гости!жму руку

snadezda

Спасибо,  очень интересный фоторепортаж!

Н.И.тка

И, Вам, спасибо за комментарий!цветы