Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВНЕ КАНОНА


Горюнова Валентина

Образовательный эффект улыбки

Почему мы так редко шутим на уроках?

Детский смех – одно из самых естественных явлений на свете. Как летняя радуга после грозы. Только в школе он звучит не часто. На уроках тем более. Стоит захихикать какому-нибудь весельчаку, преподаватель сразу поинтересуется: «По-твоему, это смешно? Что тут смешного?» И так серьезно спросит, что ученик даже сам удивится: в самом деле – не смешно. Скорее неловко и немного страшно. Почему в школе все так неулыбчиво? И можно ли найти в образовательном процессе время для всевозможных шуточек? Разумеется, без ущерба для образовательного процесса. 

Что мешает?

Главная причина повышенной серьезности учителей – страх потерять контроль над ситуацией. Веселье имеет свойство длиться, нарастать. Попробуй остановить эту лавину.
Учителю страшно потерять контроль не только над уровнем шума, но и над уровнем отношений. Развеселившись, дети порой «переступают черту», забывают об установившейся иерархии отношений, нормах поведения.
Педагог боится, что не сможет адекватно среагировать, если в его присутствии ученики вдруг поведут себя слишком вольно, слишком естественно, забыв, что рядом преподаватель, а не просто смеющийся человек.
Есть и более мелкие тревоги: страх потерять зря время, чего-то важного не успеть.

И зачем тогда все это?

Шутка – это не только приятная пауза.
Шутка – важный элемент коммуникации. Шутить в одиночестве невозможно. Ты смеешься над словами, поступками другого человека, сам придумываешь что-то в надежде на ответный смех.
Шутка – всегда провокация, испытание границ, проверка понимания непривычного, готовности к неожиданному и уважения к другому. Ребенок, наблюдая за поведением и реакцией собеседников, пробуя, ошибаясь, постепенно осваивает нормы культурного диалога, примеряет разные роли и обретает собственный стиль общения. Ему хочется быть собой и оставаться уместным, принятым в сообществе. Постепенно коллекция анекдотов структурируется: для друзей, на перемене – свои истории. В классе, в присутствии учителя – совсем другие.
Такое сложное умение – шутить – дается только регулярной практикой. Когда ее нет, в сознании ребенка возникает катастрофический разрыв: между свободой общения вне урока и строгим официозом – на занятиях. Так недолго разучиться работать с улыбкой и не научиться шутить без пошлости и оскорблений.
К вопросу о практике. Под юмором на уроке мы привыкли понимать шутки учителя. Однако если не только он может позволить себе вольности, но и ученик – это самый надежный показатель установившегося между ними доверия и взаимопонимания.
Более того, раз ребенок уместно пошутил на уроке – он точно в курсе событий.
Юмор – всегда десакрализация, знак равенства, принятия. Это относится и к учителю, который перестает быть чужим, чуждым. Это относится и к наукам, учебному материалу. То, над чем мы посмеялись, уже кажется посильным, почти понятным.

Практическая польза

Все хорошо понимают, что смешное легче запоминается, срабатывает эмоциональная, образная память. Комичная пластика увесистого учителя биологии, с энтузиазмом изображающего пчелиную матку, и класс на всю жизнь запомнит, как организована жизнь в ульях. А еще у ребят останется ощущение того, какое это веселое занятие – изучать насекомых, вообще биологию.
Юмор необходим и как средство создания комфортной психологической атмо­сферы. Как возможность снять напряжение – до или после контрольной, при первом знакомстве.
Если подросток, готовясь выйти к доске, разыгрывает минутную пантомиму: трясущиеся колени, дрожащие руки, нервное одергивание воротничка – подыграйте. Не нужно напоминать, как мало у нас времени. И многие еще не успели выступить... Ученик выбрал не худший способ справляться со смущением (настоящим страхом), не показывая виду, что нервничает, заодно завоевывать симпатии аудитории.
Юмор незаменим в ситуации конфликта, особенно когда кто-то уже готов кричать и хлопать дверью. Шутка если и не предотвратит трагический жест, по крайней мере значительно ослабит разрушительный эффект.
Ученик сдает домашнюю работу. Задачка про воду, втекающую и вытекающую из бассейна, решена правильно. Но тетрадь мятая, вся в пятнах. Учитель уже набрал воздуха в легкие, чтобы прочитать лекцию о том, что важно быть аккуратным, что вручать подобные отвратительного вида бумажки педагогу – значит не уважать ни себя, ни его… К счастью, не успевает. Предусмотрительный ребенок мгновенно принимается объяснять: это он сначала не так посчитал, вода через края бассейна перелилась – налицо следы потопа. Педагог с улыбкой принимает версию. Советует на будущее держать под рукой надувной круг – чтобы не утонуть в волнах.
Это не значит, что ученику разрешили сдавать грязные тетради. Ничего подобного. Отношение педагога предельно ясно. На самом деле и сожаление ребенка очевидно. Просто не хотелось ему чересчур откровенно извиняться. «Простите, я больше не буду» – какой-то детский сад. Отшутиться – это по-взрослому. И с полным доверием к собеседнику. Не обсуждать же двум умным людям засунутые кое-как в рюкзак бутерброды. Только вода в бассейне и способы решения уравнений.
Есть дети, которые регулярно опаздывают на первый урок. Учитель то ругается, то делает вид, что ничего не заметил (сколько можно – за одно и то же!). Вдруг в одно хмурое утро педагог встречает соню торжественно, с почтением, как долгожданного гостя. Помните, как сыграл аналогичный эпизод Гердт в «Розыгрыше»? Класс смеется. Смущенный, растерявшийся ребенок усаживается на место. Завтра он точно постарается войти в кабинет пораньше.
У такого юмористического метода поддержания дисциплины есть ряд ограничений. Прежде всего важно удержать грань между шуткой и насмешкой. Если ученик опоздал из-за каких-то сложных домашних обстоятельств, если он слишком застенчив, раним – попав в смешное положение, он почувствует себя оскорбленным, униженным. Это не поможет ему стать пунктуальным.
Одну и ту же шутку невозможно повторять бесконечно. Иначе объектом иронии станет учитель-зануда, а не опоздавший ученик.
Признак действенности шутки – способность ребенка с иронией отнестись к собственной проблеме.
Рассеянный ученик вечно забывает дома учебник. Получает один выговор, второй. На третий день сам подходит на перемене с печальным сообщением и соответствующим выражением лица: забыл… Учитель уже готов выразить свои эмоции… С хитрой улыбочкой ребенок вытаскивает книжку из-за спины, машет ею перед носом удивленного педагога. Вы поверили? Да я просто пошутил. Ученик не просто внимательно собрал портфель – он решился на розыгрыш. То есть понадеялся, что взрослый не оборвет сурово: это твоя обязанность. Мне-то что? А изобразит в ответ несостоявшийся разрыв сердца, бурный восторг, вручение Нобелевской премии за счастливое излечение от юношеского склероза…
Высший пилотаж – коллективная импровизация с коллективным же пониманием подтекста.
Всем известно, пользоваться мобильными телефонами на уроке нельзя. Отдельные личности об этом регулярно забывают.
Такой забывчивый рассказывает у доски, как можно было решить одну хитрую задачку из домашних упражнений. Из кармана – громкий звонок.
– И кто же это с утра пораньше? – любопытствует преподаватель.
Оказывается, приятель-одноклассник, отсутствующий на занятии, но интересующийся последними событиями.
Пришлось владельцу средства связи объяснять задачку всем: и пришедшим, и прогулявшим. Чуть более театрально, чем собирался, зато под общее хихиканье и пристальное внимание.
После случайной интермедии аналогичные задачки класс полюбил и решал с легкостью. Прогульщик пришел на следующий урок с легким сердцем, выполненным домашним заданием и словами благодарности за «дополнительное» занятие. Разумеется, проверять, выключен ли звук телефона, ребята стали чаще.
Кто-то умный однажды заметил: смех – как дворники на машине. Дождь не остановят, но позволят двигаться дальше при любой погоде. А второй, не менее умный, к тому же самый честный на свете человек добавил: «Смейтесь, господа! Все глупости на свете делаются с серьезным выражением лица».


Может пригодиться

Чужой язык 

В наших учебниках смешных текстов очень мало. Зато на всяких зарубежных сайтах (в помощь изучающим французский, английский, итальянский) полно анекдотов. Отличный способ учиться пониманию явных и скрытых смыслов, осваивать прямые и переносные значения слов, заодно – вникать в тонкости чужой культуры, чужого образа мыслей.
Заводим традицию: каждый урок начинается со смешного анекдота на иностранном языке. По очереди, по желанию, на свой страх и риск, из коллекции, выложенной учителем на школьный сервер. Чтобы было понятнее слушателям, исполнение сопровождается мимикой, рисуночками на доске. Всего 5 минут. Тут вам и монологическая речь, и аудирование, и положительная мотивация к продолжению урока.

Ориентация в пространстве и в теме

Смешная игра часто бывает полезна на разных предметах. Одна из таких «многофункциональных» – игра в поводыря. Человеку завязывают глаза, а кто-то доброжелательный дает ему четкие указания, чтобы в итоге «слепец» мог перейти из одного угла класса в другой или нарисовать на доске нечто прекрасное. На уроке иностранного языка, таким образом, мгновенно и с удовольствием выучиваются глаголы движения (иди, стой, прыгни, вернись), числительные (три шага, четыре), наречия, указывающие направление и темп (право–лево, вперед–назад, медленно–быстро). На геометрии осваиваются с той же легкостью углы и фигуры.
Хороший способ повторить подзабытую теорию в конце или в начале учебного года, выучить новую лексику или правописание словарных слов.
 
Научная классификация

Многие дети любят выискивать в интернете анекдоты. Это вроде бы бессмысленное занятие вполне может стать полезным. Пусть каждый составит юмористический сборник. Для этого придется отобрать подходящее (см. закон о СМИ, возрастные цензы). Как-то разделить отобранное на части, а затем объединить истории по каким-то существенным критериям.
Можно устроить конкурс с отдельной номинацией – за самый неочевидный, но бесспорный критерий. То есть не по герою (в этой главе все анекдоты про Петю), не по месту действия (про школу), а по обыгрыванию многозначности слов (Каков общий грех музыкантов и дипломатов? Дать неверную ноту!), по оригинальности решения проблемы (У мамы 5 детей и 4 яблока. Как накормить яблоками всех поровну, никого не выгоняя из-за стола? Сварить компот!).
Можно провести конкурс на тему, как сделать смешное банальным. Вот забавная история. В звериной школе учительница – корова. Спрашивает класс: «Что дает курица? – Яйца. Овца – шерсть. Корова? Домашнее задание». Если сказать «молоко» – уже не смешно. Почему?