9 простых шагов, которые сделают российскую школу гораздо лучше (но это будет не скоро)
9 простых шагов, которые сделают российскую школу гораздо лучше (но это будет не скоро)
9 простых шагов, которые сделают российскую школу гораздо лучше (но это будет не скоро)

9 простых шагов, которые сделают российскую школу гораздо лучше (но это будет не скоро)

Михаил Караваев

93

26.12.2017

Школе много чего мешает — низкие зарплаты учителей, бумажная волокита, строгие требования. И ещё куча стереотипов, о которых нам писал учитель Михаил Караваев. На этот раз он предлагает вещи, которые точно сделают наши школы эффективнее. Спойлер: менять надо почти всё — от уроков до мебели.

1. Выкинуть парты на двоих и сделать индивидуальные учебные места (на одного)

Сидеть по двое — это псевдоколлективизм. На деле ученики списывают друг у друга, а отказ приводит к межличностному конфликту. Ученик должен быть как бы со всем классом, но одновременно один на один с учителем. Когда я впервые сел за индивидуальное кресло с подлокотниками и подставкой для письма, я понял, что такие рабочие места изменят школу.

2. Отменить домашнее задание в начальных классах. А лучше — лет до 14

Пусть у детей будут интересные занятия в школе, пусть они решают практические задачи, ходят на экскурсии, конструируют механизмы… А вне школы будут гулять, играть на компьютере, общаться со сверстниками. В этом возрасте заставлять делать упражнение или учить стих дома — ломать об коленку. Сонный ученик, домашняя работа по три часа каждый день, отсутствие нормального отдыха, а к пятому классу — утрата любопытства и «скорей бы каникулы». Вряд ли это то, чего любящие родители желают своему ребёнку.

3. Учить детей критическому мышлению (да, сделать обязательные уроки)

Критическое мышление поможет противостоять пропаганде и стереотипам. Это жизненно необходимо, и я это понял, когда начал преподавать в старших классах. Старшеклассники смотрят на мир критически, некоторые знают даже больше. Поэтому нужно либо знать всё, либо честно признаться, что чего-то не знаешь. Кроме того, нужно учить работать с информацией, ведь в наше время важнее не найти и запомнить, а вычленить нужное. Школьников нужно учить информационной гигиене. Побочный эффект (которого все боятся) — в том, что и учитель, и родители будут восприниматься критически.

4. Разрешить детям пользоваться интернетом на уроках

Всё, что можно найти в интернете, нельзя давать на уроках. В наше время легче получить информацию, чем скрыться от неё. Учить по принципу «вопрос-ответ» — и раньше было не айс, а теперь вообще неприемлемо. Можно запрещать пользоваться смартфоном на уроке, а можно сделать их помощниками: в работе над сложными задачами ученики справочную информацию могут нагуглить.

5. Ввести приёмные часы для родителей (помимо родительских собраний)

И это не только «Родителей в школу!» и родительские собрания. Это по сути передача инициативы по вопросам, связанным с жизнью школы (но не учёбы), в руки родителей. Это нормально. Более того, странно, если родители не принимают участие в школьной жизни ребёнка. Ведь родители и учитель делают одно дело — развивают ребёнка, поэтому нужно сотрудничать. А ещё у учителя должны быть приёмные часы для встречи с родителями.

6. Проводить занятия с психологами

Школьников нужно готовить к кризисным моментам жизни и учить справляться с трудностями подросткового периода, проблемами в коллективе, учителем. Психолог должен быть всегда доступен. Причём и для учеников, и для учителей.

7. Учить детей общаться и работать в команде

Можно вспомнить много русских поговорок про отношения «начальник-подчинённый»: «я начальник, ты дурак…» и так далее. Почему у нас такое отношение к начальству? Думаю, дело в том, что специально руководить и быть частью коллектива нас не учат. Если проводятся командные игры, то работают обычно два-три человека в команде и обязательно кто-нибудь «спит». При этом в жизни человеку пригодятся такие коллективные умения:

  • принимать решение;
  • нести ответственность;
  • быть винтиком (выполнять свою небольшую часть общего дела).

Как решать проблемы в общении? В каких случаях лучше уступить, а в каких — настоять на своём? Всему этому нужно учить детей. Такие навыки важнее, чем содержание «Войны и мира» или правило буравчика. Все эти справочные знания, скорее всего, не пригодятся (или гуглятся за секунды), а вот в обществе жить придётся всем.

8. Отправить все непедагогические кадры на аутсорс — даже завхоза

В штате школы (даже небольшой) может быть три-четыре бухгалтера. Многие процессы в наше время можно автоматизировать. Достаточно, чтобы в штате был один или два специалиста, которые бы взаимодействовали с организациями-исполнителями и контролировали качество услуг. Как менеджер торгового зала проверяет работу сотрудников и свежесть товара.

9. Сделать 100-балльную систему оценивания — для учителей тоже

Пяти баллов (в реальности трёх — 3, 4, 5) слишком мало, чтобы оценить знания предмета. 50-100-балльная система подходит лучше. Критерии должны быть простые, понятные и доступные для учеников и родителей. Это поможет сделать отношение к предмету осознанным и избавит учителя от объяснений, почему он поставил именно такую оценку. Ещё бы я ввёл оценивание учителей учениками. Причём анонимное, чтобы писали правду.


Мы очень сильно отстали от времени, поэтому даже базовые вещи нужно пересмотреть. Но я верю, что российская школа станет тем, чем она должна быть — местом, где ученика ждут и делают всё, чтобы он смог стать достойным человеком общества. И неважно, какую профессию он выберет — стране нужны и сантехники, и юристы.

Фото: iStockphoto (oksix). Иллюстрации: iStockphoto (vectorikart)

Читайте также
Комментарии(93)
К сожалению, в нашей стране такого не будет, пока государству нужны безвольные рабы, а не умеющие думать люди.
Но программа действительно хорошая, я бы отдала в такую школу ребенка.
будет, но нескоро
1.выборы директора на 1 год тайным голосованием
2.увольнение ненавистных учителей из педколлектива тайным голосованием (остракизм).25% голосов.
3.отмена домашних заданий
4.полный запрет комппьютеров в школе
5.только 10 летняя школа для всех
6.отмена должности «методист»
7.запрет на коммерческую деятельнсть для школ
8.уменьшение документопотока для учителя в 2-3 раза.в любой форме (по выбору).
9.введение предметов «логика» «основы психологии"(сталинские учебники).
10.право «вето» педколлектива на решения директора.постоянный контракт для учителя.
Спасибо за предложения! Теперь по порядку. 1, 2. Почему тайное голосование? Лучше прозрачность и возможность дискуссии. И что за «ненавистные учителя»? Те, кого ненавидят? Но тайное голосование в этом случае способствуетпревращению педколлектива в гадюшник; 3. На все 10 лет? Думаю, класса с 5-6 можно (и нужно) давать задания на дом. В разумных количествах, конечно. Это дисциплинирует; 4. Как Вы это себе представляете? Сейчас во всем мире вводят компьютерную грамотность с начальной школы, programming is new literacy! КОмпьютер — не зло, нужно лишь научить детей правильно им пользоваться; 5. Не очень понял; 6. зависит от обстоятельств; 7. А разве сейчас она разрешена? 8. Электронный документооборот (компьютеры!), минимум отчетов — это да; 9. Согласен, логика (не только классическая) и психология нужны, но «по сталинским учебникам» звучит странно; 10. Не могу пока ничего сказать. Надо подумать
Программа М. Караваева — о да! Программа И.Иванова — нет. К сожалению, пока в РФ засилье чиновников, выбраться из их паутины практически нереально. А вы читали ВВП: образование в России должно стать лучшим в мире. Интересно только, за счёт каких ресурсов? За счёт моральных ресурсов учителей — так их уже не осталось, иссякли. Мне иногда кажется, что учителей гнобят специально, чтобы они революцию не начали, чтоб им некогда голову поднять было.
Идеи о реформировании образования (как и всего остального) будут очень нужны после крушения существующей модели.
Показать все комментарии