Футуролог Павел Лукша: «Единственное пространство, которое в XXI веке выглядит так же, как в XIX, это школа»
Новости7 января, 2018

Футуролог Павел Лукша: «Единственное пространство, которое в XXI веке выглядит так же, как в XIX, это школа»

Руководитель международной инициативы «Глобальное будущее образования» и футуролог Павел Лукша рассказал «Таким делам», каким должно стать образование к середине XXI века и как должен измениться человек, чтобы успевать за постоянно развивающимся миром технологий. «Мел» выделил самые важные мысли из материала.

Сегодня мир очень быстро меняется, но школа почему-то остается такой же, как и в XIX веке — класс, парты и изучение школьных предметов по программам, которые, в общем-то, тоже мало менялись с XIX века. Эта модель не соответствует потребностям современного мира, в котором постоянно появляется что-то новое. Более того, в будущем изменения будут настолько значительными и быстрыми, что подготовить к ним сегодняшних первоклассников мы просто не сможем.

«А значит, первое, что мы должны сказать себе: ребята, нам нужно готовить человека так, чтобы он максимально вариативно мог среагировать на вызовы в изменяющемся мире».

Павел Лукша отмечает, что в английском языке есть даже специальное понятие, которое описывает этот непредсказуемый мир — VUCA (volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Футуролог считает, что по-русски это понятие можно назвать «опаньки». В XXI веке «опаньки» будет происходить постоянно и по всему миру. Например, человек получил какую-то профессию, а через несколько лет она исчезает, потому что на смену ей пришло что-то новое.

Каким человеком нужно стать, чтобы уметь воспринимать такие известия и подстраиваться под постоянно меняющиеся условия жизни? По мнению Павла Лукши, следующее поколение должно научиться положительно воспринимать любую возникающую неопределенность, потому что это повод научиться чему-то новому и полезному. Такое поведение характерно для маленьких детей — они познают мир в игровой форме и всегда открыты к чему-то новому. Но современная школа, скорее, разрушает такое видение мира.

«Проблема нынешней школы в том, что она создана под сложившуюся индустриальную модель общества XIX века. Тогда нужно было много работников, которые слушаются начальника, делают, что им сказано, не выходят за рамки должностных инструкций и по шаблону способны выполнять предписанные задачи».

Школа воспитывает дисциплину, способность подчиняться и выполнять шаблонные действия. Но в сегодняшнем мире неопределенностей такие установки уже не работают.

Еще один вызов, с которым придется столкнуться следующим поколениям — увеличившаяся продолжительность жизни. Скорее всего, к середине XXI века люди будут жить больше ста лет, а это значит, что в 60 лет уже нельзя будет выйти на пенсию. Профессиональная деятельность человека будет продолжаться как минимум до 90 лет, а это значит, что за одну жизнь людям придется сменить 3-4 специальности. Для этого человеку придется каждый раз полностью переучиваться и буквально «пересобирать» себя. Если человек не сможет этого сделать, он окажется неспособным влиться в постоянно меняющиеся условия жизни.

Мы наблюдаем это, когда, например, хорошие инженеры советской школы сталкиваются с современными школами цифрового проектирования. Они не способны работать в этой среде, потому что привыкли с кульманом, с линейкой, с коллегами, которые сидят за соседними столами, обо всем договариваться. А им нужно работать в среде, где их коллеги — один в Бразилии, второй в Южной Африке, третий в Индии, в разных часовых поясах, — друг друга вообще в глаза не видели, собирают модель в цифровой среде. Для них это взрыв мозга, они не понимают, как в этом параллельном проектировании можно работать.

Понятно, что в ближайшее время школа не сможет сильно измениться. В этой ситуации Павел Лукша советует родителям заниматься дополнительным образованием с детьми. Например, можно отдать ребёнка в детский акселератор. Там он сможет собрать команду, придумать проект и даже заработать небольшие деньги на карманные расходы. Всё это в будущем поможет ему адаптироваться под быстро меняющийся современный мир.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Читайте также
Комментарии(2)
Во многом согласен, но не во всем. Павел Лукша не сказал главного. А именно, почему американские школьники участвуют в соревнованиях по робототехнике, а русские лишь в олимпиадах по математике. Мы отстали на целое поколение в формировании профессионалов для софиязойской эры — эры управляемой эволюции. Я разовью тему, написав об этом в своем блоге (мне потребуется не более пары недель). А пока можно ознакомиться с тем, что говорили в научно-популярном англоязычном фильме, продемонстрированном на РБК => https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/73140-reformirovaniye-obrazovaniya. Система образования в мире трансформируется для соответствия реалиям завтрашнего дня. Этот процесс резко снижает риски тех ужастиков, о которых говорится в статье.
Автор компы пришли к инженерам в 80ые Вы где их с кульманами нашли?
Больше статей