Почему школьные олимпиады нужны всем, кроме самих школьников
Блоги30.11.2016

Почему школьные олимпиады нужны всем, кроме самих школьников

Школьница о «заданной тропе, которая ведет в никуда»

Каждый раз одно и то же. Только начался учебный год, а олимпиадная гонка уже в самом разгаре, и времени на «оглянуться» просто нет. А если задать учителям простой вопрос: «Зачем мы участвуем в бесконечной череде массовых и не очень олимпиад и какая польза нам от мнимого рейтинга олимпийских побед?»

Ни один из учителей не может дать мне внятного ответа. Все как один куда-то бегут. Просто «надо»! Самые популярные ответы, которые я слышала:

  1. Формирует достойное портфолио («участвуйте, детки, участвуйте»).
  2. Даёт дополнительные бонусы при поступлении (по желанию вуза).
  3. Опираясь на результаты, создаётся рейтинг школ по городу (как этот рейтинг связан с чувством детского счастья от школьной жизни?).
  4. Надбавка учителю за победу учеников (хоть немного ощутимый результат от участия).

Моё скромное и, возможно, спорное мнение: олимпиады бесполезны и даже вредны. За чередой «зубрёжных» дней и ночей, семи потов от ученического стресса. За нелепыми рейтингами, где дети ничто иное, как «пушечное мясо», а учителям душа ребёнка уже ни к чему, а амбициозным родителям нужен результат — совсем стирается тот самый ученик. Ребёнок вне рейтинга.

Разве, чтобы воспитать думающее поколение, необходимо чётко обозначить рамки, распределить места и вовремя погладить по головке? Разве мы, поколение будущего, сможем найти новые решения и перевернуть мир, опираясь на знания, полученные в момент подготовки к городскому этапу всероссийской олимпиады? Не узко, не? А где масштабы? Где взаимосвязь между науками? Да много чего из реальности, где? Где здесь про реальную жизнь, в которой нам с вами жить, а может нам еще её и менять?

Олимпиады — заданная тропа, которая ведет в никуда. Потому что в этой системе нет места сомнению. Никто не рискнёт даже попробовать оспорить то, что сорвёт рейтинг школы

Но обществу просто необходим свежий взгляд на мир, а формируется он путем гипотез и ошибок. Да, ставить под сомнения, проверять, перепроверять, ставить собственные опыты, ошибаться, искать, доказывать. И тогда, только тогда, может быть, мы получим что-то существенно новое. Непохожее ни на что прежнее. И тогда у нашего общества есть шанс не просто жить, развиваться.

А пока. Просто мои мысли на этот счет.

Бесспорно, следить за качеством знаний важно и нужно, но делать это можно по-разному. Можно заучивать понятия и события, готовясь к ежегодной олимпиаде по истории, дабы поступить в престижный вуз, а можно единожды понять, как это работает и пуститься в свободное плавание. Как мир смотрит на то, чтобы стать наставником в исследовании жизни путем проб и ошибок? Своих собственных.

Что если заменить олимпиады на возможность прочувствовать мир собственной шкурой?

Собирать информацию, общаться с людьми, обмениваться опытом, искать ответы, формировать собственную гипотезу — вот навыки XXI века.

Ставя под сомнения общеизвестную информацию, общество грозится взять и научиться думать.

Всем осознанной жизни.


Комментарии(20)
А мне всегда нравилось участвовать в олимпиадах, там задания всегда интереснее были, чем стандартные школьные. Много творческих и неоднозначных заданий, а еще можно показать знания внешкольной программы. В школе-то на это нет времени.
я подозреваю, в наше время были совсем другие олимпиады. Сначала проводился отбор внутри класса, потом среди параллели, потом городской и региональный уровень. Никакой зубрежки не помню — выступала по математике на уровне города ежегодно с 9ти лет, что знаешь-то и знаешь. Да там больше и не на знания, а на сообразительность задания. Сейчас же очень много платных олимпиад, которые действительно не всем нужны
Я надеюсь, эта девочка участвовала в олимпиадах не по русскому языку. А редакторам издания можно было бы, пожалуй, и редактировать тексты школьников. Пусть общество и «грозиться», но сначала ему необходимо овладеть этой «общеизвестной информацией»… эх, Мел…
Мне кажется, очень узкий взгляд на проблему значимости, ценности предметных олимпиад. Автор пишет: «Собирать информацию, общаться с людьми, обмениваться опытом, искать ответы, формировать собственную гипотезу — вот навыки XXI века», но сам своим текстом опровергает это утверждение.
Показать все комментарии
Больше статей