Тема:
Текст сообщения:
Вы находитесь на старой версии сайта. Некоторые функции могут работать некорректно. Перейдите на новый сайт olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


26.03.2024 «Никогда ничего не бойтесь и будьте влюблены»: советы победителей и призеров Всероссийской олимпиады по французскому языку и искусству07.03.2024 Остаться в живых: как сохранить бодрость после регионального этапа Всероса15.02.2024 XXXV Математический праздник – фото и впечатления участников05.02.2024 Задания и решения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2022/23 года11.12.2023 Задания и решения прошлого сезона 5 олимпиад из Перечня24.11.2023 Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год по предметам17.11.2023 Вероятность и статистика – ворота из школьной математики в жизнь16.11.2023 Навык «смотрения»: Дарья Пыркина о главном на МОШ по истории искусств08.11.2023 Ботать нельзя выгореть: советы психологов в разгар заочных туров31.10.2023 Задания и решения прошлого сезона 18 олимпиад из Перечня
все регионы | Технология17 июня 2016 14:17

Как сравнить резьбу по дереву – с роботом

В апреле в Санкт-Петербурге проходил финал всероссийской олимпиады школьников по технологии. Победители и призеры этого соревнования, так же, как и всеросса по физике, математике, литературе и другим школьным предметам, могут без экзаменов поступать в вузы на специальности, связанные с предметной областью «технология».  И тут возникает целая серия вопросов: может ли проводиться олимпиада по дисциплине, которая в качестве обязательной преподается лишь до 9-го класса? Какими знаниями и умениями должен обладать участник такой олимпиады? Каковы критерии оценки участников олимпиады по технологии, если одни в качестве проекта представляют робота, а другие – резные работы?

Немного истории

Это молодая олимпиада. Она проводится с 2000-го года по двум номинациям: «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное искусство». Внутри каждого направления – три рода заданий: 1) теоретические вопросы, 2) практическая деятельность (в мастерской участники выполняют какое-то задание за определенное время) и 3) защита проекта, над которым школьники работают дома.

Как возникла такая олимпиада? Оказывается, «жизненная необходимость знания азов электрорадиотехнологии, обработки конструкционных материалов (металл, древесина), обработки ткани, побудила Министерство образования Российской Федерации сделать первые шаги на пути к организации всероссийской олимпиады школьников по технологии». У нормального человека сразу возникает вопрос: какая может быть «жизненная необходимость» в знании всех этих вещей для школьника? Ведь если ребенок хочет заниматься электротехникой, обработкой металла или древесины, он может пойти в соответствующий колледж. А потом (если добьется в этом успехов) - поступить в инженерный вуз. Да и олимпиада эта, скорее, для студентов колледжей, тем более что обязательным этот предмет является лишь с 1-го по 9-й класс. А после 9-го за счет часов школьного компонента, «технология» становится предметом по выбору. Где-то он преподается как курс черчения, а чаще всего - как уроки информационных технологий.

Впрочем, по словам экспертов, проблема в том, что колледжи сориентированы на определенную профессию, а олимпиада по технологии предполагает некие универсальные знания, широкий их спектр. А на наш вопрос, зачем этот «широкий спектр» нужен школьнику, который решил заканчивать школу, а не идти в колледж, мы получили ответ: «Есть понятие технологической культуры, как одной из составляющих культуры человека. Поэтому это одна из сфер формирования личности ребенка».

Из этого можно сделать вывод о том, что такой предмет нужен для общего развития. Кто бы спорил: дело не лишнее, но, смотря в каком виде он будет преподаваться. Например, полезен был бы курс с условным названием «как это делается», знакомящий детей с технологическими процессами, однако пока такого нет, и едва ли он появится.

Чему сегодня учит «технология»

В тех редких случаях, когда «технология» не заканчивается в 9-м классе, а продолжается до 11-го, школьникам приходится изучать, например, основы предпринимательства, информационные технологии, «основы компьютерного проектирования и дизайна» (курс позволяет освоить основы современных компьютерных технологий проектирования и дизайна на примере изучения компьютерных систем проектирования AutoCAD и 3D Studio MAX). В 10-м классе подростки должны уметь: выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка; определять себестоимость произведенной продукции; разрабатывать бизнес-план; соблюдать правила безопасности труда; правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал; контролировать качество выполняемых работ и многое другое. А в 11-м классе нужно тоже уметь составлять бизнес-план, а еще - разбираться в менеджменте и маркетинге, в снижении себестоимости продукта… Не уверены, что все это действительно в школах изучается, да и смысл это имеет лишь применительно к выбранной области занятий.

Что в 2016-м году было на «выходе» (то есть, на финале всеросса)? Вот несколько примеров: в направлениях «Декоративно-прикладное творчество» и «Интерьер» девушки показали необычные отделки, коллекцию эко-сумок, сложные принты, и даже целый кукольный театр. А участница из Ростовской области продемонстрировала мозаичное панно из 864 стекол. Были там и коллекции одежды, а одна финалистка украсила платье с помощью 3D-принтера. Проекты защищали и юноши. Они представили роботов, декоративные изделия, машины, станки, двигатели, предметы интерьера, резные работы, макеты умных домов, модель истребителя и многое другое. Были работы из области электротехники и механики. Во время защиты проекта важно выделить его цели, задачи, рассчитать оплату труда, электроэнергии, мощность инструментов. В идеале конечная цель любого проекта - создание готового продукта, который можно поставить на производство.

Как судить?

И уж совсем непонятно, каковы критерии оценки таких работ. По словам оценщиков технологической олимпиады, существуют четкие критерии. «Четкость» состоит в том, что детей сравнивают не друг с другом, а с неким идеалом, который где-то прописан. Между тем, такой странноватый принцип (знать четкие критерии идеала – это все равно, что знать, в чем смысл жизни) вполне допускает субъективность. Ведь на других олимпиадах речь идет о вполне сопоставимых результатах одних детей с другими (каждая решенная математическая задача стоит определенное количество баллов). Но на олимпиаде по «технологии» так оцениваются лишь первый и второй этапы финала. А вот на третьем туре оценки могут быть весьма субъективными. Ну как можно сравнивать резное изделие с роботом или стеклянное панно с коллекцией одежды? Невозможно объективно оценить и, тем более, сравнить не только принципиально разные вещи, но и относительное превосходство одной качественно выполненной вещи перед другой.

Сторонники

Владимир Латков, руководитель московской делегации всероссийской олимпиады по технологии, учитель технологии школы № 293, на вопрос о том, зачем устраивать такую олимпиаду, если школа (в большинстве своем) этому не учит, ответил: «Представьте себе: у вас пятеро детей, они растут, но руками не умеют ничего делать. И вы им вдруг говорите: а иди-ка ты в колледж! А они даже не понимают, что это такое. Должна быть преемственность. На уровне детского сада вас учили пришивать пуговицы, распорядку дня, технологии самообслуживания. А школьникам я говорю: технология – это наука о способах достижения цели. Чем бы ни занимались, мы занимаемся технологиями».

Все это правильно, но логичней было бы довести ребенка до 9-го класса, научив его делать что-то руками на уроках технологии, чтобы в будущем (если его это заинтересовало) он мог пойти в колледж. Или же в 10-11-м классах должна быть профильная специализация «технология». И в таких классах ребят будут готовить по инженерному направлению.

И тут выяснилось, что в школе № 293 так и происходит: «В 10-м классе, – рассказал Владимир Латков, – идет инженерное образование, дети получают «корочки». До какого-то времени был технологический класс, где люди обучались художественным ремеслам. На нашей базе существует центр ремесел. У нас в школе есть кузнецы (я сам – кузнец), есть гончарные круги, резьба по дереву, художественная металлообработка. Есть народный костюм, дизайн, графика и живопись». Таких школ немного, но они есть. В этих учебных заведениях все держится на учителях-энтузиастах. Их ученики и становятся финалистами всеросса по технологии.

Михаил Шнейдер, директор знаменитой 45-й гимназии имени Л. И. Мильграма, тоже является сторонником этого предмета в школе. В разных отделениях его гимназии преподается как классическая пара «Материальные технологии» для юношей, «Технологии домашнего хозяйства» для девочек, так и «Информационные технологии». Дальше это превращается в проекты, интегрируясь с другими образовательными областями. «С развитием материальной базы в наших новых отделениях мы планируем предоставить ученикам возможность выбирать компоненты этой образовательной области до выпускного класса».

На вопрос, нужна ли всероссийская олимпиада по технологии и шире – сам этот предмет в школе, и можно ли как-то преобразовать такую олимпиаду, Михаил Шнейдер ответил: «Это особенно важно для тех детей, которые связывают свое будущее со специальностями, требующими владения как предметными навыками, так и универсальными учебными действиями. С одной стороны – умение создать качественный продукт, с другой – сформированные навыки исследовательской деятельности. Не вижу в этом ничего вредного, наоборот внимание к технологии позволит вовлечь детей в деятельность по формированию и развитию образовательного пространства школы, стимулировать их самостоятельность, сделать учебу практикоориентированной. Очень важно в данном контексте соблюдение всех элементов «технологического цикла» - от идеи до ее воплощения и защиты полученного продукта. Примером может служить школьный театр: дети с участием учителей разрабатывают и производят декорации, костюмы, выступают в роли светотехников и звукорежиссеров, видеооператоров и т.п. Сама театральная постановка становится междисциплинарным проектом. Подобная практика давно уже есть в ряде наших школ, а в зарубежных школах Международного бакалавриата давно стала повседневной. Препятствием к этому остаются архаические учебные планы и расчет учебной нагрузки в академических часах».

Всеросс или WorldSkills

И, тем не менее, проблемы содержания заданий всероссийской олимпиады по технологии и критериев ее оценивания так и остаются за скобками. И главное: нужен ли такой предмет в школе, и в какой форме?

На мой субъективный взгляд, выходов три. Первый – проводить такую олимпиаду для студентов колледжей. Второй – в старших классах ввести профиль «технология», где детей будут всесторонне и широко обучать этой дисциплине (если такое возможно). Третий: более активно организовывать в школах кружки, в которых можно будет заниматься инженерным делом и ремеслами.

Во всяком случае, та олимпиада, которая проводится сегодня, кажется не вполне убедительной. Ведь сегодня существует международное некоммерческое движение WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в разных странах, в них принимают участие молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет. А оценивают их известные профессионалы, мастера производственного обучения и наставники.

Конкурсанты отбираются на региональных чемпионатах в 75 странах-членах WorldSkills. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Последний международный чемпионат WorldSkills Competition-2015 проходил в Бразилии и собрал участников из 70 стран мира. Россию представляли 32 человека из 13 регионов. Наша сборная заняла 14 место в общекомандном зачете, улучшив результат дебютного для нас чемпионата мира WorldSkills-2013 в Лейпциге на 27 позиций. Команда завоевала 6 медалей «За высшее мастерство» Medallions of Excellence.

Важно, что результаты участия команды в мировых чемпионатах дают представление о том, как и что необходимо менять в сфере профессионального образования, а высокие результаты по сравнению с прошлыми выступлениями отражают эффективность произошедших изменений.

Наталья Иванова-Гладильщикова

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus


Автор:

Наталья Иванова-Гладильщикова

Публикации автора