четверг, 20 января 2011 г.






Опыт организации проектной деятельности обучающихся по технологии

            В течение многих лет применяю метод проектов в обучении технологии. Предлагаю сему взаимодействия учителя и учащихся групповой проектной деятельности.
Деятельность учителя
Виды совместной деятельности учителя и учащихся
Самостоятельная деятельность учащихся
1.Промощь в разработке проекта:
Предоставление специальной литературы;
Обеспечение места для работы, материалов и оборудования, доступа в Интернет;
Формирование новых знаний и умений;
Обеспечение консультаций учителей- предметников
Обсуждение
1.Обсуждение этапов проектной деятельности и форм создаваемых продуктов.
2. Предварительная оценка возможностей выполнения проекта ( информационное пространство, наличие времени и места для работы, полученные умения, материальные возможности и т.д.)
Принятие решения об участии
в проекте.
Обдумывание предстоящих видов деятельности:
1. Поиск информации
2. Анализ информации, практическое исследование и оформление результатов.
3. Изготовление изделий.
4. Оформление пояснительной записки.
5. Защита проекта
2. Приобретение специальной литературы. Поиск информации в Интернете
Выявление проблемы ( например выбор ткани для одежды и интерьера)
Выдвижение путей решения проблемы:
Обратиться за советом к маме, продавцу и другим;
Расширить свои знания по материаловедению;
Исследовать ряд образцов тканей и выбрать лучший
Выбор путей решения проблемы.
Повторение материала изученного на уроках технологии.
Поиск и изучение новой информации

3. Помощь в подборе литературы по конкретной теме
Конкретизация темы и формулировка названия проекта.
Постановка целей и задач проекта.
Планирование деятельности по реализации проекта.
Обоснование актуальности темы. П
Поиск изучения и структурирование информации по теме.
Создание первого продукта – папки информационных материалов
4. Источники информации (книги, альбомы, журналы, сайты Интернета)
Анализ источников информации.
Поиск путей получения дополнительных знаний – межпредметные связи
Консультации учителей химии, биологии, физики
5. Подбор журналов мод, литературы по конструированию одежды или других изделий
Проектирование коллекций изделий.
Формирование новых знаний по конструированию швейных или вязаных изделий
Составление банка идей и выбор моделей.
Конструирование швейных изделий.
Приобретение образцов пряжи или тканей для коллекции изделий
6. Составление технологической схемы изготовления изделий
Изготовление изделий
Создание продукта швейных и вязаных изделий
7. Подготовка учебно-методической документации по оформлению чертежей, схем и пояснительной записки к проекту
Ознакомление с правилами оформления  пояснительной записки к проекту.
Составление плана
Оформление пояснительной записки к проекту
8. Подготовка компьютерной презентации проекта
Подготовка к защите проекта.
Составление текста выступления.
Формирование новых знаний и умений при применении программы  Rower Point
Консультации с учителем информатики.
Поиск иллюстрации для слайдов

Урок технологии, 9 класс. Тема "Макраме"



среда, 19 января 2011 г.

Технология профессиональной карьеры
Учитель: Старцева Вера Николаевна
Класс: 10
Продолжительность: 40 минут.
Раздел: Основы трудового законодательства Российской Федерации

Тема: Трудоустройство и права работающих подростков. Трудовое соглашение, контракт

Цели урока:
-воспитание ответственного отношения к трудовому законодательству;
-сформировать представление об основных разделах трудового права;
-способствовать развитию памяти аналитического мышления учащихся.

Тип урока: изучение нового материала
Ведущий метод: лекция
Критерии уровня обученности. Учащиеся должны:

Иметь представление
Знать
Уметь
Об основных составляющих трудового права
Права работающих подростков и возраст, с которого допускается заключение с ними трудового договора, его условия
Составлять трудовой договор
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная
Форма организации деятельности учителя: конспект урока

Структура занятия
Наименование этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
2
3
4
1
Организационный этап
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, сообщение темы, постановка цели урока.
Приветствие. Участие в формировании цели урока.
2
Изучение нового материала
1)Учитель даёт лекционный материал .

2)Учитель консультирует о правилах составления трудового договора и контракта.




 3)Учитель задает вопросы о льготах для подростков и детей в рамках трудового договора.

1)Учащиеся конспектируют теоретическую часть урока.

2) Учащиеся отвечают на вопросы о содержательной части трудового договора и возрасте, возрастных особенностях заключения трудового договора лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста.

3)Отвечают на вопросы, используя материалы конспекта и информацию, полученную из жизненного опыта членов их семей и знакомых.
Контроль знаний
Задает вопросы для повторения пройденного материала.
Отвечают на вопросы.
4   
Подведение итогов урока
Оценка работы класса



Содержательная часть урока.

Каждый из вас когда-нибудь столкнется с вопросом заключения трудового договора или контракта. Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с основными пунктами, включенными в трудовой договор, условиями его подписания, защиты и возрастными рамками его заключения.

1) Определение понятия трудового договора.
Трудовой договор—соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативно-правовыми актами, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила трудового внутреннего распорядка.

2) Трудовой договор включает следующие пункты:

  1. Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор.
  2. Кадровая политика (условия приема и увольнения с работы, перспективы повышения квалификации).
  3. Должностные инструкции (права и обязанности работника).
  4. Права и обязанности работодателя.
  5. Характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам.
  6. Режим труда и отдыха.
  7. Условия оплаты труда.
  8. Виды условий социального страхования.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменном виде.
3) Трудовой договор может быть заключен в возрасте с 16 лет, но существует ряд исключений, которые оговорены в статье 63 ТК РФ.
4) Гарантии при заключении трудового договора.  
При отказе в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ может быть обжалован в судебном порядке (ст.64 ТК РФ).
5) Документы, предъявляемые при заключении трудового договора:
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета;
  • документ об образовании, о квалификации, наличии специальных знаний.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных настоящим Кодексом.

  Литература:
1)Комментарии к трудовому кодексу РФ
2)Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Часть 1.
3) Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Часть 2.
4)Комментарии к Конституции РФ
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Знание воспитателя должно прийти к воспитаннику не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему».
                                                                                                       А.С.Макаренко
Я, Старцева Вера Николаевна, учитель технологии в МБОУ – Вагайцевской СОШ. Работаю в данной школе с 1987 года. Имею высшее образование. В 1986 году закончила Московский технологический институт легкой промышленности. Общий педагогический стаж – 23 года.
Педагогическую деятельность я осуществляю с 1987 года, постоянно работаю в данном ОУ, являюсь экспертом по аттестации педагогических кадров муниципальной  аттестационной комиссии.
В современной концепции образования в средней школе предмет технология не сводится к формированию трудовых навыков как таковых. Речь идет  еще и о формировании исследовательских умений, формировании технологической культуры, развитии творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств — трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Компетентностный подход, на основе которого разрабатываются  новые стандарты, был продиктован потребностями работодателей, которые не удовлетворены результатами обучения. Проблемой современного производства является то, что  приходят люди, обладающие набором знаний, но не обладающие определенным набором качеств личности — умением работать в команде, добиваться поставленных целей, уважать чужое мнение. Как эти качества формировать? Все это может быть сформировано только в процессе совместной деятельности на уроках технологии.
Целью своей педагогической деятельности считаю  развитие творческого потенциала личности школьника средствами учебного предмета «Технология», формирование у обучающихся творческого подхода к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации, активизации поисковой работы.
Для достижения данных целейставлю перед собой следующие задачи:
а) обучающие:
- способствовать освоению учащимися приемов и методов творческого мышления;
-  научить применять эти приемы при решении проблем, возникающих в практической деятельности;
- способствовать реализации учащимися своих возможностей при участии в коллективной творческой  деятельности;
- формировать основные компоненты творческого мышления; способность к анализу, синтезу, сравнению, критичность мышления;
б) развивающие:
- развитие коммуникативных и организаторских способностей в процессе технологической деятельности;
- развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из реалистичной оценки личных возможностей, интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
-способствовать развитию воображения, речи, оригинальности мышления;
в) воспитывающие:
- воспитывать технологическую культуру труда;
- воспитывать трудолюбие и ответственность;
-формировать активную жизненную позицию в процессе  социального и профессионального становления;
-воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за выбор трудовой деятельности.
В 5-6, 10-11 классах школа работает по Учебному плану образовательного учреждения, разработанному с учетом ФБУП (от 09.03.04 г. № 1312), федерального компонента государственных образовательных стандартов первого поколения (от 05.03.04 г. № 1089), РБУП (от 17.05.06 г. № 533, от 02.07.2008 г. № 717), по технологии,  федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования. В соответствии с ним, использую в работе с данными классами программу курса технологии, УМК под редакцией В.Д. Симоненко (издательского центра «Вентана – Граф» г. Москва 2005 г.), соответствующий данной программе.
Для реализации регионального компонента использую образовательный стандарт общего образования  национально-регионального компонента по технологии « Мое  профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - 9 класс, «Технология карьеры, эффективное  поведение на рынке труда» - 10-11 класс, элективный курс «Деловая коммуникация» автора М.Р. Шамрай. В УМК по данному предмету входит учебник «Технология. Профессиональный успех» под редакцией С.Н. Чистяковой (г. Москва «Просвещение» 2008).
На основе данных программ мною составлены рабочие программы курсов «Технология 5 класс» под редакцией С.Н. Чистяковой (г. Москва «Просвещение» 2008), в которые включаются учебно-тематические планы по предмету и поурочное планирование.
7-9 классы продолжают работать по Учебному плану образовательного учреждения, разработанному с учетом преемственности целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы.  В этих классах работаю по программам «Технология. Обслуживающий труд» УМК, составленным на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Условия реализации учебной деятельности во многом определяются качеством материально-технической базы. Материально-техническая база кабинета формируется на основе «Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Кабинет разделен решеткой на 2 секции: одна часть - для занятий по кулинарии (имеются две электроплиты, кухонный стол, мойка, водонагреватель, холодильник, необходимая посуда, инструменты) и вторая часть - для теоретических занятий и швейного дела представляет собой рабочее пространство, в котором расположены 8 швейных машин с ножным приводом , 1 машина с электроприводом, «оверлоком», гладильная доска и утюг. В перспективном плане развития кабинета предусматривается необходимость отделения блока для кулинарных работ   от швейных рабочих мест.
В своей работе использую следующие методические решения:
-дифференцированный подход в обучении;
- проблемное, развивающие обучение;
- компетентностный подход в деятельности учащихся старших классов;
- метод ученических творческих проектов.
Все эти методики ориентированы не только на получение знаний, но и являются элементами развивающего, личностно-ориентированного обучения, позволяющего раскрыть интеллектуальный потенциал каждого учащегося.
Основной формой организации учебного процесса в моей деятельности является комбинированный урок, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Это дает не только возможность закрепления теоретических знаний практическими навыками, но и позволяет чередовать вид деятельности, что соответствует требованиям технологиям, сберегающим здоровье. Для этой же цели на стенде кабинета располагаются правила техники безопасности, с которыми учащиеся знакомятся в начале занятий каждого блока программы.
В последние пять лет своей педагогической деятельности я всё чаще обращаюсь к методу проектов.
Этот метод позволил решить множество проблем:
·     из информатора  я, как учитель, стала организатором познавательной деятельности учащихся;
·     появилась возможность направлять процесс обучения , а ученик вместо пассивного объекта включается в активный процесс познания;
·     реализуется компетентностный подход в решении поставленных задач и проблем, умение выбирать их множества вариантов единственный рациональный;
·     в процессе работы над проектом преобладает демократический стиль отношений между учителем и учеником – технология сотрудничества;
·     позволяет реализовывать более полно интересы и способности обучающихся, приучает к ответственности за результат труда;
·     формирует привычку к анализу потребительских, экономических, технологических составляющих проектируемого изделия.
Я считаю, что данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея-развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. Этот метод позволяет мне  успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся  как: коммуникативность,   самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы.
Наиболее успешными ученическими проектами прошедшего периода являются  проект ученицы Янушевич Марины «Изготовление косметички в технике макраме». Реализация проекта Янушевич М. позволила учащейся проявить творческий подход в выборе темы проекта, используемых материалов и способов плетения, в совершенстве овладеть техникой макраме, развить технологическую культуру.
При работе над проектом  «Вязаная салфетка. Подсолнух» ученица Журавлева Катя самостоятельно разработала правила техники безопасности, а Мамцева Кристина описала технологию организации рабочего места. Многие работы учащиеся выполняют  на высоком творческом уровне, самостоятельно: разрабатывают собственные схемы плетения макраме, изменяют элементы рисунка в схемах вязания салфеток, формулируют правила организации рабочих мест, а заканчивают проект рекламой  в стихотворной форме.
Проектный метод позволяет успешно формировать коммуникативные и социальные компетенции через участие в выставках, конкурсных программах в Доме культуры села Вагайцево. Практическое применение разработанные проекты находят в работе творческих мастерских при народном театре «Фортель» - изготовление деталей костюмов, декораций, реквизита.   Ценным является также и привлечение к работе над проектом родителей учащихся, что позволяет грамотно выстраивать отношения в треугольнике «учитель, ученик, родители».
Одной из основных задач считаю реализацию на практике компетентностного подхода в выборе учащимися старших классов своей будущей профессии. С 2008 года в 10-11 классах нашей школы введен курс «Технология профессиональной карьеры».  Работа над составлением программы курса стала важным этапом в моей педагогической деятельности. Так как этот курс является новым и недостаточно разработанным, формирую личную методическую и информационную библиотечку. Первоочередное значение имеет глубокое изучение рынка труда Новосибирской области, формирование рейтинга наиболее востребованных профессий и специальностей, анализ возможности и вариантов получения профессионального образования, альтернативные пути его приобретения. Предлагаю ребятам адреса сайтов, информирующих о наличии вакансий рабочих мест, используем печатные газетные издания («Работа», «Ищу работу» и др.). Составляем таблицу востребованных профессий. На уроках профессионального самоопределения проводим анкетирование по определению, к какой группе профессий наиболее расположен тот или иной ученик (по Климову Е.А.). Затрагиваем важный вопрос зависимости выбора будущей специальности от индивидуальных возможностей и здоровья обучающихся. Провожу тестирование по определению мотивации, определяющий профессиональный путь. Составляем с выпускниками психограмму и профессиограмму выбранной профессии (приложение6).
Для усиления практической направленности занятий и правовой защищенности выпускников изучаем основные статьи трудового права, пенсионного законодательства, оговариваем пункты, которые должен включать трудовой договор и основные социальные льготы, входящие в него. Работа над данным курсом заставила заняться овладением новых для меня компьютерных технологий в преподавании предмета. Активно использую компьютер для демонстрации учебных презентаций, проведения тестирования, поиска информации.
На уроках анализируем различные жизненные ситуации, возникающие при поступлении на работу через ролевые игры и тренинги. Главная ценность таких тренингов состоит в том, что они учат ребят не только решать, но и ставить задачи, планировать проблемы и способы их выполнения, отыскивать адекватные решения.
С 2008 года наша школа является экспериментальной площадкой по реализации компетентностного подхода в условиях современной сельской школы. В рамках реализации целей и задач данной программы в школе созданы творческие группы по различным направления. Я работаю в группе «Научно-исследовательская деятельность через метод проектов». Результаты деятельности группы были представлены на педагогическом совете № 6 от 15.04.2010 в форме доклада. С целью обобщения педагогического опыта и проведения общественной экспертизы деятельности ежегодно провожу открытые уроки в рамках предметной недели. В 2008 году выступала на заседании районного методического объединения учителей технологии с докладом «Анализ олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии».
В 2009 году зарегистрировалась на сайте  «Открытый класс» (http://www.openclass.rulessons/174944/), активно изучаю опыт коллег, формирую библиотеку электронных цифровых ресурсов. Мой  опыт работы по методике проектной деятельности обобщен, и методические материалы размещены на школьном сайте.
         Анализируя уровень мотивации и интереса учеников к обучению, использую показатели выбора предмета для прохождения итоговой аттестации. В последние два года экзамен по технологии за курс основного общего образования у девушек проходит в форме защиты ученических творческих проектов. В прошлом учебном году экзамен в такой форме сдавало 14 учениц, что составляет 90% от общего числа обучающихся в этом – 12 человек – 93%. Выбор предмета иллюстрирует устойчивый интерес к нему, а высокие результаты аттестации (100% качества обученности) – хороший уровень реализации целей обучения.
Ежегодно мои ученицы принимают активное участие в муниципальном туре всероссийской  олимпиады по технологии и занимают призовые места. В 2009 г. Янушевич Марина стала победительницей муниципального тура среди учащихся 10-х классов и стала участницей областного.
В 2009 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Особенности и специфика методики организации реализации содержания образования РК БУП НСО по технологии»  в объеме 72 часа (удостоверение № 2477).
В методическом плане ближайшую цель для себя вижу в повышении уровня мотивации и качества преподавания нового курса технологии «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области».
Представление
 на учителя технологии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Ордынского района Новосибирской области – Вагайцевской средней общеобразовательной школы имени Н.Н. Медведева
Старцеву Веру Николаевну
            Старцева Вера Николаевна – учитель первой квалификационной категории. Образование высшее, Окончила Московский технологический институт легкой промышленности, педагогический стаж 23 года.
         Вера Николаевна – высоко квалифицированный учитель, талантливый педагог. Работает творчески, глубоко и разносторонне знает свой предмет, свободно ориентируется в методической и научной литературе, в современных психолого-педагогических концепциях обучения. Постоянно совершенствует свой уровень знаний и сложившуюся определённую свою систему преподавания, развивающую истинный интерес учащихся к своему предмету и результатам собственной деятельности. В 2009 году прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО: по теме: «Особенности и специфика методики реализации содержания образования РК БУП НСО по технологии».
Целью своей педагогической деятельности Старцева В.Н. считает развитие творческого потенциала личности школьника средствами учебного предмета «Технология», формирование творческого подхода к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации, активизации поисковой работы.
            Учитель в совершенстве владеет методикой преподавания обслуживающего труда, осуществляет теоретическую подготовку учащихся, учит пользоваться чертежными инструментами, проводить геометрические построения, читать чертежи и правильно оформлять их. На занятиях по кулинарии учитель формирует навыки чистоплотности, аккуратности при приготовлении блюд развивает навык творчества и фантазии. Учит умению приготовления пищи, хранению и заготовки продуктов. Учитель прививает учащимся правила этикета, культуры поведения, воспитанности, уверенности в себе в различных жизненных ситуациях.        Обучающиеся умеют правильно оформлять рабочее место и соблюдать правила безопасности труда, умеют пользоваться инструментами, ухаживать за ними и содержать их в исправном состоянии, умеют работать на швейной машине, выполнять и устранять простейшие неполадки в её работе, могут выполнять швы, строчку различного характера.
            Девочки с удовольствием работают с тканями: умеют распознавать ткани, их свойства, определять расход ткани на изделие, экономно раскладывать выкройку на ткани, кроить и шить изделие. Владеют навыками разработки фасона выбранного изделия. Умеют оценивать качество готового изделия и анализировать причины допущенных недостатков. Учащиеся умеют работать в коллективе, распределяя совместный труд. У учащихся Веры Николаевны сформировано чувство ответственности за порученное дело, уважение к труду.
            Качество знаний по предмету от 89 до 98% при 100% абсолютной успеваемости.
Говоря о педагогическом опыте и творческом портрете Веры Николаевны, особенно хочется подчеркнуть её доброжелательность, тактичность, чуткость, справедливость и внимательное отношение к ученикам. Она знакома с интересами учащихся, направляет эти интересы, выходя за рамки своего предмета, одновременно являясь требовательным учителем.
            Результатом привития интереса к предмету является естественный выбор учащимися 9-х классов  предмета «Технология» на государственной итоговой аттестации. Ею подготовлены призеры всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе: Козуберда Ю. (2007 г.), Соловьева А. (2008 г.), Янушевич М. (2009 г.).
Старцева В.Н. - хороший классный руководитель, умело организует воспитательную работу, владеет культурой педагогического общения. Умеет сплотить, направить, показать пример, повести за собой коллектив класса, используя такие формы и методы организации воспитательной работы, которые позволяют раскрыть субъективный опыт и личностные качества учащихся. Ее выпускников отличает трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, желание узнать и познать новое.
Педагог принимает активное участие в общественной жизни р.п. Ордынское и с Вагайцево – актриса народного театра-студии «Фортель». Награждена в 2006 г. и 2009 г. дипломами муниципального учреждения культуры «Культурно-досуговый комплекс» г. Куйбышева в рамках межрегионального театрального фестиваля в номинациях «Лучшая женская роль классического репертуара» и «Лучшая женская роль в отечественной классике».
Вместе с обучающимися принимают участие в подготовке спектаклей – изготовление декораций сцены и костюмов для актеров. За преданность народному творчеству, активное участие в культурной жизни Новосибирской области, большой личный вклад в развитие культуры на селе награждена Благодарственным письмом Министерства культуры Новосибирской области – Новосибирским государственным областным Домом народного творчества.
Старцева В.Н. участвует в работе районной аттестационной комиссии, а так же является  экспертом по проверке экзаменационных,  олимпиадных, научно-исследовательских работ учащихся.
В течение 5 лет возглавляет школьный интеллектуальный клуб «Эрудит», который неоднократно участвовал в международном интеллектуальном марафоне «Хрустальная сова» среди учащихся и студенческой молодежи в г. Новосибирске.
На протяжении двух лет ведет в 10 – 11 классах курс «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда НСО», который содействует профессиональному самоопределению старшеклассников. 
Являясь классным руководителем, Старцева В.Н.  строит отношения с детьми и родителями на доверии, уважении, требовательности и справедливости. Вера Николаевна пользуется заслуженным авторитетом коллег, обучающихся и их родителей.