Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала




Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш портал сегодня посетители: Antoni

Информационный блок
Зарегистрированных
Всего: 7233
За месяц: 1
За неделю: 1
Вчера: 0
Сегодня: 0
Из них
Администраторов: 7
Модераторов: 7
Проверенных: 739
Пользователей: 6479
Из них
Мужчин: 2109
Женщин: 5124

Новости образования

Главная » 2010 » Июнь » 6 » Урок - мастерская "Наши руки - не для скуки"
00:09
Урок - мастерская "Наши руки - не для скуки"
Косова Татьяна Ивановна,
учитель технологии высшей категории
лицей №3 г. Кропоткина,
Краснодарского края

Девиз: « Мы, трудится очень любим, нам трудиться нравится,
Каждый сладит с трудным делом, с любой работой справится»

Цель: познакомить с шерстяной пряжей, ее свойствами, с одной из старых техник изготовления игрушки, научить изготавливать игрушки в данной технике, воспитание самостоятельности, аккуратности, развитие творческих способностей, любви к рукоделию, уважению к труду.

Оборудование: остатки желтой пряжи, картон, клей универсальный, ножницы, фетр, пластиковые глазки.
Ход урока
Орг. момент 1-2 мин
Определение темы 3 мин
Объяснение нового материала 25 мин
Практическая работа 40 мин
Подведение итогов 5 мин
Домашнее задание 5 мин
Конспект урока
Сегодня мы проводим урок – мастерскую «Наши руки не для скуки». Немного фантазии, юмора, плюс всевозможные остатки шерстяной пряжи и, конечно, любовь к рукоделию – вот и все, что нужно для освоения несложной техники изготовления игрушек из…. Из чего мы узнаем, если перенесемся на игру «Поле чудес».

п о м п о н

Ученики отгадывают слово «помпон». Где же можно использовать помпоны? Ими украшают шапки, тапочки, одежду.
Посмотрите на свою пряжу и отгадайте загадку: «По горам, по долам ходит шуба да
кафтан?» (Баран, овца)
Почему мы сегодня говорим об овце, баране?
Потому что они дают нам шерсть. Шерсть издавна известна людям.
В городе Уре, недалеко от Персидского залива, найдено одно из наиболее и старых изображений овцы, выполненное в технике в технике мозаики. Оно датируется приблизительно 3500 г. н. э. Овец стригли ножницами, сохранившими форму римских – без гвоздика посередине. Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твердые частицы.
Потом шерсть трепали, чесали металлическими чесалками или деревянными гребнями. После этого формовали в виде своеобразной ленты и пряли.
Помните у А. С. Пушкин: «Три девицы под окном пряли поздно вечером…» или в «Сказке о рыбаке и рыбке» :
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Как же они пряли? Что им для этого было нужно?
Вернемся на «Поле чудес» и отгадаем два слова (веретено и прялка)

п р я л к А

В е р е т е н о

Учащиеся отгадывают слова «веретено» и «прялка». Верно, сначала пряли вручную, с помощью веретен, а затем прялкой.
Издавна прядение представляло особый ритуал, оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни.

Рисунок 1 Ручное веретено

В результате появилась шерстяная пряжа, из которой потом на ткацкой фабрике ткали ткань. Итак, что такое пряжа? Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. А процесс получения пряжи называется прядением. Прядение проходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание, предпрядение и сам процесс прядения. Далее из пряжи на ткацкой фабрике ткут ткань. Что такое ткань? Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой
В древних летописях неоднократно упоминается о выработке на Руси шерстяных тканей.
Из сукна шили сермяги, епанчи, охабни, опашни, сарафаны, шапки.
Как вы думаете, что обозначают эти слова? Итак, возвращаемся на «Поле чудес» и отгадываем слова.

р у с с к а я

о д е ж д а

Сермяга – кафтан из грубого неокрашенного сукна.
Епанча – длинный и широкий старинный плащ.
Охабень – старинный русский широкий кафтан с откидным четырехугольным воротником и прорехами для рук под длинными прямыми рукавами.

Опашень – старинный долгополый кафтан с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами и пристяжным меховым воротником.

В 1630 году в Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдерживать конкуренцию с привозным товаром она не смогла и вскоре закрылась. Петр I , заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик. Сейчас шерсть производят по всему миру. Одним из наиболее крупных поставщиком шерсти является Австралия: она дает около трети мирового производства шерсти.

Возьмите в руки пряжу. Какая она на ощупь? Мягкая, пушистая, теплая, упругая Шерсть обладает высокой гигроскопичностью, изделия из шерсти почти не сминаются, бывает разного цвета. К воздействию света шерсть значительно более устойчива, чем растительные волокна. Давайте подожжем волокна шерсти, чтобы узнать, как горит шерсть. Что мы видим? Волокна шерсти во время горения спекаются, когда их выносят из пламени, горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами.
Что же можно сделать из пряжи? Связать свитера, носки, шарфы.
А кроме этого можно создавать игрушки. Создавать игрушки своими руками – очень увлекательное дело.
Фантазируйте, подбирая размеры и цвета помпонов, добавляя чуть–чуть фетра, ткани, пуговиц и другие детали.
Процесс изготовления небольших подарков по различным поводам и без таковых принесет огромную радость, доставит удовольствие и прибавит оптимизма.

Для работы потребуется: (отгадайте)

1.«Без ног, а бегает» (клубок)
2.«Инструмент бывалый – не большой, не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет» (ножницы)
3«У вострушки – хвостик в ушке» (игла с ниткой)
4.фетр разных цветов
5.глаза из пластика
6.жесткий картон толщиной около 3 мм
7.клей универсальный
8.пинцет

Учимся делать классический помпон.
Из картона вырезать заготовку равную диаметрам 2 кругов задуманного изделия плюс 1,5 см Количество заготовок должно быть 2 штуки.

Рисунок 2 Заготовка из картона
Как можно ровнее обмотайте шерстяной нитью картонное кольцо и наматывайте нить до тех пор, пока сторона, расположенная к центру, не окажется заполненной (чем лучше заполнен центр, тем более плотным будет помпон).

Рисунок 3
Обмотанное шерстяной нитью картонное кольцо

Протолкните острие ножниц между двумя кругами картона, затем аккуратно разрежьте шерстяную пряжу, придерживая её но, при этом, не сдвигая с картона.
Пропустите между двумя кругами картона сложенную вдвое или втрое шерстяную нить и завяжите находящуюся на картоне пряжу в очень тугой узел. Удалите картон.
Подровняйте помпон ножницами.
Вы научились делать помпоны одного цвета. А можно сделать помпон из двух цветов.
Наматывать на картонку шерстяную пряжу по цвету. ( Рисунок 4)

Рисунок 4

Практическая работа
Работаем по группам по 2 человека. Делаем игрушки забавных цыплят.
Для их изготовления нужно 2 помпона.
Каждый делает по одному помпону, затем их соединяем с помощью клея. Вырезаем из фетра клюв, лапки, крылья, гребешок.
Приклеиваем все это и пластиковые глаза
У каждой группы получится свой цыпленок, не похожий на других.
Перед работой давайте разомнем свои руки: ласково и нежно поглаживая их, пошевелим пальцами, сожмем и разомнем их, приговаривая: «Наши золотые ручки сделают сейчас шедевр».
Техника безопасности

1-а ученица 2-а ученица

Работать ножницами можно, Игла в работе весела,
Но очень- очень осторожно. Она тонка и так мала!
Не бегай с ними по квартире - Не будешь класть ее на место,
Так можно сделать харакири. Вдруг потеряется в отместку
Коль просит кто-то, не зевай. И затаится в беспорядке:
Вперед колечками давай. Тебе ж потом воткнется в пятку

3–а ученица
Везде и всюду правила –
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки –
Обращайся с инструментами ловко!

Технологическая карта по изготовлению цыплят.
1.Сделайте 2 помпона из желтой пряжи: один d=5см для головы, другой- d=6см для туловища.
2.Скейте помпоны между собой.
3.Вырежьте из красного фетра ромб, сложите его пополам в виде клюва.
4.Вырежьте из красного фетра лапы.
5.Приклейте цыпленку крылышки и глаза.

Рисунок 5
Цыплята

Физкультминутка

Фантазируйте! Оформите цыпленка по своему усмотрению: прикрепив шляпу, бантик, гребешок и т.д.

Подведение итогов занятия.
Подсчитайте:
1.Во сколько обошлась игрушка?
2. Куда вы ее денете?
3. У кого самый интересный цыпленок получился?
На нашу любовь к милым и забавным вещам, сделанными своими руками, не в силах повлиять никакие модные веяния.
Ведь вещи, выполненные своими руками, будут неповторимы, оригинальны, нести в себе положительную энергетику и наверняка порадуют ваших близких. Древнегреческий мудрец Пифагор сказал: « Статую красит вид, а человека – деяние».
Удачи вам и творческих успехов!

Литература:
1..«Ткани»- И. Журавлева Москва «ЭКСМО» 2003 года
2..Неделя технологии в начальной и средней школе – О. Павлова Волгоград 2007 год
3.«Технология»- 5 класс под редакцией В.Симоненко «Вентана – граф» Москва 2006 год
4.«Игрушки – помпоны своими руками» А.Блондель, С.Деон «Мир книги» 2006 год
5.Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко, 5 класс

Косова Татьяна Ивановна
МОУ лицей №3
города Кропоткина Краснодарского края

я

Девиз: « Мы, трудится очень любим, нам трудиться нравится,
Каждый сладит с трудным делом, с любой работой справится»

Цель: познакомить с шерстяной пряжей, ее свойствами, с одной из старых техник изготовления игрушки, научить изготавливать игрушки в данной технике, воспитание самостоятельности, аккуратности, развитие творческих способностей, любви к рукоделию, уважению к труду.

Оборудование: остатки желтой пряжи, картон, клей универсальный, ножницы, фетр, пластиковые глазки.
Ход урока
Орг. момент 1-2 мин
Определение темы 3 мин
Объяснение нового материала 25 мин
Практическая работа 40 мин
Подведение итогов 5 мин
Домашнее задание 5 мин
Конспект урока
Сегодня мы проводим урок – мастерскую «Наши руки не для скуки». Немного фантазии, юмора, плюс всевозможные остатки шерстяной пряжи и, конечно, любовь к рукоделию – вот и все, что нужно для освоения несложной техники изготовления игрушек из…. Из чего мы узнаем, если перенесемся на игру «Поле чудес».

п о м п о н

Ученики отгадывают слово «помпон». Где же можно использовать помпоны? Ими украшают шапки, тапочки, одежду.
Посмотрите на свою пряжу и отгадайте загадку: «По горам, по долам ходит шуба да
кафтан?» (Баран, овца)
Почему мы сегодня говорим об овце, баране?
Потому что они дают нам шерсть. Шерсть издавна известна людям.
В городе Уре, недалеко от Персидского залива, найдено одно из наиболее и старых изображений овцы, выполненное в технике в технике мозаики. Оно датируется приблизительно 3500 г. н. э. Овец стригли ножницами, сохранившими форму римских – без гвоздика посередине. Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твердые частицы.
Потом шерсть трепали, чесали металлическими чесалками или деревянными гребнями. После этого формовали в виде своеобразной ленты и пряли.
Помните у А. С. Пушкин: «Три девицы под окном пряли поздно вечером…» или в «Сказке о рыбаке и рыбке» :
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Как же они пряли? Что им для этого было нужно?
Вернемся на «Поле чудес» и отгадаем два слова (веретено и прялка)

п р я л к А

В е р е т е н о

Учащиеся отгадывают слова «веретено» и «прялка». Верно, сначала пряли вручную, с помощью веретен, а затем прялкой.
Издавна прядение представляло особый ритуал, оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни.

Рисунок 1 Ручное веретено

В результате появилась шерстяная пряжа, из которой потом на ткацкой фабрике ткали ткань. Итак, что такое пряжа? Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. А процесс получения пряжи называется прядением. Прядение проходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание, предпрядение и сам процесс прядения. Далее из пряжи на ткацкой фабрике ткут ткань. Что такое ткань? Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой
В древних летописях неоднократно упоминается о выработке на Руси шерстяных тканей.
Из сукна шили сермяги, епанчи, охабни, опашни, сарафаны, шапки.
Как вы думаете, что обозначают эти слова? Итак, возвращаемся на «Поле чудес» и отгадываем слова.

р у с с к а я

о д е ж д а

Сермяга – кафтан из грубого неокрашенного сукна.
Епанча – длинный и широкий старинный плащ.
Охабень – старинный русский широкий кафтан с откидным четырехугольным воротником и прорехами для рук под длинными прямыми рукавами.

Опашень – старинный долгополый кафтан с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами и пристяжным меховым воротником.

В 1630 году в Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдерживать конкуренцию с привозным товаром она не смогла и вскоре закрылась. Петр I , заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик. Сейчас шерсть производят по всему миру. Одним из наиболее крупных поставщиком шерсти является Австралия: она дает около трети мирового производства шерсти.

Возьмите в руки пряжу. Какая она на ощупь? Мягкая, пушистая, теплая, упругая Шерсть обладает высокой гигроскопичностью, изделия из шерсти почти не сминаются, бывает разного цвета. К воздействию света шерсть значительно более устойчива, чем растительные волокна. Давайте подожжем волокна шерсти, чтобы узнать, как горит шерсть. Что мы видим? Волокна шерсти во время горения спекаются, когда их выносят из пламени, горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами.
Что же можно сделать из пряжи? Связать свитера, носки, шарфы.
А кроме этого можно создавать игрушки. Создавать игрушки своими руками – очень увлекательное дело.
Фантазируйте, подбирая размеры и цвета помпонов, добавляя чуть–чуть фетра, ткани, пуговиц и другие детали.
Процесс изготовления небольших подарков по различным поводам и без таковых принесет огромную радость, доставит удовольствие и прибавит оптимизма.

Для работы потребуется: (отгадайте)

1.«Без ног, а бегает» (клубок)
2.«Инструмент бывалый – не большой, не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет» (ножницы)
3«У вострушки – хвостик в ушке» (игла с ниткой)
4.фетр разных цветов
5.глаза из пластика
6.жесткий картон толщиной около 3 мм
7.клей универсальный
8.пинцет

Учимся делать классический помпон.
Из картона вырезать заготовку равную диаметрам 2 кругов задуманного изделия плюс 1,5 см Количество заготовок должно быть 2 штуки.

Рисунок 2 Заготовка из картона
Как можно ровнее обмотайте шерстяной нитью картонное кольцо и наматывайте нить до тех пор, пока сторона, расположенная к центру, не окажется заполненной (чем лучше заполнен центр, тем более плотным будет помпон).

Рисунок 3
Обмотанное шерстяной нитью картонное кольцо

Протолкните острие ножниц между двумя кругами картона, затем аккуратно разрежьте шерстяную пряжу, придерживая её но, при этом, не сдвигая с картона.
Пропустите между двумя кругами картона сложенную вдвое или втрое шерстяную нить и завяжите находящуюся на картоне пряжу в очень тугой узел. Удалите картон.
Подровняйте помпон ножницами.
Вы научились делать помпоны одного цвета. А можно сделать помпон из двух цветов.
Наматывать на картонку шерстяную пряжу по цвету. ( Рисунок 4)

Рисунок 4

Практическая работа
Работаем по группам по 2 человека. Делаем игрушки забавных цыплят.
Для их изготовления нужно 2 помпона.
Каждый делает по одному помпону, затем их соединяем с помощью клея. Вырезаем из фетра клюв, лапки, крылья, гребешок.
Приклеиваем все это и пластиковые глаза
У каждой группы получится свой цыпленок, не похожий на других.
Перед работой давайте разомнем свои руки: ласково и нежно поглаживая их, пошевелим пальцами, сожмем и разомнем их, приговаривая: «Наши золотые ручки сделают сейчас шедевр».
Техника безопасности

1-а ученица 2-а ученица

Работать ножницами можно, Игла в работе весела,
Но очень- очень осторожно. Она тонка и так мала!
Не бегай с ними по квартире - Не будешь класть ее на место,
Так можно сделать харакири. Вдруг потеряется в отместку
Коль просит кто-то, не зевай. И затаится в беспорядке:
Вперед колечками давай. Тебе ж потом воткнется в пятку

3–а ученица
Везде и всюду правила –
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки –
Обращайся с инструментами ловко!

Технологическая карта по изготовлению цыплят.
1.Сделайте 2 помпона из желтой пряжи: один d=5см для головы, другой- d=6см для туловища.
2.Скейте помпоны между собой.
3.Вырежьте из красного фетра ромб, сложите его пополам в виде клюва.
4.Вырежьте из красного фетра лапы.
5.Приклейте цыпленку крылышки и глаза.

Рисунок 5
Цыплята

Физкультминутка

Фантазируйте! Оформите цыпленка по своему усмотрению: прикрепив шляпу, бантик, гребешок и т.д.

Подведение итогов занятия.
Подсчитайте:
1.Во сколько обошлась игрушка?
2. Куда вы ее денете?
3. У кого самый интересный цыпленок получился?
На нашу любовь к милым и забавным вещам, сделанными своими руками, не в силах повлиять никакие модные веяния.
Ведь вещи, выполненные своими руками, будут неповторимы, оригинальны, нести в себе положительную энергетику и наверняка порадуют ваших близких. Древнегреческий мудрец Пифагор сказал: « Статую красит вид, а человека – деяние».
Удачи вам и творческих успехов!

Литература:
1..«Ткани»- И. Журавлева Москва «ЭКСМО» 2003 года
2..Неделя технологии в начальной и средней школе – О. Павлова Волгоград 2007 год
3.«Технология»- 5 класс под редакцией В.Симоненко «Вентана – граф» Москва 2006 год
4.«Игрушки – помпоны своими руками» А.Блондель, С.Деон «Мир книги» 2006 год
5.Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко, 5 класс

Косова Татьяна Ивановна
МОУ лицей №3
города Кропоткина Краснодарского края

Категория: Косова Татьяна Ивановна (планы уроков, презентации) | Просмотров: 1552 | Добавил: kosova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Здравствуйте, Гость

Дежурный администратор

Поиск

Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив новостей

Праздники мира
интернет магазин лицензионных игр
Праздники сегодня

Друзья портала

Новости веб-круга друзей

Сайт для учителей

Все друзья


Переводчик
- переводчик на 30 языков мира


© Учредитель и главный редактор - Атаулова Ольга Валентиновна 2007 - 2024 , 6+
© Электронное СМИ "Образовательный портал "Непрерывная подготовка учителя технологии" //tehnologiya.ucoz.ru
E-mail: ataulovaov_uipk@mail.ru, тел.: +7 917 633 33 94
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44690
от 20.04.2011 зарегистрировано Роскомнадзором
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые.
Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)
www.copyright.ru Союз образовательных сайтов Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru