Зарегистрированных Всего: 7233 За месяц: 1 За неделю: 1 Вчера: 0 Сегодня: 0 Из них Администраторов: 7 Модераторов: 7 Проверенных: 739 Пользователей: 6479 Из них Мужчин: 2109 Женщин: 5124
Новости образования
Главная » 2009 » Ноябрь » 26 » Коллективное творчество детей на уроках технологии в начальной школе. Из опыта работы.
16:01
Коллективное творчество детей на уроках технологии в начальной школе. Из опыта работы.
«Взгляд детей мне душу согревает, Их энергия мне силы придает, Детский смех весельем заражает, Дружба детская меня не предает». С. В. Черемисина О времени и о себе. «Образование не достигает точки насыщения» - афоризм, который очень точно характеризует профессию педагога. Как и многие мои коллеги, выбрав учительскую стезю более 30 лет назад, из года в год я ставлю перед собой одну и ту же проблему, как заинтересовать, увлечь, научить, развить, чтобы взгляд, что «душу согревает» излучал пытливость, ум, интерес. И работа в сельской школе, где старшие коллеги были замечательным примером для подражания, и школа «Орленка», которая учила проводить коллективные творческие дела, и участие в разработке альбомов по ремеслам Русского Севера в УПМ, и школа, и детское «здравствуйте», и «спасибо за урок»,- все это заставляет находиться в постоянном поиске. На сегодняшнем этапе, по моему убеждению, в системе развивающего обучения одним из важных моментов является развитие творчества и коллективного творчества в том числе. Этой теме я и посвящаю свою работу. О технологии - образовательной области. Образовательная область «Технология» призвана оказать помощь в развитии ребенка, как личности активной и творческой. Урок технологии – не только процесс репродуктивной деятельности, но и урок, направленный на формирование умений планировать свою работу, выполнять ее по этому плану, вносить какие-то изменения в заданную конструкцию. Урок направлен на осознанное восприятие школьником учебной информации, результатом которого является творческое использование багажа полученных знаний при разработке и изготовлении объекта труда, а также при выполнении проектов. Немного истории. Оказывается, что «метод проектов» совсем не новая идея. Вопросом проектного обучения занимались американский психолог Джон Дьюи, его последователь, профессор, Уильям Килпатрик и многие другие. В основу метода была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной значимой проблемы. В 1920-е годы «метод проектов» привлек внимание советских педагогов (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать методы проектов в обучении. Как отмечает автор статьи «К столетию проектного обучения» Марина Цветкова в газете «Первое сентября» «на рубеже веков школа ищет новые методы обучения, возрождая достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия». Внедряя эти методы обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что: - время работы над изделием (проектом) должно быть более кратковременным, - метод обучения – сочетание репродуктивного и творческого, - большая часть времени на уроке должна быть отведена практической деятельности, - использование детских работ чаще всего на уровне выставок, конкурсов, праздников, - экономические расчеты будут весьма сомнительные. Коллективное творчество.[/b] В своей практике я, пожалуй, занимаюсь больше подготовкой к предстоящей в будущем проектной деятельности. Работая учителем технологии (трудового обучения) в начальной школе, я пытаюсь найти что-то такое, что бы привлекало ребят, пробуждало в них желание выполнять изделия интересными и по конструкции и по дизайну. А форму организации учебной деятельности стараюсь тоже разнообразить: то индивидуально, то в парах, то в группах. Разработанный Н.М. Конышевой курс «Технологии» для начальной школы построен на элементах проектной деятельности, его я использую в работе. Но иногда простое знакомое изделие, выполненное индивидуально, в коллективной работе более интересно и значимо. И вот здесь я думаю, в каком внеклассном мероприятии можно с пользой применить творчество детей, как можно объединить работы, какую композицию создать. Например, на первом этапе сложности, научившись складывать рыбку, предлагаю детям изменить форму рыбки, а затем приклеить на основу - аппликацию или рисунок «Аквариум», который предварительно подготовили дети на занятиях кружка. Выполняя работу «Букет», каждый ребенок рисует и вырезает свой вариант цветка (выбираем интересные варианты и используем в качестве шаблона), Кроме разных видов бумаги можно использовать и текстильные материалы. Другой вариант букета выполнен из скрученных и склеенных полосок (серпантин), которым каждый придает свою форму, и в группах или отдельной бригадой дети составляют композицию из отдельных деталей или частей. А на линейке ребята с радостью вручают коллективное поздравление адресату. А ребятам 2 класса предстояло включиться в «строительство домика в деревне», им казалось, что это очень трудно (полуобъемная аппликация). Но урок за уроком, второклассники, выстроили целую улицу. А на следующих уроках научились плетению «берестяных» головных украшений. И все это необходимо было для проведения праздника в классе «Вдоль по улице». Это уже второй этап сложности. При выполнении задания «Городской перекресток» у ребят появилась необходимость проявить больше самостоятельности. «Городская улица» стала выглядеть более разнообразно, когда, обсудив разнообразие форм и конструкций зданий, каждый выбрал тот вариант, который ему понравился. А, выполняя прорезные балкончики, можно было внести свои изменения в размеры и количество балкончиков. Объединив в «микрорайоны» свои макеты, ребята занялись оформлением. На занятиях кружка сделали разметку «перекрестка» и поставили макеты дорожных знаков. Ребята могли проверить свои знания по ПДД, а в последующей игре еще и заработать жетоны (Праздник-игра «Город мастеров»). При изучении темы «Стиль и стилевое единство» («Технология» Н. М. Конышева 3 класс) я предложила ребятам выполнить самостоятельно творческое задание «Уголок комнаты». Кроме картона и бумаги можно было использовать различные материалы (мелкие коробки, катушки, лоскуты ткани и др.). Работали дети с большим желанием. В результате появилась выставка, которую с интересом рассматривали ребята других классов. В этой работе учащиеся, по сути, выполнили почти все этапы проекта от замысла, выработки идеи до устной презентации своей работы. Форма организации детей - очень важный момент на любом уроке. При выполнении такой работы, как «Старинный замок», важно было распределение объема работы между группами. В этой коллективной работе есть разный уровень сложности, соответственно учитываются возможности учащихся при делении класса на группы. На следующем, третьем этапе сложности, объявляю «конкурс юных архитекторов» в рамках подготовки к устному журналу «Тебе, мой город, посвящаем…» Весь проект дети выполняли индивидуально и самостоятельно, от разработки конструкции до завершения работы. К моменту проведения устного журнала членами жюри (в него входили и дети) были отмечены победители, которым вручили грамоты и призы. Иногда проблема для выполнения того или иного творческого задания возникает неожиданно, и я принимаюсь за ее решение, потому что это интересно и мне, и детям. Так, два класса начальной школы участвовали в игре - путешествии, проводимой ВОДОКАНАЛОМ. Одним из заданий было изготовление почтового ящичка. Фотографии лучших ящичков надо было отправить в Штаб игры. Замечательная проблема для проектной работы. С каким увлечением дети работали: рисовали эскизы, конструировали свои изделия, оформляли. Правда, в процессе работы, иногда выяснялось, что изображение на рисунке, отличается от готовой конструкции, но самое важное то, что все ребята справились с заданием. И какова была радость ребят, когда в завершении игры классы получили грамоты, призы и, самое главное, праздник на предприятии ВОДОКАНАЛ. Другой класс принимал активное участие в творческой работе, посвященной Диво Острову, что расположен на Крестовском острове. Отправной точкой для этой коллективной работы был буклет «Диво Остров» и приглашение поучаствовать в конкурсе творческих работ. «Поучаствовать? Это здорово!»- откликнулся 3-Б. Объединившись в творческие группы по желанию, ребята стали обсуждать, выполнять эскизы, расчеты, подбирать материал, распределять в группе, кто какую часть конструкции выполняет. Моя задача была помочь в организации всех этапов выполнения работы. Выступая в роли советчика, консультанта, координатора, я видела, что ребятам нравится выполнять такие задания. Даже слабые ребята тянулись за успешными детьми и старались быть нужными в группе. А я поощряла ту команду, в которой царило дружелюбие, взаимопонимание и работоспособность. Выбрав на конкурс самые интересные работы, с вновь собранной группой, в которую вошли по представителю от каждой, во внеурочное время мы собрали макет «Диво остров – остров радости» и отправили его организаторам конкурса. Конечно, мы, взрослые, понимаем, что работа маленького ребенка не станет образцом для создания нового аттракциона, но желание творить мы в нем поддержим. Ребята, чьи работы вошли в общий макет, были награждены бесплатным посещением «Диво острова» и грамотами за участие в конкурсе. Задания творческого характера, периодически предлагаемые учащимся, заставляют детей применять имеющиеся у них знания, умения, способы действия, использовать свой жизненный опыт. Они побуждают к приобретению новых знаний, расширяют представления о предприятиях своего района, города. Однажды, пригласив детей выглянуть в окно, где стояла детская площадка, я спросила, знают ли они, кто такие площадки выпускает. Оказалось, что нет, не знают. Знакомство с предприятием КСИЛ началось тут же, в классе, когда перед детьми открылась «передвижная рекламная выставка» предприятия КСИЛ (это были фотографии с образцами выпускаемой продукции, координаты предприятия). Предварительной работой к этому уроку была лабораторная работа, в результате которой школьники познакомились со свойствами и способами обработки пластиковых трубочек. Теперь, на уроке, они поняли, что будем учиться конструировать, используя не только привычные, но и новые материалы. После 2-х уроков работы в группах и индивидуально была собрана детская площадка. В школе ежегодно проводится олимпиада по труду, а на районных олимпиадах ребята занимали призовые места. Таким образом, при выполнении творческих работ, дети: * совершенствуют трудовые навыки, * осознают необходимость свободного владения инструментами, * учатся работать с информационным материалом, * развивают конструктивное воображение, * расширяют знания о профессиях и предприятиях, * приобретают навыки сотрудничества, * учатся применять полученные умения не только на уроке, но и в других ситуациях. Такие виды работ помогают ребятам раскрывать свой творческий потенциал,накапливать опыт, который, я уверена, поможет им в жизни. Литература Н.М. Конышева. Проектная деятельность школьников. \\ Начальная школа 2006. №5 М. Цветкова. К столетию проектного обучения.// Газета «Первое сентября» Т. Н. Проснякова. Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004. Н. М. Конышева. Технология. // Изд. Ассоциация ХХI век. Н. М. Конышева. Методика трудового обучения младших школьников.
Любовь Семеновна, я с Вами полностью согласна. Мои родители были учителями, мама - начальные классы, папа - учитель музыки. И я прекрасно помню, когда мама говорила: "какой труд? плохо написали контрольную по математике". Но тогда еще и специалистов не было по предмету. И я прекрасно понимаю этих учителей, и не осуждаю их. Вашим учителям директор доплачивает, а нашим нет. Они бы и с радостью отдали эти труды, да вот нагрузки нет. Молодые учителя ведут сами, а учителя, которые уже пенсию получают, отдаю. Вот так и живем. Ольге Валентиновне отдельное спасибо, она просто молодец, единственная в стране (я уверенна), которая занимается престижем нашего предмета. Создала и работает с таким прекрасным сайтом. Ведь по нашему предмету очень трудно найти какой нибудь материал, а здесь...красота. Спасибо, Любовь Семеновна, что Вы делитесь своим материалом. С уважением, Виктория Старикова.
Я Вас поддерживаю, Виктория Викторовна! Более того, теперь постоянно рекламирую Любовь Семёновну, а также Вас, учителям начальных классов. Вот и 11 марта поеду в один из самых отдалённых районов Ульяновской области, где буду проводить консультацию с руководителями МО учителей начальных классов двух соседних районов по теме "ИКТ на уроках технологии в начальных классах". Без Ваших фамилий не обойдусь Удачи Вам, коллеги! P.S. Я очень рада, что такие сильные педагоги есть на нашем портале
Спасибо, Ольга Валентиновна, за теплые слова. А я сейчас проводила мастер-класс для учителей начальных классов по предмету "Технология" и чуть не плакала, ни один педагог начальных классов из всего города не пришел. Хорошо поддержали педагоги дополнительного образования. Но ведь у меня весь материал был для учителей начальных классов. Вот так нашим учителям нужна помощь (так они и относятся к нашему предмету). С удовольствием предложила бы Вам весь этот материал, но он очень тяжелый. Попробую разбить его на часть, если получится (там все связано гиперссылками). Удачи Вам в Вашем тяжелом труде. С уважением, Виктория Старикова
Виктория Викторовна, дорогая Вы моя помощница!!!!! Спасибо Вам за желание разместить свои материалы на портале... Конечно, разбейте материал по смысловым кускам и выкладывайте... Если что-то не получиться, подключайте меня.
Добрый вечер, Любовь Семеновна. С большим любопытством причитала Вашу статью. Очень интересно. Рада, что есть учителя, которые в начальной школе уделяют большое внимание урокам технологии. Многие учителя начальных классов сами ведут эти уроки, и конечно же не так усердно готовятся к ним. Вы очень талантливый учитель, Вашим ребятам просто повезло. Так держать . Удачи в творчестве. С уважением, Виктория Старикова.
Виктория Викторовна. Спасибо Вам за приятные слова. Моим детям повезло в том, что в начальной школе я веду только один предмет технологию. А это значит, что только ей, технологии, я посвящаю всю подготовку к урокам. Я учитель начальных классов и прекрасно помню, что, занимаясь всеми предметами в начальной школе, на "труд" практически времени не остается. Это я в некотором роде пытаюсь объяснить незаинтересованность учителей. С вашими материалами с большим удовольствием познакомлюсь. Виктория Викторовна, согласитесь, что и здесь мало учителей начальных классов (в основном технологи среднего звена). Было время, когда у нас в районе ежегодно проводились консультации, мастер-классы, районные олимпиады по труду среди начальных школ. Сама участвовала в организации. А сейчас, пожалуй, только в нашей школе как и раньше, проводится олимпиада в 4 классах. Грустно и Вам я сочувствую, но... ничего - "прорвемся". С уважением Любовь Семеновна. Жду материалов тоже. Спасибо.
Любовь Семёновна, дорогая! Я отчётливо осознаю тот факт, что технологии в начальной школе на нашем портале уделяется не так уж много времени и места.... Больше всего - технологии в среднем звене.. А это потому, что этим уровнем обучения технологии занимаются вон сколько моих помощников!!!! Поэтому, не случайно, я Вас вместе с Викторией Викторовной и приглашала "взять всё в свои руки" Дело в том, что на сайтах учителей начальных классов есть неплохие методические материалы... Их надо искать. Вы - активна, и Вам это по силам, т.к. Вы достойно можите оценить их и отделить "зёрна от плевен". А знакомясь с материалами педагогов начального звена, поддерживая их, Вы тем самым будите культивировать в них желание заниматься и технологией... Моё предложение Вам обеим остаётся в силе Меня очень заинтересовала Ваша информация о проведении олимпиады по технологии.... Будьте добры, разместите и эти материалы у нас на портале. Я Вам для этого сделаю специальную страницу на Вашей "Персональной странице":D .
Ольга Валентиновна, добрый вечер. Материалы олимпиады я размещу. Для этого, наверное, специального места не надо. Я провожу её в 4 четверти ежегодно среди 4 классов. За 2 часа ребята выполняют теоретические и практические задания. Но сначала даю отборочные практические работы по каким-то видам деятельности. Спасибо за размещение материалов. Успехов. Л.С.
Любовь Семёновна, дорогая! Я отчётливо осознаю тот факт, что технологии в начальной школе на нашем портале уделяется не так уж много времени и места....
Ольга Валентиновна. Я объясняю этот факт тем, что учителя начальной школы заняты другими предметами. Им просто не до технологии. А на вашем портале Вы как нигде больше волнуетесь об этом предмете. И я благодарна, что в один прекрасный день, когда я в сеть отправила первую работу, Вы обратили на неё внимание. Я почувствовала значимость своего труда, хотя и на свою школу пожаловаться не могу.Не каждый директор будет "держать" учителя технологии для начальной школы, а учителей - чем-то "догружать". Л. С.
А я благодарю Бога, что он мне помог "разглядеть" такого сильного педагога с первой методической разработки и горда тем, что на нашем портале созданы условия общения с коллегами своей специальности...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Все права защищены. Разрешается републикация материалов портала в Интернете с обязательным указанием ссылки на данный портала и со ссылкой на авторов статей, публикаций и иных материалов опубликованных на данном портале (с указанием автора и его сайта)
Автор проекта заинтересован в сотрудничестве с серьёзными рекламными агентствами, готовыми предоставить качественную рекламу по теме проекта. Преимущество в размещении рекламы предоставляется надёжным и долгосрочным проектам. Цена согласовывается в результате взаимной договорённости. По вопросам рекламы и коммерческим предложениям обращаться по адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru
Некоторые материалы (методические рекомендации, разработки уроков, презентации и т.д.), находящиеся на данном портале, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на портале, просьба немедленно сообщить об этом gо адресу: ataulovaov_uipk@mail.ru)